Здавалка
Главная | Обратная связь

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КУРРИКУЛУМ



Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои объединения по предметам — факуль­теты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно студенты и препо­даватели избирали руководителя университета — ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский

38 Хотя легенда утверждает, что Оксфорд был основан королем Альфредом в 872 г.

39 Городская культура. Средневековье и начало нового времени: Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1986.
С. 46.

(богословский) и медицинский. Срок обучения на разных факультетах су­щественно отличался: подготовка будущего юриста или медика занимала 5— 6 лет, будущего философа (богослова) — целых 15. На занятиях студенты слу­шали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовыва­лись и диспуты — споры по заранее поставленным вопросам40.

В начале XIII в. во французских университетах, слывших лучшими в Европе, были установлены возрастные ограничения для обучения как тео­логии, так и свободным искусствам. Магистр теологии должен был достичь 35 лет, иметь по меньшей мере 10 лет общих штудий и 5 лет теологических. Он обязан быть добропорядочным человеком, с проверенными способно­стями. Чтобы стать магистром искусств, надо было достигнуть хотя бы 21 года, пройти 6 лет школьного обучения и обладать нужной лицензией. Однако прежде чем поступить на один из трех факультетов, студент дол­жен был окончить подготовительный факультет. Он назывался артистиче­ским факультетом41, или факультетом искусств (facultas artium). Здесь изу­чали «семь свободных искусств» (artes liberates). Он считался как бы млад­шим по отношению к «старшим»: богословскому, юридическому и медицинскому факультетам. Окончившие артистический факультет полу­чали первую ученую степень — бакалавра искусств и могли продолжать об­разование на «старших» факультетах42.

Прообразом для университетских программ послужил античный курри-кулум, или полный курс обучения, который проходили в два цикла (или две

ступени): первый, словесный — три­виум, в состав которого входили грам­матика, риторика и логика; второй, реальный — квадривиум, состоявший из арифметики, астрономии, музыки и геометрии. Вместе семь дисциплин куррикулума были унаследованы от римской школы и систематизированы Марцианом Капеллой, Боэцием и Кассиодором. На факультете искусств читали сочинения Аристотеля по ло­гике, физике, этике, метафизике, ко­торые были переведены в XII в. с араб­ского и греческого языков43.

Каждый университет присваивал свои ученые степени, но они призна­вались в других странах. Эта практи­ка сохранилась на Западе до сих пор, в отличие от нашей страны, где уче­ные степени и звания присваивает особый государственный орган (ВАК — Высшая аттестационная комиссия). Получить степень доктора философии

Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университетов в европейской культуре. М., 1994. Артистическим он назывался потому, что по-латыни «артис» означает «искусство». Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898. 43 Там же.

Росовски Хенри. Две трети самых лучших // «Америка» (специальный выпуск об американских университетах). America Illustrated. Washington. 1993. № 442. С. 3-6.

в Оксфорде или Кембридже считается более престижным, нежели в любом другом университете.

Присуждение ученых степеней (промоция) началось в Европе с 1362 г. Характерно, что, подавая в органы власти ходатайство об открытии в городе университета, его учредители называли его в документах не universitas4\ a studium generate. Это означало, что в противоположность местным школам, которые обслуживали потребности своего края, «общая школа», во-первых,

Ученое сообщество всегда отличало своих наиболее талантливых представителей

предназначалась для преподавателей и студентов из всех стран, во-вторых, полученные здесь ученые степени должны признаваться во всем западно-христианском мире. Иными словами, получивший ученую степень («право учить») в одном университете, приобретал способность учить везде (facultas docendi ubique terrarum). Особенностью ранних университетов было то, что в качестве корпорации Studentes — тех, кто «штудирует» (вне зависимости от возраста, в качестве учителей или учеников), университеты были созданы и призваны, во-первых, учить (docere), а во-вторых, давать некоторым из выу­ченных (прошедшим «промоцию») — licentia docendi — право учить самому.

43 К тому же слово universitas долгое время обозначало средневековую гильдию, закрытое сообще­ство профессионалов, а потому для открытого учебного заведения, каковым мыслился европей­ский университет, не совсем подходило. И лишь позже, когда данный термин твердо закрепился за новым типом высшего образовательного учреждения, ничего предосудительного в слове «уни­верситет» уже никто не видел.

