Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗРЕЛОЕ И ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ



В XI в. на смену высокому искусству каролингской эпохи приходит пест­рое многообразие художественных и культурных стилей, отмечается не­обыкновенная активность монастырских центров. Периферийная культу­ра (оттоновская, англосаксонская, испанская, итальянская) ассимилирует каролингскую традицию. С XI в. начинается устойчивый подъем средневе­ковых школ, система образования совершенствуется. Вплоть до XIII в. шко­лы были: монастырскими (при аббатствах), епископальными (при кафед­ральных соборах) и придворными («палациум»). Школы при монастырях и аббатствах были в период варварских нашествий чем-то вроде убежищ и хранилищ памятников классической культуры, мест изготовления списков; епископальные школы были местом преимущественно начального обуче­ния. Однако наибольшее оживление в культурную жизнь вносила придвор-

72 См.: Средневековая латинская литература IV—IX вв. М., 1970.

73 Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V— начало VII века).
М., 1989. С. 207-283.

74 Conquerors and Chroniclers of Early Medieval Spain. Liverpool, 1999.
Свенщщкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.

ная жизнь. В эпоху зрелого и особенно позднего средневековья к ним до­бавляются церковные школы — кафедральные (при городских соборах) и приходские76,— городские и цеховые школы, которые подразделяются на множество видов и типов в зависимости от культурных особенностей мест­ности и региональных традиций.

В целом специалисты выделяют следующие типы средневековых школ.

Монастырские:

• внутренние школы для мальчиков, готовившихся к пострижению в
монахи;

• внешние школы для мальчиков-мирян.

Соборные или кафедральные — при епископских резиденциях:

• для подготовки будущих священнослужителей;

• для мирян.

Приходские,которые содержались священниками77. Приходские, внешние монастырские и соборные школы посещали маль­чики 7—15 лет. Они изучали чтение, письмо, счет, церковное пение.

Внутренние монастырские школы относились к закрытому, или интер­натному, типу, здесь обучались монахи и будущие служители церкви. Внеш­ние, располагавшиеся вне монастырской ограды, предназначались для ми­рян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан. Во вне­шних преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже

предметы тривиума. Внутренние шко­лы давали более высокий уровень об­разования: преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В луч­ших школах преподавались также ме­дицина, греческий язык, предусмат­ривалось чтение античных авторов. Во внутренних школах образование было более широким и дифференцирован­ ным. Один из преподавателей, к при­меру, мог попросить, чтобы младшие ученики приветствовали его латинской прозой, средние ученики — ритми­ческими стихами, которые сочинялись на слух, а старшие — метрически­ми стихами, которые сочинялись по книгам. Для наиболее способных про­водились индивидуальные занятия по богословию. Пользовались учебни­ками Алкуина, Беды Достопочтенного, Исидора Севильского, Боэция, Марциана Капеллы, Доната, их комментировали, на полях выписывали переводы латинских слов (глоссы). Широко использовали античных авто­ров. Начинающие ученики читали Катона, Вергилия, потом переходили к Плавту, Цицерону. Очень любили читать платоновский диалог «Тимей». К текстам третьей ступени трудности относились Вергилий, Гораций, Ови­дий, Саллюстий. Писали сочинения в стихах и прозе на латыни. Из грече­ского языка брались азбука, отдельные слова и фразы символа веры, молитв и литургии. Знатоков греческого языка было немного78.

Приходские школы обеспечивали элементарное обучение простого люда.

Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.

Там же.

В каждом монастыре существовали мастерские по переписке. Рукопи­си, вывезенные в свое время Карлом Великим из Италии, широко разошлись по Европе, переписывались, выменивались. Многие монастырские школы уже в IX в. начинают специализироваться на отдельных науках: Мец — на музыке, Тур — на медицине, Комбре — на математике79. В женских монас­тырях образование девочек ограничивалось чтением, письмом, пением и обучением рукоделию и женским ремеслам.

Церковные школыбыли доступны прежде всего высшим сословиям. Они готовили клириков — служителей культа (такое учреждение принято назы­вать внутренней школой) и в то же время обучали мирян (внешняя школа). В документах XII—XIIIвв. встречается выражение studia generalia, которое историки переводят как «большие школы». Под «большими школами» сле­дует понимать школы, куда стекалась молодежь со всей страны и даже из-за границы и в которых обучали совокупности всех известных тогда наук: на первом уровне — свободным искусствам, тривиуму и квадривиуму, не­зыблемой основе школьного здания, традиционным дисциплинам, все еще разделенным и организованным так же, как во времена Каролингов; на вто­ром уровне велось обучение более специализированного и профессиональ­ного характера: медицине (physica), гражданскому праву (leges), канониче­скому праву (decretum) и теологии {sacra pagina)m.

