Здавалка
Главная | Обратная связь

УНИВЕРСИТЕТЫ В РОССИИ



Будучи европейской страной не только по географическому признаку, но и по своему историческому происхождению, Россия к XVIII в. отстала от других стран континента не только в социально-экономическом и промыш­ленном отношении, но также в области среднего и высшего образования. Причины кроются в социально-политической сфере: сохранение крепост­ной системы и неограниченной монархии, незаинтересованность царско­го правительства в широком просвещении народа, отсутствие гражданско­го общества, традиций письменного права. Неразвитость начального и сред­него образования не создала условий и для своевременного появления университетов.

Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII в. В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа, положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. Петр I основал в Москве математическую школу (математических

и навигационных наук) для дворян­ских и приказных детей. Далее были открыты школы адмиралтейская, ар­ тиллерийская, инженерная и две гор­ных на Урале. В 1715 г. школа навига­ционных наук получила название Морской академии и была перенесена в Петербург. Обе академии — Морская и Славяно-греко-латинская — способ­ствовали образованию сети низших школ, учрежденных Петром I в провин­ции. По отношению к этим школам академии играли роль учительских се­минарий.

В России появление университета предшествовало созданию системы начального образования, поэтому неудивительно — то, что объявлялось «университетом», функционировало вначале как гимназия (с этого начина­ли и в Петербурге, и в Москве). Если в Европе первые университеты появи­лись в XI—XIII вв. в Италии, Испании, Франции, Англии, то в России — только в XVIII в.

До конца XIX в. было открыто всего девять университетов: Московский (1755), Дерптский (Юрьевский —1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Университет Св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский университет в Одессе (1864), Варшавский (1869), Томский (1888) и еще три других — в начале XX в. (до революции 1917 г.) — Саратов­ский (1909), Ростовский (1915) и Пермский (191 б)87. Однако кроме универ­ситетов в Российской империи функционировало около 100 высших учеб­ных заведений88. В университет принимались лица, имеющие аттестаты зрелости, окончившие восемь классов классических гимназий или выдер­живающие окончательные испытания (в Томский, Юрьевский и Варшав­ский университеты могли поступить лица, окончившие духовные семина­рии по первому разряду, если они выдержали экзамены). Высшее юриди­ческое образование получали на юридических факультетах университетов,

Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М, 1994. С. 22. Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб.,

в Демидовском лицее в Ярославле, Александровском лицее в С.-Петербур­ге, училище правоведения (два последних были доступны детям привиле­гированных классов), Военно-юридической академии. Высшее техничес­кое образование в России получали в Технологическом институте им. Ни­колая I в Петербурге, Московском техническом училище, Харьковском практическом технологическом институте, Технологическом институте в Томске, Рижском политехническом институте. Музыкальное образование получали в Петербургской и Московской консерваториях, Варшавском му­зыкальном институте, Придворной певческой капелле, Синодальном учи­лище церковного пения в Москве.

Временем расцвета университетского образования в России стала вторая половина XIX в. К концу столетия в стране насчитывалось 11 университе­тов, в которых обучалось более 14 тыс. студентов. Крупнейшие российские университеты вошли в число ведущих учебных заведений мира с количе­ством обучавшихся от двух и более тысяч человек. Это наглядно видно из следующей таблицы89.

 

Университеты мира Численность студентов в 1900 году
Парижский 12 171  
Берлинский 11 312  
Венский  
Мадридский  
Будапештский  
Неаполитанский  
Мюнхенский  
Московский  
Нью-Йоркский  
Кембриджский (анг.)  
Лейпцигский  
С.-Петербургский  
Оксфордский  
Пражский (чеш.)  
Чикагский  
Эдинбургский  
Туринский  
Манчестерский  
Токийский  

Определить уровень развития университетского образования в России на рубеже XIX—XX вв. однозначно нельзя. В чем-то оно значительно отстава­ло от Европы и США, например по количеству вузов и показателям охвата населения высшим образованием. Так, в Западной Европе уже в начале XVI в. было примерно 60 университетов, и их количество продолжало рас­ти. Кроме того, некоторые университеты работали как международные цен­тры подготовки специалистов, восполняя нехватку учебных заведений в дру­гих странах. Так, в Лейденском университете только на протяжении XVII в. обучалось около 4 тыс. студентов из Англии40. По другим показателям наши университеты мало чем уступали западным.

