Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ТЕХНОЛОГИЯ, ЛЮДИ



ЛЕКЦИЯ 9. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ - 27.10.2012 Г.

Понятие организации. Основные элементы организации: цели, задачи, структура, технология, люди.

Внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации.

Виды организаций. Классификация организаций по различным признакам: форма собственности, организационно-правовая форма, виды деятельности.

Домашнее задание:

Представить (в письменной форме) к практическому занятию № 10 ответы на тренировочный тест № 7 «Средства и методы менеджмента».

ВВЕДЕНИЕ

Новые условия развития современного общества, в которых функционируют организации:

· Глобализация экономики

· Обострение рыночной конкуренции

· Быстрые изменения и нововведения в обществе и в экономике

· Технологии, основанные на новых знаниях, опыте, интеллекте

· Информация как фактор развития общества

· Социальная ответственность бизнеса

· Гуманизация труда.

 

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ТЕХНОЛОГИЯ, ЛЮДИ

Организация - в широком смысле - это социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей, а в узком смысле - это объединение людей, реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Организация – это совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных для достижения определенной цели.

Варианты понимания сущности организации:

1. Искусственный социально-экономический институт, инструмент производства материальных и духовных благ, их движения и распределения в
обществе (в форме объединения физических или юридических лиц).

2. Координирующий процесс управления.

3. Структурная упорядоченность взаимосвязей элементов системы, объекта.

1.Организация есть целевая общность. Цель - основной категорический признак любой организации.

Организация возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей достигается через достижение индивидуальных целей. И наоборот, когда достижение каких-либо индивидуальных целей достигается через достижение общих целей.

Организацию можно рассматривать как средство коллективного достижения целей, которые не могут быть достигнуты людьми индивидуально. В данном контексте под целью понимается конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремиться добиться группа людей, работая вместе.

Главный организационный эффект - синергия (сотрудничество, содружество) - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников - наиболее важное практическое свойство.

Коллектив – это сообщество людей, работающих в одной организации.

Исходя из данных определений, можно сделать вывод о том, что любая организация состоит из двух частей. Первая – социальная, то есть коллектив людей. Вторая часть организации – материальная, то есть здания, оборудование, инструменты, материалы.

В научной литературе понятие «организация» часто обозначается и другими словами. В частности: предприятие, учреждение, фирмы, компания. Мы будем употреблять их как аналоги.

Имеются различные обозначения и для понятия «коллектив». В качестве аналогов используются следующие: персонал, сотрудники, работники.

Для того, чтобы представить организацию, создать о ней общее впечатление, используются определенные характеристики.

Основными характеристиками организация является: миссия и цель, материальная база, персонал, позиция на сегменте рынка (в отрасли), внутренняя и внешняя среда.

Миссия – это философическая идея организации.Так,миссией организации может выступать повышение материального благосостояния либо культурного уровня людей.

Цель– это продукты основной деятельности организации, а также получение прибыли. Например, целью автопредприятия является выпуск автомобилей, которые реализуются на рынке и приносят предприятию прибыль.

ЦЕЛИ:

· КОНКРЕТНОСТЬ - чем детальнее Вы опишете желаемый результат, тем точнее сможете направлять свои действия.

· ИЗМЕРИМОСТЬ (или проверяемость) - Вы должны быть способны оценивать, в какой степени Вы приблизились к цели.

· ДОСТИЖИМОСТЬ (обеспеченность ресурсами) - хватит ли у Вас материальных, временных, человеческих, интеллектуальных и других ресурсов для достижения цели?

· РЕАЛИСТИЧНОСТЬ: слишком «глобальная» цель не показывает, как двигаться в обозримом будущем; слишком мелкая цель не вдохновляет.

· ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ!

 

Материальная база – это совокупность всех принадлежащих организации объектов: здания, сооружения, оборудование, мебель, инструменты, материалы и др.

Персонал– это сообщество людей, работающих в данной организации. Персонал, в свою очередь, может быть охарактеризован численностью, квалификацией, социальным, возрастным или половым (гендерным) составом, профессией и др.

Организация (фирма) – система, состоящая из множества элементов, обеспечивающая преобразование ресурсов для достижения результатов (производства продукции, выполнения работ, оказания услуг).

Организация как система представлена на рис. 1, 2.

Рис. 1. Организация как экономическая система

Рис. 2. Организация как система


Материально-вещественные потоки:

Входные - сырье, материалы, рабочая сила, здания

Выходные - готовая продукция (услуги)

Денежные (финансовые) потоки:

Входные - выручка от реализации, кредиты и займы, акционерный капитал

Выходные - производственно-сбытовые издержки, инвестиционные издержки, платежи за кредит, проценты и дивиденды.

РЕСУРСЫ организации - трудовые, материальные, нематериальные (права, патенты, лицензии, ноу-хау и т. п.), финансовые, информационные и др.

Их состав зависит от сферы деятельности организации. Наличие или возможность доступа к уникальным ресурсам определяют конкурентоспособность организации (ее выгодное отличие от других организаций на том или ином рынке товаров, работ и услуг).

Рис. 3. Интеллектуальный капитал компании


 

Рис. 4. Процессы деятельности организации

Основные функции организации (по Анри Файолю):

1. Техническая функция (производство)

2. Коммерческая функция (закупка, продажа)

3. Финансовая функция

4. Учетная функция

5. Обеспечение безопасности

6. Административная функция (предвидение, организация, руководство, координация, контроль).

Основные и дополнительные функции коммерческой организации:

Основные функции:

· Финансирование

· Закупка, логистика

· Производство

· Сбыт

· Общее управление, включая найм и увольнение
персонала

Дополнительные функции:

· Бухгалтерский учет и контроль

· Управление персоналом

· НИОКР

· Обеспечение безопасности

· Административная функция (секретариат).

Рис. 5. Основные бизнес-процессы организации и жизненный цикл продукции







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.