Таким образом, в средневековой Европе, в частности во Франции, духов­ные учебные заведения первой ступени, предоставляющие элементарное (начальное) образование, именовали малыми школами, а второй ступени, т.е. повышенного образования,— большими школами. В них учились только мальчики и юноши (в малых школах — 7—10-летние, в больших школах — более взрослые). В больших школах в классе иногда училось до 100 маль­чиков, а учебный день мог продолжать до 13 чм.

В малых школах один учитель (схоласт) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, препода­вавший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком следили особые надзиратели (циркаторы). Епископальные (кафедральные)

школы до IXв. являлись ведущим ти­пом церковных учебных заведений. Наиболее известными были школы Галле, Рейхене, Фульде в Германии, а во Франции — в Париже, Орлеане, Анжере, Тулузе и Монпелье. Так, на­пример, в Париже насчитывалось три вида учебных заведений: школа Бо­гоматери, т.е. группа школ епархии, или собора; школы главных аббатств, особенно св. Женевьевы, Сен-Виктора и Сен-Жермен-де-Пре; частные школы, открытые клириками, получившими звание магистра. Многие школы содержали известные ученые, философы или теологи. В Шампани также было три перворазрядных школы: самая знаменитая — Реймская, а также школы Шалона-на-Марне и Труа. Кроме них были монастырские

79 Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.

s0 См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб.,

1999. 81 Medieval Schools & Universities (www.britainexpress.com).

школы, зависящие от крупных аббатств, — Монье-ла-Сель, св. Ремигия Реймского и св. Николая Реймского, а также более мелкие и менее извест­ные школы, включая множество начальных школ. Париж, как и Орлеан и Монпелье, поставлял клириков разных степеней всей Европе. Многие ино­странные магистры были во Франции наделены бенефициями, санами ка­ноников и даже епископов.

Монастырские школы— институт духовного наставничества в монаше­стве и профессиональной подготовки духовенства. Монастырские школы возникли в середине 1-го тысячелетия в Индии в буддийских монастырях.

С возникновением христианства (середина I в.) появились духовные учебные заведения нового типа: в Александрии (Египет) — первая катехизическая школа (конец II в.), в Иерусалиме, Риме и других городах Римской империи — епископские школы и школы экзегетов (истолкова­телей Священного Писания). Посте­пенно сложилась система духовных учебных заведений: архиерейские (епископские), катехизические, мо­настырские. В византийский период возни кают духовные семинарии армя­но-григорианской и грузинской цер­квей. С распространением христианства в VI—VIIIвв. монастырские шко­лы создавались при мужских монастырях. Духовные учебные заведения ка­толицизма мало отличались от духовных школ православия и имели строго выраженную религиозную и профессиональную направленность. Суще­ствовало три основных типа монастырских школ: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковноприходского служения), школы-обще­жития при монастырях (готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не пред­назначавшихся для служения в церкви и монастырях. Обучение в монастыр­ских школах носило богословский характер с некоторыми элементами свет­ского образования: преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теоло­гия. В лучших школах преподавались также медицина, греческий язык, предусматривалось чтение античных авторов82.

Началом монастырского просветительского движения историки счита­ют евангелическую миссию св. Патрика в Ирландию в 430 г. Основанные им католические монастыри вели активную миссионерскую деятельность, спо­собствовали распространению грамотности, книжного дела. В монастырях говорили на правильной латыни и изысканном греческом, любовно соби­рали в библиотеках античные и раннехристианские рукописи, за которы­ми монахи отправлялись в экспедиции на континент, занимались филосо­фией, риторикой, поэзией; необыкновенно расцвело книжное дело. В скрипториях — мастерских по созданию и переписыванию рукописей — писцы и художники создавали творения, перед которыми и по сей день за-

82 Lynch J. The Medieval Church. N.Y., 1992.

вороженно застывают зрители: тексты, выписанные элегантным шрифтом, восходящим к греческому письму, украшали необыкновенные орнаменты, сочетавшие как кельтские, так и англосаксонские узоры, изображения фан­тастических зверей и птиц, замысловатые плетенки"3.

