Здавалка
Главная | Обратная связь

УНИВЕРСИТЕТ КАК КОРПОРАЦИЯ И СОЮЗ



Средневековью было неизвестно то значение университета, которое столь важно сегодня. Для нас университет — это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Она включала в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они счи­тали себя частями одной «universitas». Даже город называли университетом граждан, да и любой ремесленный цех. Только в XIV—XV вв. университет станет отдельным академическим учреждением18.

18 Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.

В самом деле, «universitas» с латинского переводится как «корпорация»: первые университеты представляли собой корпорации людей интеллекту­ального труда". Слово universitas означало также «товарищество», «купече­ская гильдия», «цех», «коммуна» (universitas civium — «городская коммуна»). Поэтому союз, «цех» преподавателей и учеников представлял своего рода «научный цех», «гильдию ученых и учеников», universitas magistrirum et scholarium или universitas studentium («товарищество преподавателей и уча­щихся») или же одним словом studentes (учителя, учащиеся). Впрочем, встре­чаются и такие словосочетания, как magistri et discipuli («учителя иученики»), означавшие собственно корпорацию с особыми выборными органами са­моуправления и большими привилегиями. В конце XII — начале XIII в. товарищества, корпорации учителей и студентов стали именоваться просто universitas, т.е. «университетами»20. Но вначале организационная структура университетов была копией цеховой организации. По средневековым пред­ставлениям только в корпорации, гильдии или цехе горожанин получал легитимное существование, а папская или императорская грамота давала ему защиту во всем христианском мире.

Таким образом, университет в первоначальном значении — это не ком­плекс зданий и аудиторий, а совокупность людей. Здание появилось поз­же, оно выделялось городскими властями для бесприютных студентов и преподавателей. Средневековые университеты являли собой сообщества

преподавателей (тогда их называли магистрами, т.е. мастерами) и студен­тов, отсюда выражение — universitates magistrorum et scolarium11, различавши­еся тем, что в одних, как в Болонье, заправляли делами студенты, а в дру­гих, как в Париже,— преподаватели. Такое представление и само понятие «universitas scolarium et magistrorum» («корпорация студентов и преподава­телей») утвердилось, правда, сравни­тельно поздно — только кXIVв., хотя, как известно, первый университет, Болонский, возник еще в XI в. Па­риж — модель организации, на кото­рую, более или менее, ориентирова­лись другие университеты. В Париже преобладал «universitas scolarium et magistrorum», объединенная корпорация магистров и студентов. Особым превосходством в XII в. отмечена Кафедральная школа Нотр-Дам, собирав­шая под свою сень студентов со всех концов Европы22.

Корпорации магистров и школяров, специализирующихся по одной и той же учебной дисциплине, с середины XIII в. стали называть «факульте-

19 rf\

ФеврЛ. Главные аспекты одной цивилизации // Бои за историю. М, 1991. С. 282-346. ГотлибА. Университеты [В Западной Европе] // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфро­на. СПб., 1902. Т. 68. С. 751-788.

Эти слова впервые встречаются у парижан в акте кардинала Робера де Курсона (1215 г.). Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898.

тами». Союз различных факультетов (а каждый факультет мог быть еще и школой) как раз и представлял собой университет. С подобным статусом университет Монпелье (Франция) официально был учрежден в 1289 г. бул­лой папы Николая IV.

Первые университеты все же в большой степени были зависимы от вла­сти католической церкви, поэтому все члены корпорации долго именова­лись «клириками» (clerici), т.е. теми, кто непосредственно входит в церков­ную организацию.

Другая версия происхождения термина «университет» как некоей кор­порации таится, возможно, в особенностях языкового общения. Все заня­тия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы мог­ли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его сооте­чественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту «чужаки» вынуждены были вступать в общение с местными пекарями, пи­воварами, хозяевами трактиров и сдатчиками жилья. Последние, разу­меется, не знали латыни и были не прочь обсчитать и обмануть чужезем­ ного школяра. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь город­ского суда в многочисленных конфликтах с местными жителями, они вме­сте с преподавателями объединялись в союз, который и назывался «универ­ситет»23. В 1192 г. студенты Парижского университета затеяли ссору с крес­тьянами аббатства Сен-Жермен-де-Пре. В потасовке один студент был убит. Убийство клирика мирянами, тем более вилланами, не могло остаться без­наказанным. Студенты пожаловались в Рим. Взбунтовался весь универси­тет, пошли громить лачуги крестьян на окраине Парижа. Властям еле уда­лось уговорить школярскую братию. В период между 1191 и 1198 г. папа Целестин III даровал первые привилегии Парижскому университету. Но в 1200 г. случилась новая драка между студентами и парижскими горожана­ми, поддержанными городской полицией. Пятеро университетских школя­ров убиты. Магистры и студенты тут же принесли жалобу французскому королю. Если убийц не накажут, они прекратят занятия и покинут Париж. Забастовка профессоров, приостановка занятий вызвали серьезный скан­дал, который расценили как оскорбление религии. Значение Парижского университета как источника пополнения рядов духовенства было таково, что прекращение занятий было равноценно внезапной приостановке всей церковной жизни Европы. И король Франции пошел на уступки: горожан-зачинщиков и начальника полиции Парижа бросили в темницу24.