89 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXXIV. СПб., 1902. С. 787.

90 Hackmann W.D. The Growth of Science in the Netherlands in the Seventeenth and Early Eighteenth
Centuries // The Emergence of Science in Western Europe. N.Y., 1976. P. 89—109.

По уровню постановки образования российские университеты не усту­пали лучшим университетам Запада, а такие как Московский, Санкт-Пе­тербургский, Киевский, стали центрами науки и просвещения. За минув­ший XIX в. в них было накоплено много ценного, в том числе и в области формирования и подготовки профессорско-преподавательского состава. Сложился образ профессора русского университета, воплотившего в себе такие качества, как обширность научных познаний, обладание собственной школой преподавания, педагогическое мастерство, свободомыслие, често­любие ученого, толерантность91. В 1875 г. в германских университетах обу­чался 16 501 студент, на которых приходилось 1313 профессоров — или один преподаватель на 12 студентов. В шести русских университетах было 4492 студента и 358 профессоров, что давало такое же соотношение — один пре­подаватель на 12 слушателей92.

Рост численности студенческих контингентов определялся растущим интересом общества к развитию прежде всего технического образования. Начиная с 1905 г. ускоренно возникали неправительственные вузы как об­щественные (филантропические), так и частные (коммерческие). Основу их контингента составляли женщины, выпускники зачастую не приравнива­лись к дипломированным специалистам93.

Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война нанесли огромный урон высшему образованию в России. Обучение в Московском университете после революции было пре­рвано. По распоряжению властей в 1918 г. студенты-медики старших кур­сов направлялись в разные концы страны на борьбу с эпидемиями. В 1919 г. многих студентов призвали в армию, из которой они так и не дождались демобилизации: многие погибли на фронте.

Чиненный А., Стоян Т. Университетский преподаватель: XIX век // Высшее образование в России. 1999. №3. С. 127-136.

Иконников В.И. Несколько слов по поводу новых данных о наших университетах. Киев, 1876. С. 6. Петрова Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа // Социс. 1999. №3. С. 120.

Гибель, а также добровольная эмиграция ученых и преподавателей, до­полнившаяся принудительной высылкой неблагонадежной интеллигенции, обострили проблему кадрового дефицита. Реорганизация старой и строи­тельство новой высшей школы велись на принципах ликвидации сослов­ности высшей школы и подчинения ее советской власти, демократизации работы вузов, изменения социального состава студенчества за счет предста­вителей рабочего класса и крестьянства, перестройки процесса на основе марксистско-ленинской методологии, ликвидации разрыва между теорети­ческим обучением и практикой, максимального приближения подготовки

специалистов и научной работы вузов к нуждам социалистического строи­тельства94. Отменялись вступительные испытания, оплата за обучение, были установлены государственные сти­пендии студентам. За период 1918-1919 гг. количество студентов в вузах РСФСР удвоилось. Сложнейшей была проблема слабой подготовки едва ли не большинства студентов из рабочих и крестьян, поступивших на учебу с учетом декретированных льгот. В рас­сматриваемый период подавляющее большинство взрослых рабочих и кре­стьян, а также основная масса их детей могли поступить в вузы только через рабфаки. Поданным переписи 1939 г., помимо вузовских центров, имевших­ ся в царской России, новые вузы были открыты в 76 городах РСФСР. В 1925 г. Наркомпрос определил, что цифра в 110 тыс. студентов в РСФСР должна быть признана нормальной и обеспе­чивающей ежегодно хотя бы минимальный выпуск квалифицированных специалистов95. Система регулирования приема в вузы по классовому прин­ципу существовала до 1936 г. С 1922 по 1927 г. в составе студенческого кон­тингента российских вузов доля рабочих и их детей увеличилась вдвое и достигла 34,2%, доля крестьян и их детей составляла 24,3%, трудовой ин­теллигенции и совслужащих — 41%.

