Здавалка
Главная | Обратная связь

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ



Основным учреждением системы высшего образования считается универ­ситет. Университет (от лат. universitas — совокупность) — высшее учебное и научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фун­даментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народ­ного хозяйства и культуры.

Первый из них появился в V в. н.э. в Византии. В 425 г. византийский император Феодосии II (408—450) издал указ, согласно которому в одном из общественных зданий столицы открылся Аудиториум — по сути дела, пер­вый средневековый университет Европы. В штате его значился тридцать один преподаватель: 5 риторов и 10 грамматиков греческих, 3 ритора и 10 грамматиков латинских, 2 юриста и 1 философ. Все они были чиновни­ками, т.е. получали жалованье из императорской казны, а после 28 лет бес­порочной службы — отставку с сохранением пенсии, звания комита1 пер­вой степени и титулом спектабиля2. Однако им запрещалось обучать кого-либо в других местах, и вместе с тем другие преподаватели под страхом сурового наказания и высылки из столицы не имели права открывать там

свои школы. Обучение допускалось только в частных домах и для отдель­ных учеников3. Создав университет, Феодосии II своим указом учредил при университете особую институ­цию, отличающую университет от го­ сударственной службы и в наши дни, а именно ученый совет (коллегия пре­подавателей). Согласно уставу, университетские профессора получали право оценивать заслуги друг друга. В начале IV в. были освобождены от муници­пальных повинностей и обязанностей нести службу медики и профессора свободных искусств (вместе с женами и детьми), а позже преподаватели были приняты на казенное жалованье, причем большим городам предостав­лено было право самим избирать своих профессоров.

Другой эдикт Феодосия требовал представления документального сви­детельства о социальном происхождении студента и материальном поло­жении его родителей. От студента требовалось также указать адрес его го­родской квартиры и вид наук, которыми он намерен заниматься. А над­зирающим вменялось в обязанность тщательно следить за поведением студентов. При этом важно отметить, что доступ в университет был открыт всем желающим без сословных ограничений. Единственным условием для поступления был некий начальный уровень образованности и способность к обучению4.

Постепенно Константинопольский университет затмил провинциаль­ные высшие школы. В 529 г. Юстиниан закрыл платоновскую академию в Афинах и установил государственную монополию на университетское об­разование. В 528—529 гг. Юстиниан проводил судебную реформу, для чего создал комиссию из десяти правоведов. Ее возглавляли видные юристы, их имена дошли до наших дней: профессора Константинопольского универ-

1 Комит — почетный титул, эквивалентный графскому в средневековой Европе. Этот титул в ран­
нюю византийскую эпоху носили высокопоставленные должностные лица, такие как начальни­
ки императорских телохранителей и императорских конюшен. На латинском comes означает со­
товарищ, наставник. Он послужил основой термина граф (франц. compte, англ. count). По другим
данным, комит— старший офицерский чин, приблизительно равный генералу армии.

2 Speclabilis — один из разрядов византийских сенаторов, представители крупных провинциальных
землевладельцев; в эпоху Юстиниана подчинялись непосредственно императору; титулование
«высокородие».

3 См.: Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996.

4 Карлов Н.В. В начале была школа... (http://spkurdyumov.narod.ru).

ситета Трибониан и Феофил. Однако в 726 г. император Лев III,основопо­ложник иконоборчества, уничтожил Константинопольскую высшую шко­лу. Правда, в IX в. университет вновь расцвел при ректоре Льве Математи­ке, который изобрел алгебраическую запись численных величин буквенны­ми символами. Не следует забывать, что славянские просветители, создатели славянской азбуки и проповедники христианства Кирилл5 (827—869) и Мефодий (815—885) обязаны своей школьной образованностью и научной подготовкой высшей школе Византии. А патриарх Фотий (820-891), один из образованнейших людей своего времени, до того как занять столь высо­кое место в церковной иерархии, служил профессором философии и бого­словия в Константинопольском университете. Он написал литературно-ис­торическую энциклопедию («Мириобиблион»6) и собрал замечательную библиотеку7. Среди его учеников были люди из самых высших слоев обще­ства: он обучал императора Михаила и Константина Философа8. За Фоти-ем сохранилась репутация величайшего знатока и собирателя произведений античной классики. Его дом в течение многих лет был местом собраний лю­бознательной молодежи. В этом университете преподавались известные всем средневековым школам последующего времени тривиум и квадриви-ум, и после грамматики и риторики следовали геометрия, астрономия, философия и богословие. Император Константин IX Мономах (1000—1055) провел организационную реформу и разделил университет на факультеты (отделения), выделив в самостоятельные единицы философское отделение под руководством Михаила Пселла и юридический лицей во главе с зако­новедом Иоанном. После взятия и разгрома Константинополя в 1204 г. кре­стоносцами университет прекратил свое существование.