Отсюда слово «лиценциат» (ср.-лат. licentiatus — допущенный) — преподава­тель, получивший право читать лекции до защиты докторской диссертации46. Задачей университетов было отнюдь не производство знаний, а воспроизвод­ство «образованных людей» — интеллектуалов всех профессий, и уже к кон­цу XV в. — интеллектуалов «по профессии»47.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия, или семестры, появляется лишь к концу средне­вековья в германских университетах. Учебный год делился на две неравные части: большой ординарный учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также «малый ординарный учеб­ный период {ordinariusparvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год48.

Полное систематическое изложение учебного предмета по программе, приведенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнитель­ные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слуша­ет такую-то книгу. Роджер Бэкон в XIII в. сформулировал это так: «Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст». Одни книги считались более важными и обязательными (ординар­ными) для учащегося, другие — менее важными и необязательными (экст­раординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавате­лей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как пра­вило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 ч утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 ч вечера).

На профессорской кафедре, которую поддерживал треугольный пюпитр, лежала огромная книга. Слово «лекция» означает «чтение». Действительно, средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснени­ями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память. Дело в том, что книги в те времена были рукописные и стоили очень дорого. И не каждому было по карману купить ее.

Лекция продолжалась 1—2 ч. Перед ее началом преподаватель делал крат­кое вступление, в котором определял характер работы над книгой, и не гну­шался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, что­бы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения49.

Позже этим словом стали обозначать первую ученую степень в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки; присваивается на 3—4-м году обучения в высшем учебном заведении и дает право преподавать в среднем учебном заведении.

Шульман М.М. О социокультурных функциях университетов (исторический взгляд) (http:// www.mis.rsu.ru).

Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951.

Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII—XIII вв. // Средневековье в эпизо­дах и лицах. М., 1941; Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951; Документы по истории университетов Европы XII—XV вв. Учеб. пособие. Воронеж, 1973.

На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров и магистров. От студента требовалось посещать лекции: обязательные днев­ные и повторительные вечерние. В один и тот же час, в одном и том же по­мещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авто­ров. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментиро­вали. Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл тер­минов и научных понятий.

Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Поскольку книги в то время шли по цене нынешних компьютеров, школяры брали их в прокат. Уже в XIII в. университеты начали накапливать

рукописи, копировать их и создавать собственные учебные пособия. Ауди­торий в современном смысле слова долгое время не существовало. Сту­денты собирались в определенном месте в обусловленные часы. К приме­ру, в Париже то была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Часто преподаватель читал лекции узкому кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни­ми из первых перешли к практике стационарных помещений, а с XIV в. города взялись строить специальные здания под университетские аудито­рии. Позднее появилось подобие парт — длинные столы, за которыми уме­щалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под бал­дахином50.

Наряду с лекциями средневековые профессора прибегали к активным формам обучения — еженедельным диспутам с обязательным присутстви­ем студентов. Диспут (disputatio) являл собой одну из самых распространен­ных форм преподавания. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник — бака­лавр — вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступле­ния. При случае магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались свободные диспуты (без заранее оговоренной темы). В та­ком случае обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма раскованно, прерывая оратора свистом и криками. Не спасал и дубовый барьер, в дело шли не только весомые, но и увесистые аргументы. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками51.

В XII в. против известного профессора Гильома Шампо из Парижского университета выступил молодой ученый Пьер Абеляр. В завязавшемся споре признанному мэтру никак не удавалось одержать победу и он потребовал изгнать юного «еретика» из столицы. Абеляр обосновался в пригороде Па­рижа, но оставался в курсе университетских дел. После очередной лекции

50 Пиков ГГ. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.

51 Игнатович В. История английских университетов в средние века. СПб., 1861.

в стужу или зной неутомимые студенты, преодолевая по 30 км, приходили к Абеляру и сообщали все сказанное Шампо. Абеляр готовил очередную порцию контраргументов, а студенты, вооружившись ими, вновь и вновь загоняли Шампо в тупик. Схоластический спор, длившийся много месяцев, закончился блестящей победой Абеляра. Убеленный сединами профессор признал не только правоту молодого противника, но и счел возможным передать ему свою кафедру.