Вплоть до конца VIIIв. Ирландия оставалась главным центром христи­анской образованности. Ее монастырские школы принимали и обучали студентов из разных стран, рассылая своих монахов с миссиями во все кон­цы света. К примеру, основанные в VIв. монастырь Люксей в Бургундии и

Монастырские школы были распространены в Европе VIII в.

монастырь Боббио в Северной Италии (VIIв.) создали по всему континен­ту разветвленную сеть из 60 монастырей. В течение последующих 500 лет от­сюда расходились миссионеры в страны Западной Европы. Кстати сказать, именно в Ирландию еще в 670-е гг. англичане отправлялись за знаниями. А первые в Англии монастырские школы были основаны при Теодоре — в Доруверне, Эбораке и монастырях Уирмут и Ярроу (в последней учился и позже преподавал Беда Достопочтенный). Первая грэммэр скул, или грам­матическая школа, была основана в Англии в VIIв. н.э. при монастыре в Кентербури посланцем Рима84.

Расцвет монастырских школ в Западной Европе связывают с деятельно­стью монашеского ордена бенедиктинцев в VIв. Орден был создан мона­хом Бенедиктом Нурсийским(480—533). В 529 г. он составил знаменитый «Regula magistri» — первый монастырский устав, который предписывал в качестве основной обязанности «воинам господним», т.е. монахам,— рабо-

83 Талъберг Н. История христианской церкви. М., 1991.

84 A Handbook of Education / Ed. by Yudhishtar Kahol. New Delhi, 2004.

ту и молитву. Сначала работа включала только физический труд, но посте­пенно ее понимание расширилось и охватило чтение и переписку книг, собирание и хранение рукописей и, наконец, организацию школы. В бене­диктинских монастырях готовились пополнения клира, грамотные люди для церковной и светской администрации, здесь же протекала жизнь ученых-клириков, занятых изучением религи­озных текстов, а также сочинений христианских и языческих авторов*5. Монастырь понимался как «школа служения Богу», в которой монах до­стигает совершенства в любви ко Хри­сту, возрастая в смирении (12 ступеней которого описывается Бенедиктом) и послушании. В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII в. в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при каждом из них действовала своя школа. Особую извест­ность приобрели школы в Рогенсбурге, Тюрлингене, Гессене в Германии. К XIII в. влияние бенедиктинцев на духовную жизнь падает. Средневеко­вое общество справедливо обвиняло многих членов Ордена в разврате и из­лишествах86.

В школах бенедиктинцев три года обучали началам грамоты, пению псал­мов, соблюдению религиозных ритуалов. Немного шире была программа аналогичных школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и давала общую подготовку (письмо, счет, пение). Иногда к ним добавля­лись начала астрономии. В XIII в. монахи-францисканцы открывали эле­ментарные школы для детей из беднейших слоев населения и создавали значительное количество рукописных учебников и руководств.

В монастырские школы принимались дети 5—7 лет независимо от сослов­ной принадлежности. Там обучали не только детей из хора или новичков, обреченных провести всю свою жизнь в кафедральной церкви или аббат­стве. Туда также набирали школяров со стороны, тех, кто собирался всту­пить в духовное сословие, дабы позднее обладать свободной профессией или церковными бенефициями, и даже сыновей дворян и сеньоров, т.е. мирян, желавших дополнить то чересчур скромное образование, которое давали им их воспитатели87. Отличительной особенностью образования в монастырс­ких школах было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей. Практическими потребностями быта предусматрива­лось обучение ремеслам и начаткам агрономии. В женских монастырях об­разование девочек ограничивалось чтением, письмом, пением и обучени­ем рукоделию и женским ремеслам. Разновидностью монастырских школ можно считать школы, готовившие певчих. К концу XII — началу XIII в.

^Уколова В.И. Последний римлянин Боэций. М., 1987. С. 116, 171.

^ Grundmann H. Religious Movements in the Middle Ages / Trans. By S. Rowans. Notre Dame, 1995. См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб.,

приоритетное положение в сфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам. Однако монастырские школы сохраняли свое значение вплоть до XIV—XV вв., а в южнославянских стра­нах — до XVI в.88

Таким образом, с самого начала монастыри выполняли не только мис­сионерскую функцию, обращая в христианство язычников, но и культур­но-просветительскую, поскольку тех же язычников, чтобы они могли чи­тать и понимать Библию, приходилось учить грамоте. Римская церковь за­ботилась о том, чтобы монастыри служили центрами обращения в христианскую веру. В монастырях монахи обучались, занимались перепис­кой священных текстов, в первую очередь Евангелия. Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Биб­лию, богословскую литературу. Так, в школах повышенного типа, руковод­ствуясь установками христианского аскетизма и благочестия, предпочита­ли изучать Сенеку, а не Цицерона, Катона, а не Эзопа или Вергилия89.