Таким образом, кроме древнего центра наук — Академии в Афинах — появился еще один в Константинополе. Он просуществовал около тысячи лет9. Историки справедливо связывают это событие с влиянием его жены Евдокии, прибывшей из Афин, центра языческой культуры, о чем говорит и ее имя Афинаида (Евдокией, «Благоверной», она стала в крещении), но быстро освоившейся в христианской столице и ставшей главной покрови­тельницей наук и искусств.

В VIIв. н.э. одним из крупнейших университетов в Индии была Налан-дав центре Гангской равнины на территории современного штата Бихар. Это был целый городок, в котором в VIIв. проживало около 10 тыс. человек, среди них 3 тыс. буддийских монахов и 1500 учителей. В Наланде обучались и многие миряне — представители разных народов Индии. В отличие от

Он воспитывался при дворе, обучался вместе с малолетним императором Михаилом III, а затем прошел полный курс обучения в Константинопольском университете, после чего короткое время преподавал также философию. А затем ушел в монахи. Среди его учителей были Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский.

«Мириобиблион» («Множество книг»), или «Библиотека»— своеобразный «конспект» книг, ко­торые читал Фотий, как христианских, так и языческих авторов. Всего «Библиотека» содержит 280 таких «конспектов» («кодексов»), сопровождаемых обычно критическими заметками патри­арха, относящимися к содержанию и литературной форме этих произведений, а также к характе­ру миросозерцания их авторов (упоминается около 400 названий). (См.: Памятники византийс-

7 кой литературы IX-XIV вв. / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., 1969. С. 39-47.) Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.

^ Тальберг Н. История Христианской Церкви. М., 2000. С. 283. Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск. 1993.

индуистских, мусульманских и христианских школ в буддийские принимали учеников независимо от национальной, социальной (т. е. кастовой) и, что особенно важно, религиозной принадлежности10.

В состав Наланды входило 6 мужских монастырей. Среди его построек были культовые сооружения, общежития для монахов и отдельно для ми­рян, около 300 небольших помещений для классных занятий и 8 обширных аудиторий для лекций и диспутов, несколько отдельных зданий для библио­теки, больница, бассейны для ежедневных омовений и ряд строений хозяй­ственного назначения. Весь учебный городок был обнесен стеной с угловы­ми башнями и несколькими ворота­ми. Башни были приспособлены для астрономических наблюдений. На во­ротах каждый пришелец мог прочесть имена прославленных учителей На­ланды. Обучаться здесь считалось большой привилегией, доступной наиболее способным. Поступали туда мо­лодые люди в возрасте 16 -20 лет, имевшие уже солидную общеобразователь­ную подготовку. Принимали только 10-20% выдержавших конкурсные эк­замены. Получившие образование в Наланде пользовались особым уваже­нием в ученом мире и правом занимать места учителей и должности на государственной службе. Те из них, кто ставил своей задачей изучение бо­гословия, назывались манава, а стремившиеся получить только общее ли­тературное и специальное образование назывались, как и ученики других вероисповеданий, брахмачари. В последней категории учащихся было много индуистов".