В 1200 г. появились указ французского короля и булла папы Иннокен­тия III, освобождавшие Парижский университет от подчинения светской власти. С этого времени датируют основание университета. Автономия уни­верситета была закреплена буллами пап 1209, 1212 и 1231 г. Университет обладал, в частности, правом издавать свои законы, статуты и распоряже-

21 Описание крупнейших университетов средневековья (http://tmn.fio.ru).

24 См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб., 1999.

ния, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т.д.

Возникновению Оксфордского университета также предшествовала че­реда конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 г. студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там воз­ник новый университет.

Для «людей университета» было важно любой ценой заставить светскую власть признать свое положение привилегированных клириков, подсудных только своим трибуналам. Студенты и профессора объединялись в мощные университетские сообщества, которые со временем добились независимо­сти от города, получив право на самоуправление. В 1200 г. выходит специ­альный ордонанс, который считают первой хартией университетских сво­бод. Согласно ему, горожане Парижа должны принести клятву в присутствии университета в том, что никогда не будут покушаться на права студентов. Отныне университет выходил из-под городской юрисдикции, а католиче­ская церковь, которой он теперь напрямую подчинялся, объявляла его не­прикосновенным и священным для королевских представителей. Судить студентов могли только церковные судьи.


Карта средневековых университетов (http://www.wwnorton.com)


Зависимость университета от Церкви несла ему немало благ. Папа не только давал разрешение и «грамоту», своего рода лицензию на открытие университета, но он всячески поощрял самостоятельную хозяйственную

деятельность учебных заведений. В конфликтах университетов и местных властей Папа Римский почти всегда был на стороне университетов. К тому же, именно папа санкционировал единообразную систему организации уни­верситетов и выдачи ученых степеней. Борьба за защиту своих прав застав­ляла сплотиться студентов и преподавателей. Так, возмущенные обидами и притеснениями, студенты и профессора на 10 лет покинули Болонью, и город разом утратил не только славу, но и доходы, которые приносил ему университет. Торжественное возвращение университета последовало лишь после того, как город признал его полную независимость. Это означало, что профессора, студенты и служащие университета подчинялись не городским властям, а выборным деканам факультетов и ректору.

Добившись от папы и короля немалых привилегий и права, студенты сосредоточились на интеллектуальной деятельности и занятиях философи­ей. Не случайно в средневековых университетах процветала схоластика — особая технология тренировки абстрактного мышления и углубленного созерцания, своего рода европейский вариант индийской йоги. Централь­ное место в преподавании занимала также философия Аристотеля.

Наконец, католическая церковь, распростершая свое покровительство над всеми странами Западной Европы, помогла сформировать единое об­разовательное пространство: повсюду на университетские кафедры каждый день поднимались профессора в сутане, преподавание и методология зна­ния во всех университетах были еди­нообразными, язык общения и обуче­ния строился на латинской термино­логии, а предметы вели на едином языке римско-католической церк­ви — латыни. Именно латынь и еди­ная структура преподавания обеспе­чивали единообразие и формальную строгость схоластического дискурса с его системой аргументации, термино­логической базой, аристотелевской силлогистикой, рациональной струк­турой римского права25. Латынь превратилась в международный язык обще­ния и фактор консолидации европейского образования. Для всех европей­ских стран языком науки, как и богослужения, была латынь. Тысячи школь­ников были обязаны учить латынь с детства, а затем общаться на ней в студенческих аудиториях.

Тем не менее университет еще делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной страны — и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. Принцип корпоративности требовал объединения сту­дентов и преподавателей против «чужаков». Причем подобная взаимопомощь оговаривалась официальными документами. Так, в одном из документов от 1220 г. университета Монпелье можно прочитать: «Если на магистра или на его людей нападает кто-то не из школы, все прочие магистры и школяры должны предоставить ему совет и помощь». Между обучающими должны

25 Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951.