В IX в. католические монастыри стали открывать школы, в которых де­тей с ранних лет готовили к будущей духовной должности. Учащийся, ко­торый, как правило, посещал школу пять лет, приобретал элементарные навыки чтения и письма. Сначала учились писать стилом на восковой таб­личке, затем писали пером на пергаменте. Поскольку книг было мало (каждый экземпляр монахи изготовляли вручную), их заучивали наизусть. Много времени отводилось занятиям музыкой, так как не хватало певчих для церковных хоров. Ученики знакомились с античной литературой и ла­тинскими богословскими сочинениями, поэтому в школах особое внима­ние уделяли изучению латинского языка, на котором во всех европейских монастырских школах и велись занятия. За стадией первоначального обу­чения следовал так называемый тривиум. Диалектика и риторика изуча­лись одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргумен­ты и доказательства, т.е. часто выступала и как логика; вторая — построе­нию фраз, искусству красноречия, которое высоко ценилось служителями культа и аристократией. Изучение философии и диалектики опиралось на произведения Аристотеля. Заучивали также тексты святого Августина и других отцов церкви90.

Основным институтом образования в эпоху, предшествующую появле­нию университетов, служили монастырские школы. И в средневековой Европе, и в допетровской Руси образование чаще всего происходило в мо­настырях, которые тогда играли роль центров духовной культуры. Они и позже, после становления европейской университетской науки, не поте­ряли своего значения. Но их ориентация была уже больше не светско-ре-лигиозной, а исключительно религиозной. В монастырских школах обу­чались кроме духовных и светские лица, будущие чиновники и админи­страторы. Сюда принимали учащихся в зависимости от их способностей, а не только по их принадлежности к знати, что давало возможность вы­ходцам из низов сделать хорошую карьеру. Благодаря этому монастырские школы исполняли важную культурную роль: они выявляли и воспитыва-

88 Педагогический энциклопедический словарь (www.dictionary.fio.ru).

89 Ястребицкая А.Л. Западная Европа в XI—XIII вв. М., 1978.

90 Талъберг Н. История христианской церкви. М., 1991.

ли талантливых людей из разных слоев общества. Однако монастыри не­редко удалялись от своего предназначения. Знать видела в них возмож­ность материально обеспечить своих сыновей и дочерей, не имевших права на наследование и не сумевших вступить в брак. Отсылали в монастыри в качестве наказания и нежелательных лиц. Все это вело к постепенному обмирщению монастырей.

В XI и отчасти XII в. монастыри создавали наиболее благоприятные ус­ловия для развития культуры и искусства. В те времена большинство школ

в Западной Европе были церковными (или монастырскими). Они в свою очередь подразделялись на низшие церковные школы и школы при епи­скопских кафедрах.

Монастырские и церковные шко­лы представляли собой самые первые учебные заведения средневековья. И хотя христианская церковь сохра­няла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь латынь), именно в них продолжалась культурная тради­ция, связывавшая разные эпохи. Низшие церковные школы готовили в ос­новном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных кре­стьян. Учеба начиналась с зубрежки молитв и псалмов (религиозных пес­нопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили чи­тать те же молитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было еще далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучи­вали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, да­лекие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта пре­мудрость вколачивалась в сознание учеников с помощью розог. Около трех лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначала на по­крытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на перга­менте. Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью паль­цев, заучивали таблицу умножения, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического вероучения. Более крупные школы, дававшие образование посерьезнее, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь свободных искусств» (грамматику, ритори­ку, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Система свободных искусств была двухуровневой. На начальном уровне преподава­лись грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли ос­тальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12—13 лет.

В иезуитских школах применялся новый, «книжно-фронтальный», ме­тод обучения, при котором занятия в аудиториях проводились по специаль­но написанным учебникам, а учитель одновременно обучал множество уче-

ников. Новая модель в обучении представила миру феноменальные резуль­таты. Например, выдающийся французский философ Рене Декарт (1596— 1650) окончил иезуитскую школу.