Однако у средневекового диспута были и другие значение и функции. Собственно говоря, disputatio — это не только и не столько спор о тезисах и отдельных понятиях, сколько способ исследования определенной пробле­мы, a disputator — это не только тот, кто спорит, рассуждает, но это еще и «исследователь»52. Если лекции основаны на пассивном восприятии мате­риала, активизируя прежде всего память, то диспуты развивали творческое мышление и логику рассуждений. Чтобы получить допуск к экзамену, сту­дент должен был прослушать в заранее оговоренной последовательности определенное число лекций и быть участником указанного числа диспутов53. Возможно, что в эпоху становления университетского куррикулума сред­невековый диспут заменял собой нынешние семинары и экзамены в одном лице. Как и сегодня, диспуты могли быть бесполезной тратой времени, если

тема не касалась реальных проблем, а была посвящена выяснению таких, скажем, вопросов, как «Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте?». Самым распростра­ ненным методом проведения диспу­тов был предложенный Пьером Абе­ляром метод pro et contra, sic et поп (за и против, да и нет). Каждые две неде­ли один из магистров держал речь по широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все «за» и «против». Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовитель­ном факультете диспут «о чем угодно» (disputatio de quodlibet)54.

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен до­казать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном ко­личестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интере­совались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и по­лучал «право на преподавание» (Hcentio docendi), становясь «лиценциатом». Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торже­ственную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир55.

52 Латинско-русский словарь. Сост. Г. Шульц. 4-е изд. СПб., 1877. С. 177.

Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М., 1908. С. 27. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие. М., 1996. Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.

Первоначально как преподаватели (magistrorum), так и студенты (scolarium) в университетах жили и проводили занятия в так называемых коллегиумах (collegium). Обнаружены свидетельства тому, что средневеко­вые преподаватели жили в неподходящих условиях. У них даже не всегда было университетское жилье. Поскольку жилища были маленькими, те, кто жаждал обширной аудитории, открывал свою «школу» под открытым небом, там, где было больше простора — на перекрестках и площадях56.

В качестве основных дидактических методов в университетах утвержда­ются лекции, семинары, коллоквиумы и т.д. Университетское образование складывалось из чтения лекций и диспутов. На лекции профессор зачиты­вал, а позже объяснял заранее оговоренную книгу. На диспутах требовалось точно установить, обосновать и защитить церковное вероучение или какое-то научное положение. Крупным ученым считался тот, кто обнаружил боль­ше всех ловкости и остроумия в диспутах. Так формировались основы сис­тематического и углубленного дискурса, который сегодня считается пе­режитком прошлого, интеллектуальным наследием средневековых университетов57.

УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ

Традиция присвоения почетных титулов выдающимся ученым, мысли­телям, авторам фундаментальных трудов уходит в далекое прошлое. Уже в университетах средневековой Европы, в XIII—XIV вв., степени почетного доктора удостаивались известные теологи, философы, юристы. Одним из первых был Фома Аквинский, систематизатор схоластики, упорядочивший понятия множества и единства, субстанции и акциденции.

Титулы почетных докторов присваивали старейшие университеты, такие как Парижский или Болонский. Почетные доктора были гуманитариями, поскольку гуманитарные дисциплины почти безраздельно царствовали в университетах того времени. Студент, ставший магистром искусств, должен

носить только круглую мантию тем­ного цвета, ниспадающую до пят. Ему обязывалось исполнять множество иных правил приличия, в том числе присутствовать на похоронах членов корпорации. В случае смерти школяра за катафалком должна следовать половина профессоров факультета, к которому он принадлежал. Причем присутствующие не могут уйти до конца церемонии. А если речь идет о похоронах профессора, то все коллеги должны присутствовать на бдении, которое происходит в церкви, до полуночи и даже позднее. В день погребе­ния все занятия прерываются5*.

56 Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.
пособие. М., 1996.

57 Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898.

58 См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб.,
1999.

В средние века присвоение ученой степени отмечали особенно пышно. Торжественные ассамблеи, а также получение студентами лицензий сопро­вождались кутежами, столь обильными и продолжительными, сколь и до­рогостоящими. Как и все братства средневековья, университетское братство любило пировать. Вступление в преподавательскую должность, которое следовало после получения лицензии, наносило родительскому кошельку огромное разорение. Профессор Болонского университета Буонкомпаньо в своем письме сообщает отцу об успехах сына в следующих выражениях: «Воспойте же славу Господу! Пусть зазвучат виолы и кимвалы, ибо ваш сын

выдержал торжественное испытание в присутствии огромного стечения про­фессоров и студентов. Он безошибоч­но ответил на все поставленные воп­росы и заткнул рот всем оппонентам: никто не смог загнать его в угол. Кро­ме того, он устроил пиршество, кото­рое запомнится; на него были пригла­шены и богатые, и бедные; это был невиданный пир. Наконец, он присту­пил к своим занятиям так, что заставил пустеть школы других, привлекая к своей кафедре множество слушателей»59.