устанавливаться отношения доброго содружества: «Ежели профессор пребы­вает в тяжбе с одним из своих учеников из-за платы или по какому иному поводу, никакой другой профессор не должен умышленно принимать этого ученика, пока тот не даст или не пообещает дать удовлетворения прежнему учителю». Преподавателям запрещается незаконно конкурировать друг с другом: «Пусть никто из магистров не отбивает ученика у другого магистра, переманивая его просьбами, подарками или каким бы то ни было другим способом». Последний пункт со всей очевидностью доказывает, что речь идет о чем-то вроде братства: «Все магистры и студенты должны обязательно при­сутствовать на похоронах членов университета»26.

Таким образом, перед нами, по сути, идея «ученого цеха». Такие ассоци­ации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т.е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, состав­ленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго и новое слово «университет» вызывало такую же неприязнь, как слово «коммуна». Университетское общество с самого начала не знало кастовых различий. Средневековый университет изначально был народным в том смысле, что дети крестьян и ремесленни­ков через систему привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жилье) становились студентами.

С социологической точки зрения это весьма важный момент. Но сегод­ня об этом позабыли, и на первое место выходит другое значение термина — универсальный охват знаний и наук, которые преподают в университетах: физика, математика, медицина, история, филология, иностранные языки, право, экономика, социология, психология, философия и т.д. Социология не могла родиться, скажем, в политехническом институте или академии управления. Ее alma mater мог стать только университет.

На стадии своего зарождения университеты получали наименование studium generate27 и по своим задачам и по содержанию образования проти­востояли studium particulare. Термин Studium указывал на принадлежность либо тесную связь со школой, a Generate — на привлечение студентов из любой местности и любого государства. «Studium generate (или universitas, или alma mater) — всеобъемлющее учебное заведение позднего средневековья, которое регулирует всю жизнь своих членов и охватывает все чисто теоре­тическое и прикладное знание своего времени»28. Сам термин universitas обозначал помимо корпорации еще и универсальную целостность предме­тов. Например: universitas rerum — совокупность всех вещей; universitas — вселенная. Термин universitas litterarum означал «все отрасли наук», буквально «совокупность всех книжных знаний», в отличие от практических знаний (ремесла, военное дело, торговля). В отличие от этого слово particulare обо­значало обучение горожан не универсальному, а узкоспециализированно­му знанию. Такое образование в отличие от университетского не было ори­ентировано на гильдейскую принадлежность (преподавательскую и студен-

См.: ЛюшерА. Французское общество времен Филиппа-Августа / Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб.,

Высшая школа вначале называлась Studia Generalia (буквально — общие науки), потом это назва­ние было вытеснено другим — университеты. Вилем Фрийхоф. Начало Нового времени: паттерны // Alma mater. 1999. № 3. С. 41.

ческую), не обеспечивало привилегий и не располагало правом присужде­ния степеней29. Для получения учебным заведением статуса studium generate необходим был ряд условий:

• соответствующие санкции церкви либо царствующего монарха;

• наличие преподавательской и студенческой гильдий;

• возможности обучения семи либеральным искусствам30.

Примерно с XIV в. существует эпитет alma mater, т.е. нежная или кормя­щая мать (термин заимствован из канонического права и литургического языка). Это во многом связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка) яви­лось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из

среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие эле­ментарной безопасности и обще­ ственных служб, враждебность город­ских властей и местной церкви застав­ляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. К XIV в. утверждается общее название — universitas scolarium et magistrorum^.

В XII—XIII вв. оформилась специализация некоторых европейских уни­верситетов. Так, крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. В Сорбоннском университете, признанном центре теологии, преподавание велось на латыни. В средневековых универ­ситетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию. Прооб­разом европейского университета считается Академия Платона в Афинах, основанная в IV в. до н.э. От древних греков европейцы унаследовали образ­цы сочетания научного познания, обучения и гражданского долга32.

Несмотря на разную предметную специализацию, европейские универ­ситеты в период их становления объединяет общая черта — они являлись сообществом, состоящим почти целиком из клириков. Магистры и студен­ты носят тонзуру, а первый документ, вышедший из Парижского универси­тета (1221 г.),— это письмо, адресованное монахам. На печати Парижского университета изображена Пресвятая Дева — покровительница университета и церкви; слева — епископ Парижский, держащий свой посох; справа — святая, окруженная нимбом. А над всем господствует крест. Светский дух проник в университеты много позже. Если университеты и боролись за не­зависимость, то это была скорее независимость от произвола местных цер­ковных властей и желание отдаться под начало высшей власти, а именно папы33. И правильно делали, ибо местные власти крупно наживались на праве выдавать лицензии на образование, продавая право обучать. В руках епископов и капитулов, канцлеров и схоластов право разрешать обучение

29 Готлиб А. Университеты [В Западной Европе] // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфро­
на. СПб., 1902. Т. 68. С. 751-788.

30 Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории
средних веков. Ч. 1. М., 1951.

31 Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.

32 Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994. С. 9.

33 См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа / Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб.,
1999.

рассматривалось и использовалось как источник доходов. Именно папы и Святой престол, стремясь контролировать школы и высшее образование, обуздали местничество и развили университетские корпорации, укрепив их независимость.

Как правильно отмечает М.М. Шульман34, университет в средние века — это не только преподаватели и студенты. Университет — это «члены и под­данные университета», или «академические граждане». Это — надзирающие за порядком, педели35, слуги школяров, книго- и бумагопродавцы, перепис­чики, типографы, переплетчики, орна-ментщики, аптекари, содержатели бань, мастера инструментов, трактир­щики, банкиры, посыльные, обслужи­вающие школяров, и ростовщики, че­рез которых шла корреспонденция. К примеру, в Парижский университет входили около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами со­юза являлись — книготорговцы, пере­ писчики рукописей, изготовители пер­гамента, перьев, чернильного порош­ка, аптекари и т.д. Весь этот академический муравейник пользовался рядом особых прав и привилегий, определявшихся «подданством университету», включая привилегию особой подсудности, с изъятием из круга ведомства общих судов, льготами по найму помещений и квартир, освобождению от во­инской, постойной, сторожевой или караульной повинностей, от податей и налогов, от дорожных и таможенных сборов. В некоторых университетах про­фессора дополнительно имели право охоты, право устроения и сдачи в арен­ду аптек, винных погребов и пивных и право беспошлинного импорта чуже­земных напитков. Эти права, а также различные дотации и привилегии фи­нансового плана, во-первых, давали «штудирующим» (Studentes) возможность штудируя — жить, во-вторых, всячески активизировали жизнь города, стано­вящегося университетским городом, и делали существование университета для города выгодным, в-третьих, заложили основы современного нам эконо­мического благополучия западных университетов36.

Первые университеты возникли частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии (имен­но так возник в XII в. Парижский университет, выросший из школы, суще­ствовавшей при соборе Парижской Богоматери), частью из объединений частных преподавателей — специалистов по философии, праву (римское право) и медицине — в городах, где жили прославленные учителя, окружен­ные способными учениками (именно таким образом из кружка последова­телей знаменитого знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет)37.

Шульман М.М. О социокультурных функциях университетов (исторический взгляд) (http://

www.mis.rsu.ru).

Педель (нем. Pedell): надзиратель за студентами в университете.

Университеты Западной Европы. Средние века, Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990.

Universities in the Western World / P. Seabury (ed.). N.Y., 1975.

Появление старейших университетов датируется XI — началом XIV вв. Первые высшие школы появились в Италии. Она же славилась своими уни­верситетами, куда съезжались студенты даже из славянских стран. Старей­шим университетом Европы считается Болонский, он был открыт в 1088 г. Наиболее известными были университеты Виченцы (1260), Ареццо (1335), Сиены (1246), Реджио (1276), Перуджи (1301), Рима (1303), Тревизо (1318), Флоренции (1348), Пизы (1338). Этим список итальянских университетов не исчерпывался. В Англии Оксфордский университет основан в 1167-мзк, Кембриджский — в 1209-м, во Франции Парижский университет основан в 1215 г., университет в Монпелье — в 1180 г., университет в Саламанке (Ис­пания) — в 1218 г. В 1224 г. возникает Неаполитанский университет, в 1229 г. — Тулузский, затем учреждаются университеты в Лиссабоне (1288), Праге (1348), Кракове (1364), Вене (1365), Гейдельберге (1385) и т.д. Самый старый университет в Шотландии — Университет Сент-Андрус в графстве Файф. Он получил статус университета в 1410 г., но полагают, что медици­не и теологии там обучали уже с 900 г.

Особенно больших успехов добился в XII в. Парижский университет, став предметом восхищения всей Европы. Английский король говорит о нем как о моральной силе, мнение или решение которой должно восприниматься как закон.

В 1242 г. в Падуе был открыт первый некатолический университет в Ев­ропе. Его основала профессура, сбежавшая из Болоньи. Сегодня главные достопримечательности университета — его ботанический сад, анатомиче­ский музей и трибуна, с которой читал лекции Галилео Галилей. В Болон-ском университете обучались Данте, Петрарка, Коперник. Именно в ита­льянских городах впервые в Европе сформировалась сеть книгопользова-ния для студентов: владельцы многочисленных лавок-библиотек (stationarii) предоставляли студентам на время или продавали учебные пособия39.

Средневековый университет давал возможность получить весьма при­личное образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дуне Скотт, Вильям Оккам и др. В них концентрировалась и наука того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии городской культуры, светской по характеру. Они способствовали интернациональному культур­ному общению, затрудненному в средние века всем экономическим и по­литическим строем жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.