Здавалка
Главная | Обратная связь

НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ



Условным рубежом Нового временисчитается первая английская револю­ция — 1640—1660 гг., во время которой был свергнут и казнен король Карл I (1649 г.); в Англии была провозглашена республика, а с 1653 г. — военная диктатура Оливера Кромвеля. Вторая английская революция, так называ­емая «Славная», 1688—1689 гг.: устанавливается конституционная монархия. Время «Славной революции» принято считать началом эпохи Просвещения.Конец эпохи Просвещения датируется Великой французской революци­ей — 1789—1794 гг. (хотя в ряде стран, например в Германии, эпоха Просве­щения захватывает и начало XIXв.).

Новое время включает в себя XVII—XIXвв. и начинается с эпохи Про­свещения. Промышленным переворотом в Англии XVIIIстолетия и Фран­цузской буржуазной революцией 1789—1794 гг. было положено начало эпо­хе капитализма в Европе. Однако преддверием Нового времени явилась эпоха Возрождения, или Ренессанса. Возрождение представляет собой пе­реходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии он происходил в XIV—XVI вв., в других странах — в конце XV— XVIвв.

Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выгля­дело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в обла­сти науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писа­телей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архи­тектуры. Но подобное уже происходило в мировой истории. В эпоху Каро­лингского возрождения и классического средневековья монахи не раз об­ращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти в нем подтверждение правильности церковных догм. На этот раз произошло иное. Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превра­тилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По суще-

ству, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоз­зрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского реги­она в это время не происходило.

В искусстве произошел переворот, сравнимый с коперниканским, в ре­зультате которого на смену птолемеевской картине мироздания с Землей в центре вселенной пришла современная, полицентричная. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог, как высшее мерило всего суще­го. Мыслители Возрождения не соби­рались приравнивать человека к Богу; человек относителен, а Создатель аб­солютен. Но как только в центр куль­турной вселенной поставили суще­ство относительное, стали возможны­ми плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных ис­кусств. Новый взгляд на мир получил название гуманизма потому, что в ла­тинском языке, который в то время выполнял ту же функцию общения между народами, какую ныне выпол­няет английский, «человечный» озна­чало humanus.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные ка­чества, такие как ум, творческая энер­гия, предприимчивость, чувство соб­ственного достоинства, воля и образо­ванность, а не социальное положение и происхождение. Пафос утвержде­ния идеала гармонической, раскрепо­щенной творческой личности, красо­ты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной законо­мерности мироздания придают искусству Возрождения масштаб величе­ственной, героической эпохи.

Понятие о гармоническом, всесторонне развитом человеке обычно свя­зывают с ренессансным гуманизмом. Второй раз — после Византии — воз­вращение к античному наследию произошло в Европе эпохи Возрождения. Это слово обозначало не просто сознательное обращение в прошлое, а пре­ображение, возвращение в исходное состояние. За основу был взят церков­ный термин renovatio, от которого и произошли итальянские слова rinascita, Rinascimento. Под «возрождением» понималось не только обновление наук и искусств, но и изменение сути человеческой природы.

Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просве­щения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого неве­жества, а средние века — временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы на-

чала XIX в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспе­вали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных христианских традиций.

Просвещение — необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся беспо­воротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в раз­витии европейской культуры, но так­же мощное идейное течение, основан­ное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естествен­ного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения церк­ви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уго­ловного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной ре­формы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех про­светительских теорий была вера во всесилие разума.

В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же вре­мя. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVIIв. В середине XVIIIв. центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ве­дущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная — в Англии, политическая — во Франции, философско-эстетическая — в Гер­мании. За сто лет — от 1689 до 1789 г.— мир изменился неузнаваемо.

Великая промышленная революция в Англии и Великая французская ре­волюция послужили провозвестницами нового порядка вещей, при котором

движущей силой развития общества выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом историче­ских преобразований, его зачинщиком является интеллигенция. С тех пор ни одного крупного события в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения — интеллигентов, людей науки и культуры. Они рекру­тировались из всех слоев общества, но прежде всего из третьего сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Утвержде­ние просветительных идей шло во многом от имени этого сословия.

Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на истори­ческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоутилитарные, приземленные цели и идеалы, которым часто при­ходилось соответствовать интеллигенции. Иными словами, буржуазия под­держивала и приземляла культуру одновременно. Завершилось все это тем,

что на исторической сцене появился новый тип культуры — массовая куль­тура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой, буржуазной. Но ина­че и быть не могло: аристократия и дворянство давно уже имели свою соб­ственную культуру — высокую культуру, еще раньше народ создал свою форму культуры, народную, и только буржуазия оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, что завершением эпохи Просвещения явилось, с куль­турологической точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры.