В XIX—XX столетиях титул почетного доктора стал своего рода символом признания выдающихся заслуг в различных областях знаний. Прежде все­го этот титул присваивался зарубежным ученым, а само движение получи-

Человек — существо мыслящее

ло широкое распространение в Италии, Франции, Германии, Бельгии, Ис­пании, Великобритании. В XX в. степень почетного доктора стали учреж­дать и университеты Американского континента.

В XIX—XX столетиях в русских университетах действовало неукоснитель­ное правило: никто не имеет права быть профессором, не имея степени доктора наук; никто не мог стать доцентом, не имея ученой степени маги-

См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб., 1999.

стра. Титулы, звания и степени тогда доставались труднее, чем ныне. Хотя и сейчас они многих доводят до инфаркта и ранних седин. А в XIX в. про­фессорские коллегии просто свирепствовали, бережно охраняя свой высо­кий статус, без особого энтузиазма принимая в свои ряды молодых профес­соров. В университетской практике бытовало еще одно правило: «Не пому­чишься — не научишься», а войти в профессорскую коллегию означало — «овладеть крепостью»60. Университеты даже держали свободные вакансии, но требований не снижали. Вот почему в течение всего XIX в. кафедры уни­верситетов так и не были полностью укомплектованы докторами наук и про­фессорами. Система научной аттестации русских университетов продолжи­тельное время была трехступенчатой: кандидат наук — магистр — доктор наук. В 1884 г. она стала двухзвенной: магистр — доктор наук. В системе ученых званий разнообразия было больше: профессор, экстраординарный профессор, доцент, приват-доцент, лектор, ассистент, лаборант. Позже были введены и такие высокие звания как «почетный профессор», «почетный доктор наук». Круг обязанностей профессора и доцента кафедры был дос­таточно обширен: чтение лекций и проведение практических занятий, раз­работка научно-методических пособий, выступление с публичными лекци­ями, научные исследования, участие в научных конференциях и съездах.

В средневековом университете существовали три академические степе­ни отличия: бакалавра, лиценциата и доктора или магистра. Наделение эти­ми званиями, которые давали право преподавать, строго регламентирова­лось и зависело от пройденного курса. Господствующим направлением уни­верситетской философии являлась схоластика («школьное богословие»), получившая название от монастырских школ, в которых преподавали фи­лософию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкова­ние догматов христианской веры с учетом достижений современной им науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о со­отношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универса­лий)61.

Как в средние века, так и в Новое время присвоение степени не всегда вело к резкому улучшению материального уровня преподавателя. Во всяком случае на первых порах. К примеру, материальное положение преподавателя в русском университете XIX в. было довольно скудным, младшего состава — нередко нищенским. После достижения «вожделенной мечты» — зашиты магистерской диссертации — молодой ученый-педагог впадал в разочаро­вание. Профессор С.-Петербургского университета В. Дерюжинский так писал о защитившемся соискателе степени магистра: «Но вот молодой че­ловек счастливо прошел и магистерские экзамены, написал диссертацию и даже успел защитить ее публично. Много сил, много здоровья потрачено им в труде, а еще больше в борьбе с разными учеными самолюбиями, с капри­зами и прихотями ученой коллегии. Он теперь магистр, следовательно, уче­ный; он написал книгу — он писатель. На первый взгляд, самолюбие удов­летворено, но затем этого ученого и писателя нередко ждет горькое разоча­рование... У него нет должности доцента. А ведь идет борьба из-за скромного

611 Чиненный А., Стоян Т. Университетский преподаватель: XIX век // Высшее образование в России.

1999. №3. С. 129. 61 Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898.

оклада в 1200 рублей в год. В самой ученой коллегии он профессорских прав не имеет. Чтобы все-таки прорваться в профессорскую коллегию, он дол­жен по возможности избегать высказывать собственное мнение об универ­ситетских делах, он должен лавировать между партиями, не приставая ни к одной из них. Иначе он весь свой век останется доцентом...»62.