Как и повсюду в Индии, обучение в Наланде было бесплатным. Учащиеся обеспечивались питанием, одеждой, жильем и медицинской помощью. На даровом обеспечении были и учителя. По одним сведениям, к Наланде были приписаны 100, а по другим — 200 деревень, доходы с которых шли на ее содержание. Университету жаловали земли и недвижимость также богатые вельможи. Составной частью учебного процесса в Наланде были систематически проводившиеся публичные лекции и ученые дискуссии. На них присутствовали не только жители Наланды, но и посторонние, прибы­вавшие иногда из отдаленных мест. В диспутах на религиозные, философс­кие и научные темы принимали участие учителя и старшие ученики, при­езжие ученые и просто искатели истины. Иногда подобные дискуссии про­ходили в присутствии раджей и высших сановников и даже в их резиденциях. Для завершающих свое образование в Наланде такие диспу­ты превращались в своеобразные смотры — соревнования, победители ко­торых удостаивались особых званий и почестей и получали право занимать вакантные места на государственной службе.

Библиотека Наланды была одной из крупнейших, известной уже в VII в. далеко за пределами Индии. Это была не только учебная, но и научная биб­лиотека. Кроме учеников и учителей Наланды в ней занималось много при­езжих ученых, даже из зарубежных стран. Библиотека располагалась в трех

10 Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наланде (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока.
Вып. 14. М., 1972.

11 Там же.

специально для нее построенных зданиях и насчитывала многие тысячи рукописей. Она регулярно пополнялась новыми рукописями по разным отраслям знаний. В период своего расцвета (VII—X вв.) Наланда была од­ним из крупнейших азиатских цент­ров образования и науки. Из Средней Азии, Тибета, Китая, Кореи, Японии, Индокитая, Индонезии, Цейлона в Индию съезжались ученые-буддисты, желавшие завершить свое образова­ние под руководством прославленных учителей. Так индийская культура просачивалась в самые отдаленные страны Азии12.

Самым старым вузом из действую­щих до сих пор является Карачинский университетв Фесе (Марокко), дата основания которого — 859 г. В 971 г. образован Каирский университет Апь-Азхар (AL-AZHAR), который иногда считают старейшим университетом мира. Здесь преподавали самые разные науки, в том числе религиозные,

Библиотеки — важнейшие центры обучения

Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наланде (V-VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. '4. М., 1972.

юриспруденцию, арабский язык и свободные искусства. Сегодня в нем обу­чается более 80 тыс. человек и он считается одним из крупнейших в мире (веб-сайт: www.alazhar.org). Правда, еще в 626 г. император Китая Ли Ши-минь (Тай-цзун), опередив европейцев, основал в столице — Чанъани — первый университет.

По мнению отдельных исследователей, самым ранним университетом средневековой Европы был Салернский. Он развивался на основе древней­шей Салернской медицинской школы,первое упоминание о которой отно­сится к 197 г. до н.э. В период существования Римской империи небольшой городок Салерн был своеобразным курортом, а в IX в. н.э. стал столицей лангобардского королевства. Обучение в ней основывалось на достижени­ях арабской и античной медицины, большое значение придавалось опыту и наблюдениям. Знаменитая школа сформировалась при активном участии расположенных поблизости Бенедиктинского монастыря и приютов боль­ниц, находившихся в ведении иоаннитов. Со временем школа приобрела большую известность, ее опыт привлекал интересующихся медициной из разных стран, в XI в. на ее базе возникает Салернский университет, поло­живший начало созданию учебно-на­учного заведения нового типа. Одна­ко университетом в нашем понима­нии школа так и не стала, потому что кроме медицины высокого уровня об­разования по остальным дисципли­нам не давала.

Первым настоящим университе­том стала Болонская школа права.До ее возникновения юристы (счита­ющие себя преемниками классичес­ких римских правоведов) произволь­но устанавливали законодательные нормы и принципы, которые следова­ло изучать и преподавать. В 1155 г. им­ператор Священной Римской импе­рии Фридрих I Барбаросса издал эдикт, так называемый Authentica Habita акт, в котором провозгласил набор университетских свобод и дек­ларировал известную степень автономии университетов. Именно в нем ко­дифицировалось обычное право применительно к учебным заведениям. Начиная с этого момента историки фиксируют бурный процесс официаль­ного открытия университетов в Европе. Первой была Болонская школа. Через 100 лет, т.е. к XIIIв., юридический факультет Болонского универси­тета насчитывал около 10 тыс. студентов практически из всех стран Запад­ной Европы13. У знаменитого болонского профессора Ацо было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади14.

13 Universities in the Western World / P. Seabury (ed.) N.Y., 1975.

14 Игнатович В. Болонский университет в средние века. СПб., 1846.