Это был период восстановления разрушенного в ходе гражданской вой­ны народного хозяйства и перехода к новой экономической политике. Ра­бочая сила промышленности рекрутировалась в значительной степени за счет крестьянства. Образовательный уровень и культурные потребности го­родского и сельского населения были невысоки. Одновременно с осуществ­лением культурной революции (всеобщая грамотность) предпринимались меры по повышению профессионального уровня рабочих и крестьян. Шла

94 Петрова Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа //
Социс. 1999. № 3. С. 120.

95 Культурное строительство в РСФСР. 1917—1927 гг. Т. 1.4. 2//Документы и материалы 1921-1927 гг.
М., 1984. С. 85.

техническая модернизация, развивалось движение за научную организацию труда (работы А.К. Гастева, П.И. Керженцева).

В 40-е и 50-е гг. XX в. отмечается небывалый подъем университетского образования. Успехи советской науки в исследованиях космоса, в развитии ядерной энергетики и другие достижения подняли престиж высшего обра­зования на максимальную высоту. Нив какое иное время престиж ученого и профессора в обществе не был так высок, как тогда.

Подъем продолжался до конца 70-х гг., когда выпуск вузовских увеличил­ся в 50 раз по сравнению с дореволюционным временем96. Именно высшая

школа внесла главный вклад в созда­ние советской интеллигенции, кото­рая, вопреки идеологическому давле­нию и политическим преследовани­ям, прославила страну в области культуры и науки, внесла огромный вклад в мировую сокровищницу мыс­ли. Ядром советской, а теперь уже и российской интеллигенции, выступа­ют выпускники университетов.

Русские дореволюционные уни­верситеты вобрали в себя все самое ценное, что было в мировой универ­ситетской практике. Они выступали одновременно центрами обучения и научных исследований, соединяя об­разовательные и изыскательские функции. Однако после революции 1917 г. картина изменилась. В СССР университеты в подавляющем боль­шинстве случаев стали лишь обучающими центрами, отторгнутыми от пе­редовых научных исследований и разработок. Как научные центры они не представляли большого интереса, явно проигрывая Академии наук и мощ­ным отраслевым НИИ и КБ. Полномочия университетов в СССР не имели должного правового обеспечения. Им не принадлежали ни земля, ни зда­ния и сооружения, социальный престиж и государственный статус универ­ситетов как образовательных центров был невысок. Зарплата профессоров не соответствовала ни дореволюционному уровню, ни мировым стандартам. Конкурс, хотя и был высоким, часто превращался в пустую формальность благодаря специальным спискам абитуриентов, поступающих по блату, за деньги или партийной принадлежности. Никакой университетской автоно­мии не существовало. В результате университеты практически не отлича­лись от обычных педагогических институтов.

В 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государствен­ных университетов, 80 государственных университетов технического, ме­дицинского, педагогического, аграрного и других профилей, свыше 30 не­государственных университетов. Для сравнения: в Великобритании только два частных университета, остальные 96 — государственные, но они отнюдь

96 Высшая школа СССР за 50 лет. М., 1967. С. 8.

не бесплатные. Граждане Британии до недавнего времени не платили за обучение, но с 1998 г. английские вузы стали взимать плату — максимум 1 тыс. фунтов в год (примерно 1700 долл.). Иностранцы платят в 5-10 раз больше97. В английских университетах сегодня обучается 1,6 млн студентов,

т.е. 30% выпускников средних школ98. В Австралии высшее образование платное для всех студентов, и ино­странные студенты платят в 2 раза больше. Анализ западной литературы показывает ведущую роль государ­ственных вузов и университетов в высшей школе и государственного финансирования их деятельности (от 50% в США до 80-90% в странах За­ падной Европы). Причем в государ­ственных вузах США на долю госбюд­жета (на всех уровнях управления) приходится 80% их финансовых ресур­сов, в Западной Европе этот же показатель составляет почти 90%99.

Обучение в университете во многих странах мира требует значительных расходов. Плата за учебу взимается как в частных, так и в государственных университетах. Как правило, конкурс в государственные университеты везде выше, поэтому большей части молодежи (в Японии четырем из пяти сту­дентов) приходится пользоваться услугами частных университетов, которых большинство. Абитуриенты частных вузов, как правило, делают вступитель­ные взносы, а став студентами, оплачивают лекции, пользование учебным оборудованием и т.д. Самые крупные взносы установлены в медицинских заведениях, где первый учебный год обходится студенту в сумму, более чем в 2 раза превышающую годовой доход рядового японского рабочего100.

Лучшим в нашей стране университетом по праву считается Московский государственный университетим. М.В.Ломоносова (МГУ), крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Среди вузов мира МГУ занимает третье место после Оксфорда и Кембриджа.

Он основан в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова, первоначально в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского. На философском факультете предполагалось изучать логику, метафизику, ма­тематику, физику, а также «гумманору»-элоквенцию, «студиум антиквитас» и «гисторию». При этом «академик матезеос сублимиорис может профес­сором логики и метафизики, и математики генеральной быть и при том же физику генеральную и экспериментальную учить». Философии в универ­ситете уделялось серьезное внимание. В нем изучались курсы «Руководство во всю философию» или «Введение в философию», история философии, логика, метафизика, практическая философия или этика, натуральная фи-

97 Ивачющенкова М. Высшая школа ее величества. //Деньги. 1999. № 14. С. 30.

98 International Guide to Qualifications in Education. British Councl. 1998. P. 11.

99 Бабин A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.

100 Латышев И.А. Материальная и духовная издержки образования в Японии // Япония-82. М.,
1983. С. 216.

лософия. В сетке учебных часов не было ни одного предмета, которому уде­лялось бы больше часов, нежели философии101.

Некоторые историки вопреки установившемуся мнению полагают, что историю русской науки надо вести не с Петербургской академии, а с откры­тия Московского университета с дву­мя гимназиями, которые поставляли первые поколения студентов. Универ­ситет, кстати сказать, был основан на личные средства Ивана Шувалова — двоюродного брата знаменитого графа Петра Шувалова. Университет опре­делялся как «собрание ученых людей, которые наукам высоким... до како­го состояния оные ныне дошли, младых людей обучают», а Академия как «собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в которым оные ныне обретаются, знают, но и чрез но­вые инвенты оные совершить и умножить тщатся...» Тогда в университет за­числялись молодые люди по особому экзамену, принимаемому профессо-

Поначалу в университет зачислялись молодые люди по особому экзамену

рами. Занятия студентов, кроме слушания лекций, состояли в ежемесячных диспутах, проходивших под руководством профессоров. Курс обучения обычно был трехгодичным, по окончании университета студенты получа­ли аттестаты, по которым они определялись на гражданскую службу. Для подготовки молодых людей к обучению в университете при нем была откры-

Артемьева Т. Почему академики не читали лекций? // Литературная газета. 2002. № 34 (5889) 21-27 авг.

та гимназия102. Он был создан подобно большинству университетов Запад­ной Европы вне академической структуры. Находясь под «высочайшею про­текцией», подчинялся непосредственно правительствующему Сенату. Все профессора, учителя и другие «принадлежащие к университету чины» были лишь подсудны университетскому суду и свободны от «всяких полицейских тягостей»103.

Создание Московского университета ознаменовало приход кратковре­менной, но блистательной эпохи Русского Просвещения, продлившейся от времени Екатерины II до середины царствования Александра I. Тогда же в Российской Империи возникла целостная система народного образования и действовало 8 высших учебных заведений университетского типа. Позд­нее, начиная с царствования Николая I, стала понемногу формироваться еще и система технических высших учебных заведений. В каждом из госу­дарственных университетов полагалось иметь по 35, а позднее — по 53 про­фильные кафедры104.

МГУ готовит кадры по физическим, математическим, химическим, био­логическим, геологическим, географическим, филологическим, историче­ским, философским, психологическим, социологическим, экономическим,

юридическим и др. специальностям. В 1992 г. университет получил статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России. Сегодня в МГУ работает и учится по­чти 100 тыс. человек. В тысяче зданий Московского университета учится 20 тысяч студентов, им преподают 4,5 тыс. преподавателей.

М ГУ — это более 1 млн м2 террито­рии, 24 факультета, более 200 кафедр, 7 НИИ, около 500 лабораторий и на­учных баз, 4 обсерватории, 12 учебно-научных станций, 3 музея, Ботаниче­ский сад, научная библиотека, изда­тельство (основано в 1927 г.), 7 студенческих общежитий, квартиры для преподавателей, три музея, театр, спортивные залы и стадионы. В МГУ есть все, даже свой маломерный флот в Севастополе.

МГУ дает фундаментальное, системное и консервативное образование. Предмет особой гордости — научные школы МГУ. О математической, на­пример, говорят так: в любом американском университете найдется профес­сор математики из МГУ. На одном физфаке 28 научных школ. Есть в МГУ известные биохимики, экономисты, философы. В университете препода­ют 200 академиков, а всего их — третья часть российских академиков, 15%

102 Садовничий В.А. и др. Университетское образование. М., 1995. С. 167.

103 См.: Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование систе­
мы университетского образования. К.н.1: Зарождение системы университетского образования в
России. М., 1998. С. 177.

104 Хромов Г. Российская академия наук: история, мифы и реальность // Отечественные записки.
2002. № 7.

депутатов Госдумы, почти половина Конституционного суда. Выпускники МГУ есть в администрации президента, правительстве, в бизнесе.

Университеты являются средой воспитания молодых ученых и общена­циональными центрами фундаментальных исследований. Благодаря разви­той системе образования наша страна и в 1960-е, и на пороге 1990-х гг. была одной из самых образованных в мире. Это подтверждалось такими данными, как коэффициент грамотности взрос­лого населения, доля работников, имеющих высшее и среднее специаль­ное образование, число студентов на 10 тыс. человек населения, а также доступность, всеобщность и бесплат­ность образования. По уровню гра­мотности взрослого населения Россия практически не уступала развитым странам мира. В России в вузе или тех­никуме учился каждый 30-й россия­нин, в США — каждый 20-й житель страны105.

Во всем же мире университетами называют чуть ли не каждый вуз. Мы тоже к этому пришли в 1990-е гг.: за эти годы число самых разных универ­ситетов у нас перевалило за тысячу. Кампания переименования происходила и в советские времена. Поводом служили важные юбилеи. Например, по случаю 50-летия СССР в 1972 году к рангу известных испокон века универ­ситетов были причислены 25 бывших областных пединститутов. Оправдать университетские вывески смогли не все. В 1992 г. возникло еще два десятка университетов в национальных республиках. Затем наступила очередь для политехнических институтов, сельскохозяйственных и военных академий и др.

Разумеется, далеко не все из них дают университетское образование в традиционном понимании, как это делают в классическом университете. Подобных заведений в России всего 63. В них учится около полумиллиона студентов. Все классические университеты находятся в системе Министер­ства образования и науки. В составе высших учебных заведений получил раз­витие университетский сектор — 50% общего числа государственных вузов, около 30% составляет доля академий.

Классическим принято считать университет, где имеется не менее 15 на­правлений естественно-научного и гуманитарного образования (причем последних должно быть не менее трети), где действуют ученые советы по защите докторских диссертаций, где академики не просто числятся свадеб­ными генералами, а возглавляют научные школы. Ибо без науки фундамен­тального, т.е. университетского, образования не бывает. Как не бывает его без библиотеки с фондом не менее 2 млн книг. К сожалению, лишь несколь-

Положение детей в мире. ЮНИСЕФ, 1990. О государственной политике в области высшего об­разования. М., 1992.

Б09

ко лидеров российского рейтинга мо­гут похвалиться достойной библиоте­кой.

В 2001 г. создана Ассоциация клас­сических университетов России106, куда входят 24 университета. Она обра­зована с целью обмена опытом, коор­динации и организации совместной работы университетов в области совер­шенствования учебно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной деятельности классических универси­тетов страны. Приоритетной задачей Ассоциации выступает сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации, единого уровня требований к содержанию классического университетского образо­вания. Число студентов в вузах страны в 2000 г. составляло около 4800 тыс. че­ловек, или 327 человек на 10 тыс. населения.

106 Веб-сайт Ассоциации: http://www.acur.msu.ru.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.