Особенно ущемленным оказался младший преподавательский состав — приват-доценты, лекторы, ассистенты. Те из них, которые имели лишь ка­зенную зарплату, едва сводили концы с концами. Квартирных денег хвата­ло только на одну комнату. Поневоле преподаватели пользовались кварти­рами без удобств, расположенными вдалеке от университета. Хотя в начале 1880-х гг. материальное положение профессорско-преподавательского со­става несколько улучшилось, тем не менее оно не обеспечивало нормаль­ного существования семьи, и преподаватели по-прежнему искали дополни­тельные источники дохода, отвлекаясь от основного дела61.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Возрождение (XIV—XVIIвв.) возникло на гребне восхождения нового класса, разбогатевшего на торговле. Формирование Итальянского гуманиз­ма было длительным процессом (конец XIV—начало XVIIвв.), протекав­шим во Флоренции, Риме, Милане, Венеции, Неаполе, Мантуе, Урбино, Ферраре, Пизе и других городах. Огромную роль в его развитии сыграли образование и распространение научных знаний. К примеру, общеизвест­на роль Платоновской академии, созданной в начале XV в. во Флоренции. В ней, в частности, на протяжении 15 лет преподавал античную философию (философию Аристотеля) византийский философ Иоанн Агриропуло, ко­торый перевел на латинский сочинения Аристотеля. Комментарии Агриро­пуло к «Никомаховой этике» Аристотеля были исключительно популярны в итальянских городах (не только среди его учеников). С академией связа­ны имена выдающихся гуманистов — Марсилиано Фичино и Джованни Пико делла Мирандола.

В первой половине XV в. гуманистическое образование на базе трудов античного мира становится достоянием высших слоев общества — аристо­кратии и торгово-ремесленнической прослойки общества. Книги античных и современных авторов стали уже пользоваться широкой популярностью даже в средних слоях. Из среды купечествавскоре выделяется слой мецена­тов искусства. Мелкая буржуазия, неизбежный спутник и верный признак набирающего силу капитализма, становится заказчиком художественных портретов, скульптурных композиций, соборов и общественных зданий. Среди них не последнее место занимают университетыи школы, академии изящных искусств. Вокруг него и обслуживая его, численно множится дру­гой, менее денежный, но более образованный слой — учителя, преподава­тели, артисты, художники, ученые, ремесленники. Они обслуживают выс-

Дерюжинский В. Ответ г. профессору И.Г. Тарасову (Как иногда оцениваются диссертации на уче­ную степень). СПб., 1895. С. 6.

Чиненный А., Стоян Т. Университетский преподаватель: XIX век // Высшее образование в России. 1999. №3. С. 127-136.

ший класс, занимая промежуточную ступеньку между ним и низшими клас­сами. Это формирующийся средний классэкономическая и культурная опора европейской цивилизации. Именно в его определяющей роли, повли­явшей на всю историю европейской культуры, следует, по всей видимости, искать отличительную черту от древневосточных цивилизаций.

Образование и грамотность, которые раньше являлись отличительной чертой и привилегией церковного люда, становятся доступными мирянам. А по мере того как образование открывает путь наверх и выполняет функ­цию канала вертикальной мобильности, оно превращается даже в соци­альную потребность горожан. Гуманистические науки уже в середине XV в. завоевывают твердые позиции в ведущих университетах Италии — Флорен­ции, Болонье, Неаполе, Ферраре и др. Новая интеллигенция вырастает в заметную социальную силу и пользуется широким покровительством пра­вителей, знати. Гуманистическое ренессансное искусство становится дос­тоянием широких слоев общества.

Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызо­ва схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и пре­тендующий на универсальность формально-логический метод. В противо­вес традиционному комплексу studia divinitatis — познанию божественно­го — гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний — studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, пе­дагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitatis» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверже­нец studia humanitatis) и «гуманизм». Наметились секуляризация знания, расширение круга университетских дисциплин. Уже в XV в. в итальянских университетах гуманисты стали преподавать не только риторику, но и по­этику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию.

Эпоха Возрождения, возобновившая интерес к античному наследию, положила начало серьезному занятию филологией. Изучение «свободных искусств» (studia humana) — при том, что все большее значение приобрета­ли дисциплины тривиума, включавшие занятия языками и литературой классической древности, а также всю сферу гуманитарного знания,— полу­чило самостоятельный статус. Оно являлось уделом ученых нового типа, называвшихся по роду своих занятий «гуманистами». Studia humana превра­тились в studia humaniora («истинно человеческие» науки), или humaniora, под которыми понималось преимущественно изучение тривиума. Это яви­лось отражением возросшего авторитета гуманитарного знания. Благодаря усилиям гуманистов артистические факультеты ряда университетов, выпол­нявшие ранее служебную, подготовительную функцию, становятся самосто­ятельными, начиная уже под названием «философских»64 играть важную роль, не уступая по значимости «старшим» факультетам, значение которых по мере дискредитации средневековой науки постепенно падало.