Основатель Болонской школы юристов Ирнерий(1055—1130) первым выделил римское право из общего курса риторики и стал его преподавать не в отрывках, а в полном объеме. Ирнерий составил сборник юридических казусов (задач) для студентов, изучающих право, а также систематическое руководство по римскому праву. Таким образом, в Болонье, в качестве пер­вого университета была легитимизирована высшая школа, где был создан систематический курс учебной дисциплины и употреблялись стандартизо­ванные учебные пособия-тексты1".

Созданная Ирнерием школа римского права, имевшая общеевропейское значение, получила название школы глоссаторов. Само название школы установилось потому, что итальянские юристы, комментировавшие и тол­ковавшие римское право, оставляли свои заметки (глоссы) на полях или между строчек рукописи. Для учебных целей профессор комментировал (глоссировал) классические документы слово за словом, строчка за строч­кой, ставил перед студентами вопросы, классифицировал и обобщал пра­вовой материал. Некоторые глоссы представляли собой суммированное изложение комментируемого отрывка (так называемые брокардики), дру­гие содержали широкие правила, выводимые из изучаемого текста (право­вые максимы). Глоссаторы составляли учебники права, включавшие крат­кий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборники спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а также казусов, специально подобранных для пояснения источников16. Они писали и самостоятельные труды по от­дельным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяс­нению устаревших или ставших к тому времени малопонятными текстов и терминов, по внутреннему упорядочению правовых памятников. Возмож­но, глоссаторы, создававшие весьма сложные академические тексты, повли­яли даже больше на высшее образование и студенчество, нежели на судеб­ную практику, для которой они оказывались порой излишне тяжеловесны­ми. Хотя, как знать, ведь говорили же в ту эпоху: «То, что не признает глосса, не признает суд». Деятельность глоссаторов подготовила почву для изуче­ния и преподавания римского права и за пределами Италии, в том числе в Оксфордском университете17.

Римское право как никакой другой фактор эпохи средневековья способ­ствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования. Важную роль в «открытии» римского права для сред­невекового общества сыграли университеты Северной Италии (в Равенне, Падуе, Болонье и других городах). После обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи юстиниановых Дигест (копии VI или VIIв.), получившей впоследствии название Флорентийской рукописи, в университетах начина­ется систематическое изучение и преподавание римского права.

Рутенбург В.И. Университеты итальянских коммун // Городская культура. Средневековье и нача­ло нового времени // Сб. статей под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1986. Вормс А. Болонский университет и римское право в средние века. М., 1898. Т. 4. Основы государства и права: Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1998; Основы государства и права: Под ред. М.Н. Марченко и П.Ф. Лунгу. М., 1997; Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б.И. Пугинский. А.А. Рогачев. М., 1997; Черниловский З.М. Всеобщая история государства и пра­ва (История государства и права зарубежных стран). 2-е изд., перераб. и доп. М, 1983.

Европейские университеты родились в системе церковных школ. В конце XI — начале XIIв. ряд кафедральных и монастырских школ превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университе­тами. Но как только они стали университетами, в них произошли качествен­ные изменения. Школа и университет — разные явления с точки зрения

социологии, ибо представляют разные типы социальной организации: уни­верситет добровольная ассоциация преподавателей и студентов, которые сами объединились для занятий нау­кой, а школа — учрежденное государ­ством или церковью формальное заве­дение для насаждения в сознание юных граждан уже известных и откры­тых учеными знаний и норм поведе­ния. Если моделью школ были антич­ные аналоги, которым средневековые школы подражали и в чем-то их об­новляли, то университет не имел сво­его прототипа. Такого рода корпора­тивных формаций и свободных ассо­циаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями,не видела античность ни на Западе, ни на Востоке.

Между школой и университетом существует формальная преемствен­ность — в плане учебных программ, технологии обучения, формы отчетно­сти, но отсутствует содержательная связь. Даже византийский Аудиториум качественно отличался от средневековых европейских университетов, хотя формально все они относятся к одному типу высших заведений. Можно смело утверждать, что эпоха европейских университетов в нынешнем по­нимании слова начинается с XI-XIII вв. Universitas — типичный продукт средневековья.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.