В конце XII— начале XIIIв. среднее школьное и даже высшее образова­ние среди европейского духовенства стало практически обязательной нор­мой. Архивные документы того времени показывают, что перед многими именами каноников и епископов стоит звание магистра (magister). В эпоху Филиппа Августа (1165—1223) образование получило широкое распростра­нение среди церковных иерархов и ученые степени становятся обязатель­ным условием для получения значительных бенефициев (вознаграждений) и высоких церковных должностей9'. Почти все представители высшего ду­ховенства начинали как студенты, а школы являлись питомниками для ка­питулов92 и прелатств93.

Таким образом, монастырские школы исполняли важную культурную роль: они выявляли и воспитывали у талантливых людей из разных слоев общества высокие духовные ценности.

С ростом городовв XIV—XV вв., появлением слоя горожан и расцветом цехов набирают силу светские, городские частные, а также гильдейские и муниципальные школы (находящиеся в ведении городского совета), не подвластные прямому диктату церкви. Растущим городам требовалось все больше образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а содержание обучения диктовалось прежде всего практическими потребностями того или иного города. Латынь в этих школах постепенно вытеснялась национальными языками. Все чаще монастыри обосновываются в городах, а монахов можно видеть на универ­ситетских кафедрах.

Первые городские школы появились во второй половине XII— начале XIIIв. в Любеке, Гамбурге. Городские школы рождались также из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников. С XIVb. своеобразным типом народной школы стали шко­лы при поминальных часовнях, где дети обучались началам грамоты. С ро­стом городов, появлением третьего сословия и развитием цехов возникли городские школы, не находившиеся непосредственно в ведении церкви, а также частные школы. Центрами ремесленного образования с XIIв. были цехи. Цеховые школы возникли в XIII—XIVвв. Они содержались на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, эле­менты геометрии и естествознания). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была у возникших в то же время гильдейских школ. Поначалу городские школы находились под контролем церкви. Церковники урезали программы, утверждали учителей. Но со временем города избави­лись от докучной опеки, отвоевав себе право определять программу и на­значать преподавателей. Программа городских школ по сравнению с цер­ковными носила более прикладной характер. Кроме латыни, изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естествен-

91 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб., 1999.

92 Капитул — коллегия духовных лиц, состоящих при епископе и его кафедре.

93 Прелат — общее наименование высших духовных лиц в римско-католической и англиканской
церквях.

ные науки. Основу школьной программы по-прежнему составляли два цик­ла предметов — тривиум и квадривиум.

Кроме них изучались свободные искусства и философия, которая под­разделялась на четыре части: теоретическая, практическая, логическая и ме­ханическая. Теоретическая философия посвящалась теологии, физике и ма­тематике; практическая философия сводилась к этике, куда входили про­блемы личности, экономики и поли­тики. Логическая часть философии подразумевала искусство дискурса, включавшего три дисциплины триви­ума. Наконец, механический раздел философии предполагал обучение ра­ботам с шерстью, навигации, сельско­му хозяйству, медицине и некоторым другим. Учащиеся выбирали специализацию на одном или двух практичес­ких предметах в зависимости от своих вкусов и предпочтений преподавате­ля. Из их числа в XIIв. наибольшую популярность в школах Франции при­обрели Гильом де Шампо, специализировавшийся на риторике и теологии, Пьер Абеляр (диалектика и теология), Бернар де Шартре (грамматика), Вильям Конче (грамматика, этика и медицина), Тьерри де Шартре (рито­рика).

В XI—XII вв. благодаря исследовательской деятельности и преподаватель­скому мастерству Пьера Абеляра(1079— 1142) среди учащихся особой любо­вью стала пользоваться третья дисциплина из обязательного тривиума, а именно логика (которую также называли диалектикой), основанная на со­чинениях Аристотеля. Выдающийся французский философ, богослов и поэт прославился больше своей романтической любовью к Элоизе, трагическую историю которой он поведал в автобиографической повести «История моих бедствий». Современники любили называть его Сократом Галлии и Арис­тотелем своей эпохи, а новые писатели — трубадуром философии, стран­ствующим рыцарем диалектики. При жизни он как еретик был осужден цер­ковью, которая впоследствии, однако, положила большинство его сочине­ний в основу своей науки. В 1113 г. он открыл собственную школу, имел множество учеников и приоб­рел европейскую славу как искусный диалектик.