С развитием сети университетов Европа превратилась в единое образо­вательное пространство. Тогда преподавание во всех или во многих универ­ситетах велось на латыни. На ней же проходили службы в католических

64 Гольцев В. Очерк развития педагогических идей в Новое время (XVI и XVII столетия). М., 1880. С. 45.

храмах. Сегодня функцию международного языка общения играет англий­ский. Благодаря этому европейцы могли учиться в любом понравившемся университете и постоянно передвигались из страны в страну. Особое место занимало изучение римского права, которое рассматривалось как единое право всего латинского Запада, а сам он — как прямое продолжение Рима65. В XIV—XV вв. внутри университетов стали выделяться отдельные груп­пы студентов, изучающих близкие по направлениям науки, например ме­дицину или юриспруденцию. Такие группы стали называть коллегиями (colleagues, отсюда — колледжи), а членов этих групп называли коллегами

(от латинского слова «лигарэ» (//'-gare) — связывать и приставки «ко» (со) — вместе). Слова «коллегия» и «коллега» дословно означают «связан­ные вместе». Сначала так называли общежитие студентов. Со временем в них также стали проводиться лекции и диспуты. В коллегиях вместе учились и трудились студенты и учителя, име­ющие близкие склонности, способности к изучению и занятиям данными науками.

Самый старый из существующих колледжей, вероятно, Юнивер-сити-колледж (1249 г.), однако его основание не так хорошо документировано, как основание Мертонского колледжа в 1264 г. Самый старый колледж Кем­бриджского университета — Питерхауз, основанный в 1284 г. Крупнейший колледж в обоих этих университетах — Тринити колледж (Кембридж), ос­нован в 1546 г.

Постепенно слово «коллегия» было вытеснено нынешним «факультет» — объединением студентов и учителей, посвятивших себя работе и учебе в науках одного направления. По-латыни слово «facultas» означает «способ­ности, возможность». Отсюда же произошло и слово «факультатив» — за­нятия по способности, по склонности, не требующие обязательного посе­щения.

Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля,— Сорбонна — постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому университету — самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV в. в Европе существовало около 80 университетов, численность которых была самая разная: в Парижском университете в XIV в. обучалось около 3 тыс. человек, в Пражском — 4 тыс., в Краковском — 904 человека66. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясь своей бога­той историей и бережно сохраняя старинные традиции.

Блестящие примеры такого рода дает, в частности, история Венского, Эрфуртского, Виттенбергского и ряда других европейских университетов, в которых развернули свою деятельность гуманисты: Конрад Цельтис, Уль-рих фон Гуттен, Филипп Меланхтон и другие, прославившиеся своими уси­лиями в области классической филологии и ренессансной педагогики. По

Садовничий В.А. и др. Университетское образование. М., 1995. С. 95.

Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993; Роуг В. Уни­верситет как явление средневековой культуры // Вестн. высшей школы (Alma mater). 1990. № 7, 8.

инициативе гуманистов, недовольных засильем схоластики в университе­тах, открываются филологические школы высшего типа, среди них College de France, основанная Франциском I по настоянию Гийома Бюдэ. В ней существовали кафедры древнееврейского, греческого и латинского языков67. Пробуждение самосознания личности, гуманистическое внесословное понимание достоинства, благородства человека, высокая оценка роли ра­зума и земной славы — все это были общие приметы европейского гуманиз­ма. Гуманисты эпохи Возрождения вносили изменения в предмет, методы, цели образования, способствуя его секуляризации и сближению с практи­ческой жизнью. Резко расширялся круг изучаемых древних авторов, острой критике подвергались традиционные учебники, формализм схоластической логики, труды средневековых комментаторов. Как и в Италии, главным принципом становилось обращение к первоисточникам, в частности к но-вонайденным. Использовались тексты, очищенные от средневековых иска­жений методами историко-филологической критики, примеры которой дали итальянцы. Гуманисты в своей педагогике неразрывно связывали за­дачи образования с задачами воспитания в духе гуманистической этики, личной и гражданской, а также с эстетическими целями — совершенство­ванием вкуса, языка и стиля по образцам классической латыни68.

Врезка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.