В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIIIстолетии вы­разила себя через научную идеологию. В философии Просвещение высту­пало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и веры в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духов­ном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Про­свещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просве­щения, такие как свобода,благососто­ яние и счастье людей, мир, ненаси­лие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критиче­ское отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм как полити­ческих, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов.

В каждой стране просветительское движение носило отпечаток нацио­нальной самобытности. В Англиифилософская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632—1704), провозгла­сившим свод неотчуждаемых прав человека: на жизнь, свободу и собствен­ность. Отвергая существование врожденных идей, он утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фак­тором выступает среда.

Другой английский просветитель XVIIв. Томас Гоббс (1588—1679) увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а на при­роду смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся вели­чиной, фигурой, положением, а не как на вместилище божественного ра­зума.

Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотланд­скому философу, историку, экономисту и публицисту Дейвиду Юму (1711 — 1776), обновившему науку о нравственности. По Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психоло­гическими особенностями людей. Шотландия дала миру и другого велико­го мыслителя — экономиста Адама Смита (1723—1790), заложившего осно­вы классической политэкономии.

Просвещение во Франциисвязано с именами Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Дидро, Ш.Л. Монтескье, П.А. Гольбаха и др.

Французский просветитель, правовед и философ Шарль Луи Монтескье

(1689—1755) страстно выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализи­ровал различные формы государства и формы правления. Его теория «раз­деления властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли XVIII-XX вв.

На педагогические идеи эпохи Просвещения наибольшее влияние ока­зали идеи Руссо, который считал, что естественный человек, близкий к природе, намного выше по своим моральным качествам, чем цивилизован­ный: цивилизация портит людей.

Великий французский мыслитель, писатель и публицист Вольтер (1694— 1778) выступал против абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Вели­кой французской революции. Его роль в Просвещении определялась не столько политическими взглядами, сколько духом сомнения и скептициз­ма, который способствовал формированию молодого поколения вольнодум­цев. Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778). Он создал теорию естественного воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свобод­ному развитию. Он также утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные по­требности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо обрушился на современную сис­тему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме фи­лософского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Ж.Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную перио­дизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их воз­растные особенности.

Основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии, или Толкового сло­варя наук, искусств и ремесел» (1751 — 1780), философ-материалист Дени Дидро (1713—1784), как и Руссо, был неординарной личностью. В юности он был религиозен, часто постился и носил власяницу, а в 1726 г. даже стал аббатом. В 1732 г. он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни. Первое время Дидро зарабатывал переводами. Знакомство с исторической и философской литературой сделало его деис­том, а затем убежденным атеистом и материалистом.

Главным делом его жизни стала «Энциклопедия». Вначале 1740-х гг. па­рижский издатель А. Ф. Ле Бретон решил перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Но вскоре он и ставшие его компаньонами Дидро и Д'Алам-бер отказались от публикации слегка измененной версии английского сло­варя и стали готовить самостоятельное издание. Дидро придал «Энцикло­педии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.

На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшей­ся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии». В ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал 6000 статей) и Д'Аламбе-ра, такие гении Просвещения, как Руссо (написал 390 статей, прежде всего по теории музыки), Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э.М. Фальконе, архитектор Ж.Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С.Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж.Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добан-

тон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Составители «Энциклопедии» полу­чили название энциклопедистов. Итогом явился универсальный свод современных знаний.

Появлению блестящей плеяды фи­ лософов-просветителей предшество­вал тот интеллектуальный переворот в умах европейцев, который совершили их великие предшественники, прежде всего французский философ Рене Декарт (1596-1650), нидерландский фи­лософ Бенедикт Спиноза (1632—1677) и немецкий философ Готфрид Виль­гельм Лейбниц (1646—1716).

Философия Просвещения в Германииформировалась под влиянием Хри­стиана Вольфа (1679—1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основ­ные области философского знания. Философ-рационалист был избран ино­странным почетным членом Петербургской Академии наук (1725). Фило­софия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «критической философии» И. Канта.