АБЕЛЯР (Abelard, Abailard) Пьер(1079-1142) - француз­ский философ, теолог и поэт, самый значительный представи­тель средневековой философии периода ее расцвета; род. в 1079 г. близ Нанта в местечке Пале (Palatium, откуда эпитет doctor Palatinus), в рыцарской семье. Он получил редкое для того времени образование, в котором навыки военного искус­ства и светского обращения сочетались с глубиной научных знаний, насколько могла дать их тогдашняя школа. Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности философов, в критическом отношении к теологии. В споре о природе универсалий развил учение, названное позже концеп-

туализмом. Разрабатывал схоластическую диалектику. Учение Абеляра было осуждено соборами 1121 и 1140 г. как ересь. По их приговору он сам бросил в огонь свою книгу «Божественное единство и троичность» (в ней он доказывал, что су­ществует лишь один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой —лишь проявления его могущества).

Светские школы возглавляли люди, которых в разных странах и граф­ствах называли по-разному, а именно архидиаконы, канцлеры, канторы или духовные лица, получившие один из трех титулов: scholasticus, caput scholae, magister scholarum. На преподавание в городской школе надо было получить особое разрешение (licencia docendi), которое давал священник в ранге scholasticus4*.

В средневековой Западной Европе образованным человеком мог считать­ся только тот, кто изучил курс семи свободных искусств. Они изучались в общеобразовательных школах, более глубоко — в университетах на «факуль­тетах искусств», составлявших начальную ступень высшего образования. «Свободным искусствам» были посвящены сочинения не только выдающих­ся педагогов средневековья (Винсента из Бове, Гуго Сен-Викторского и др.), но и художественные произведения. Аллегорические фигуры «свободных искусств» — Грамматики, Риторики, Диалектики, Арифметики, Музыки и выдающихся наставников в этих искусствах изображались на стенах сред­невековых соборов.

Удивительно, но средневековье не знало классно-урочной системы, но педагогические идеи XIII—XIVвв. легли в основу будущих принципов обу­чения, разработанных и систематически изложенных лишь в XVII в. Я.А. Коменским. Университет, кафедра, факультеты, лекция, студент, экза­мен — все эти атрибуты средневековой школы остались и сейчас. В средние века система знаний носила отчасти светский характер и покоилась на схо­ластической философии, отчасти религиозный, так как почитались кано­ны христианского вероучения.

КОМЕНСКИЙ Ян Амос(1592-1670) — чешский мыслитель-гума­нист считается «отцом современной педагогики». В своем классиче­ском труде «Великая дидактика» он старался связать в единое целое познавательные и нравственные стороны обучения. Человек тонкий и наблюдательный, он был наделен могучим интеллектом. Его бога­тый опыт в начальных и средних школах Польши позволил сформу­лировать принципы, которые легли в основу современной педагоги­ческой науки. Наблюдая, как учитель изо всех сил старается поддер­жать неослабевающий интерес школьников к учебе, добиваясь наилучшего восприятия, Коменский пришел к логическому выводу: учителя в действительности учат только тогда, когда ученики действи­тельно учатся. Он подчеркивал важное различие между действительностью (де­лать то, что правильно) и эффективностью (правильно делать то, что делаешь).

Подчеркивая важность запоминания, необходимость переваривать горы разной информации, Коменский вместе с тем поощрял активное самовы-

1,4 Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. М.. 1996.

ражение учеников, побуждая их формулировать вопросы и использовать методы игровых диалогов. В его учебниках впервые появились иллюстра­ции и таблицы, вместе с учениками он строил модели для объяснения на­учных явлений, стремился привить любовь к музыке и литературе. Выда­ющийся педагог ввел дифференциацию учеников по классам и их тестиро­вание, предвосхитив современные теории познания, стиля обучения и оценки знаний.

Фундаментом средневековой педагогики было изучение слов и языка. Грамматика, риторика, диалектика — trivium — таков первый цикл из семи свободных искусств. Основу любого преподавания, по крайней мере до конца XIIв., составляла грамматика. Уже от нее переходили к другим на­укам и особое внимание уделяли этике, которая дополняла свободные ис­кусства и даже как бы венчала их. Наука грамматика имела много назначе­ний — и не только потому, что через комментирование авторов позволяла обращаться к любому сюжету, но еще и потому, что благодаря словам она по­зволяла добраться до скрытого смысла, ключом к которому они являются.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.