Здавалка
Главная | Обратная связь

В теории менеджмента рассматриваются классические и современные виды структур. Классических структур имеется три вида: функциональная, дивизиональная и матричная.



Функциональная структураэто деление организации на части по видам деятельности (функциям).Функциональная структура предполагает, что группировка должностей в отделы производится на основе близости профессий, компетенций и использования ресурсов. Функциональная структура может рассматриваться как департаментализация в соответствии с организационными ресурсами. (Под термином «Департаментализация» понимается обычно структурирование организации в соответствии с основными направлениями ее деятельности, формирование структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значение и играющих важную роль в деятельности организации). Это связанно с тем, что каждый тип функциональной деятельности − производство, инженерная деятельность, управление трудовыми ресурсами − имеет отношение к специфическим, используемым для решения организационных задач ресурсам. При этом сотрудники и средства производства рассматриваются как общий организационный ресурс фирмы, поэтому они собираются в одном отделе.

Дивизиональная структураэто деление организации на самодостаточные подразделения (дивизионы) по видам выпускаемой продукции.

Иногда дивизионы (заводы, филиалы) могут создаваться по географическому принципу. Главным критерием при группировании является выпускаемая данной частью фирмы продукция. Не случайно поэтому, дивизиональные структуры иногда называют продуктовыми.

В дивизиональной структуре, в отличие от функциональной, разработчики и дизайнеры, например, имеются во всех подразделениях (цехах, заводах). Они работают каждый над своей продукцией. Таким образом, происходит дублирование профессиональных групп (секторов) поперек товарных линий.

Дивизиональная структура лучше всего подходит крупным компаниям. Их основная масса состоит из достаточно самостоятельных бизнес-подразделений. Каждое из них решает свои задачи, обслуживает разных клиентов или производит товары, ориентированные на специфические рынки.

Подразделения компании могут формироваться не только по товарным линиям. Выше сказано, что это может быть и географический принцип. Акцент в таких структурах переносится на операции компании в условиях территориального рынка. Отдельное подразделение осуществляет все виды деятельности компании в одной стране или регионе. Производство или адаптация товаров на месте позволяют получить конкурентные преимущества.

Матричные структурыэто сосуществование функциональных и дивизиональных, перекрывающих друг друга командных цепочек и товарных линий.

Эффективность матричной структуры во многом зависит от действий менеджеров, призванных играть в ней ключевые роли. