Здавалка
Главная | Обратная связь

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ



К демонстративному поведению принято относить в социологии любое действие или совокупность действий, которые выставляют напоказ те цели, принципы или ценности, которые играют очень важную роль в жизни субъекта или субъектов этого поведения. Когда мы слышим о мирной или антирасистской демонстрации, то это может означать одно: масса людей вышла на улицу для того, чтобы вопреки давлению полиции и возможному риску быть арестованными публично провозгласить определенные ценно­сти, с которыми призывают считаться как общественность своей страны (не­скольких или всех стран), так и правительство.

Демонстративное поведение может затрагивать не только коллективные, поддерживаемые большинством, многими или всеми ценности, но и инди-

видуальные, которые распространяются на то, что важно для вас лично и не касается никого больше. Скажем, высокий статус и материальное благопо­лучие, которое вы хотите продемонстрировать всем, вызвав у них зависть, чувство восхищения, уважения и т.п.' Такой стиль жизни был характерен для так называемого «праздного класса» — новых богатых американцев, кото­рые старались подражать высшему классу Европы, но в отличие от него вы­ставляли свое потребление напоказ. Демонстративное поведение позволя­ло праздному классу укрепить свое представление о себе как об элите аме­риканского общества.

Примерно в то же время аналогичный феномен потребления как смыс­ла повседневной жизни изучался немецким социологом Георгом Зиммелем (1858—1918), но уже на материалах по Берлину.

Демонстративное поведение(от лат. demonstratio — показывание) — вы­зывающие, намеренно подчеркиваемые действия, связанные с определен­ной целью, например стремлением показать свою «особость» и значимость. Понятие де­монстративного поведения может иметь не­гативный смысл, например вызывающее по­ведение молодежи («бравирование» — мото­циклетные гонки, бросающаяся в глаза одежда и символика). В отличие от нормаль­ного, или разумного, поведения демонстра­тивное редко когда продиктовано нуждой, естественной потребностью, обычной логи­кой. Говорят, например, футболист демонст­ративно упал на поле. Серьезной травмы нет. Он просто «выпрашивал» у судьи пенальти. Вместе с тем понятие демонстративного поведения имеет позитивный смысл. Так, забастовка, митинг, демонстрация — это ти­пичные формы демонстративного поведе­ния. Их цель — привлечь общественное вни­мание к нуждам и требованиям тех людей, на которых в нормальной обстановке внимания не обращают.

Демонстративность — особенность лично­сти, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе ок­ружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его цель — обратить на себя внимание, получить ободрение. Источником демон­стративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно слу­жит недостаток внимания со стороны взрослых, из-за чего дети чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Если дефицита внимания нет, он создается ребенком в силу избалованности. Тогда появляется новое каче­ство — завышенные требования к взрослым. Нарушая правила поведения, а часто и этические нормы, дети добиваются своих целей.

Если демонстративность заключается в поиске возможности для само­реализации, то лучшее место для ее проявления — сцена. Помимо участия

Веблен Т. Теория праздного класса. М, 1984. С. 108.

в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художе­ственной деятельности, в том числе изобразительная.

В демонстративном поведении происходит очень важная с социологи­ческой точки зрения подмена, отсутствующая или ярко не выраженная в других формах социального действия, а именно подмена истинного содер­жания символическим. Так, в 1970—1980-е гг. в СССР, закрытом от всех стран так называемым железным занавесом и мало что знавшем о новейших веяниях молодежной моды, некоторые ее достижения воспринимались в

искаженном свете. У советских под­ростков модным было застирывать новые джинсы до дыр, искусственно их портить таким образом, чтобы они выглядели поношенными. Они утра­тили свою непосредственную функ­цию защиты от непогоды, предохранения тела и удобства в носке. Модны­ми стали потрепанные джинсы. Мода сохранилась и в 1990-е гг., причем не только у нас, но и на Западе. Только теперь стирать уже не надо: поношен­ными их делают прямо на фабрике. В данном случае, не важно, у нас или за рубежом, символическое бытие вещи как бы полностью поглотило, раство­рило в себе ее материальное бытие. Как практичная и удобная вещь, джин­сы потеряли свою ценность, они стали репрезентировать не одежду как та­ковую, а модный стереотип, столь ценимый в подростковой субкультуре.

Когда английские луддиты XVIII в. первыми взбунтовались против при­менения машин, они относились к ним не как к материальной субстанции, а как к социальному символу. Машины олицетворяли средство эксплуата­ции их труда, означали вытеснение живого труда и начало массовой безра­ботицы. Подобным символическим значением средства труда наделены, конечно, не сами по себе, а как часть конкретно-исторических отношений производства и распределения.

Прокатившаяся в 1989 г. волна шахтерских забастовок в СССР вскрыла интересный феномен. Протест стачечников был направлен против, как они выражались, нечеловеческих условий труда и быта, в которых они вынужде­ны были находиться. Однако эти условия за последние 10— 15 лет существен­ных изменений не претерпели. Почему же забастовали шахтеры только на четвертом году перестройки? Ответ, видимо, кроется в той системе коорди­нат, в которой теперь, а не раньше, стали восприниматься эти условия. В стра­не резко изменился политический климат, расширились демократия и глас­ность, заговорили о человеческом достоинстве и правах человека, наконец, больше стали обращать внимания на рядового работника. И он заговорил. Терпимые доселе нечеловеческие условия превратились в нетерпимые, уни­жающие человеческое достоинство. Материальные условия фактически пред­ставляли уже не себя, а нечто другое. Они выступали средством выявления других «чувственно воспринимаемых вещей» — авторитарного управления, унижающего человеческое достоинство. Протест фактически был направлен против этой более широкой системы общественных отношений, а условия труда и быта явились их символом, социальным воплощением.

Условия труда и быта, когда речь идет о забастовке, т.е. коллективном протесте организованной группы работников, неизбежно воспринимают­ся как коллективные условия существования. Причем коллективные не во-

обще, не абстрактно и даже не эмпирически конкретно лишь как условия труда, в которых вынужден работать персонал данного предприятия. Они реально воспринимаются уже как условия существования данного класса. Шахтеры, водители и представители других профессий, участвовавшие в конце 1980-х гг. в стачечном движении, протестовали прежде всего против того, что они — непосредственные производители материальных ценностей в обществе, представители рабочего класса — вынуждены жить и трудить­ся в худших условиях, чем работники аппарата, не участвующие непосред­ственно в создании материального богатства общества.

Демонстративное поведение в постиндустриальном обществе построи­ло себе специальную площадку — публичные парады моды, которые еще называются дефиле. Дефиле (франц. defile — торжественно проходить, шест­вовать) — публичный и празднично обставленный показ новинок моды, как правило, женской. На дефиле обычно присутствуют телевизионные и «ки­ношные» знаменитости, светская публика (так называемый бомонд), моде­льеры, фотографы моды и журналисты. На подобного рода шоу известные дизайнеры представляют коллекционные новинки одежды, относящейся к «высокой моде». Дефиле-парады проходят в домах моды или лучших зда­ниях города, в них участвуют ведущие национальные или зарубежные фир­мы, агентства моделей, дома моды (например, дом Кристиан Диор), теат­ры моды, синдикаты высокой моды. Произвести хорошее впечатление на публику очень трудно при отсутствии навыков искусного владения соб­ственным телом. В престижных школах манекенщиц обучают основам сти­ля, истории моды и дизайна, искусству макияжа, хореографии и навыкам дефиле (особой манере правильно и красиво ходить, держаться на подиуме во время демонстрации модной одежды), фототренингу, занятиям в фит-несс-центре, визажу, актерскому мастерству. В некоторых школах актерское мастерство построено на методике Станиславского, когда девушек учат публичному одиночеству на подиуме. Понятие дефиле стоит в одном куль­турном ряду с театрализованным шоу, великосветской тусовкой, художе­ственным перформансом, выставочной деятельностью.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.