Демократические идеи французских просветителей во многом опреде­лили творчество великого швейцарского педагога Иоганна ГенрихаПеста-лоцци (1746—1827). Целью воспитания он считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формиро­вание нравственного облика человека. Боле 50 лет И.Г. Песталоцци посвя­тил народному просвещению. Им были созданы приюты для бедных детей, которые он строил по типу семьи и где пытался соединять обучение детей с трудом. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеа­листическая философия XVII—XVIII вв. Большую роль в нравственном вос­питании он отводил семье, особенно матери. Им была создана «теория эле­ментарного образования», согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.

Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были при­нести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии церкви и ари­стократии. Открытия XVII в. в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную кар­тину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со стро­гими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место после­довательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества

должна была сменить новая форма государства, основанная на власти ра­зума и закона.

Подлинная образовательная революция происходит лишь после Вели­кой французской революции 1789—1794 гг. в индустриальных обществах, когда в передовых странах создается и утверждается особый социальный институт образования, переставшего быть элитарным и приобретшего мас­совый, демократический характер. Промышленный переворот XIX в. привел не только к появлению фаб­ричной системы массового производ­ ства, но и к появлению массовой шко­лы современного типа. Школы стали нужны как никогда ранее, потому что родители работают вне дома, и детям нечем себя занять, особенно в городах.


Массовая школа результат возникновения фабричной системы производства


От эпохи Просвещения XIX в. унаследовал внимание к проблеме воспи­тания и образования. Можно сказать, что именно тогда формируется педа­гогика как самостоятельная наука. Ее проблемы обсуждались и теоретика­ми-философами, и практиками, которые пытались наделе внедрить новые принципы и методы обучения.

В книге «Третья волна» Алвин Тоффлер (1981) писал о глубоких измене­ниях, происходивших по мере перехода западного общества из первой ста­дии развития — аграрного производства — во вторую — индустриального развития. Однако ни традиционное фермерское земледелие, ни работа на фабрике не требовали от людей обязательного владения знаниями и навы­ками, приобретенными в школе. Любой из нас, обладающий здравым смыс­лом, может справиться с подобной работой, особенно если речь идет о фаб­ричном неквалифицированном или малоквалифицированном труде.

Промышленный переворот принес с собой стандартизацию, высокую специализацию, синхронизацию. Стандартизированной — и потому взаи­мозаменяемой — стала не только массовая продукция, но и сами рабочие. Они, привязанные к ритму конвейера, реагируют на окружение не только синхронно (одновременно), но и чисто рефлексивно. По заводскому гудку на работу в одно и то же время выходят десятки тысяч людей. По гудку они отправляются на обед и заканчивают работу.

Но разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они кончаются. Ничего подобного не было ни в античности, ни в средневековье. Учащихся было мало, а формы обучения были преимуще­ственно индивидуальными и разнообразными.

Сейчас мы переживаем еще одну величайшую трансформацию — пере­ход от индустриальной эры к эре информационной. По самым точным под­счетам, к 2010 г. от 5 до 10% населения развитых западных стран останутся пока еще на фабриках и заводах. Основным же средством существования станет, а может быть, уже становится, обработка информации. Наше время называют «информационным обществом». Ведущую роль в нем играют зна­ния.

Подобно тому как в XIX в. средний гражданин был фермером, а в XX в.— фабричным или заводским рабочим, средний житель XXI в. будет занят

обработкой информации. Это означа­ет, что подавляющее большинство людей будет трудиться в сфере обслу­живания. Даже на фермах и в про­ мышленности больше людей будет занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит ав­томобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непо­средственно сборкой автомобилей.

Современная школа напоминает высокоточное и наукоемкое производ­ство, где в многочисленных классах-цехах занимаются интеллектуальным трудом будущие инженеры, профессора и бизнесмены. Школьные планы, программы, учебники, наглядные пособия по предметам физико-матема­тического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов отражают новейшие достижения науки и практики. В них излагаются в популярной форме прогностические представления о будущем науки, тех­ники, культуры, экономики, общественных отношений.

Огромное внимание уделяется практическим и лабораторным занятиям, показу практического применения законов физики, химии, биологии и других наук. В учебном процессе применяются современные видеоакусти­ческие и иные технические средства обучения, возможности информати­ки, компьютеров. Используются лекционные и активные формы занятий — практикумы, семинары, дискуссии, диспуты, собеседования, консультации.

Успехи оцениваются, как и на предприятии, в основном по конечному результату: ответу на уроке, контрольной работе, экзамену. Учитель стиму­лирует прилежание, упорство, волевые усилия, проявленные при решении учебного задания, и соблюдение дисциплины. Школьная оценка имеет не только воспитательное значение, но также выполняет функцию контроля — она наказывает или поощряет ученика.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.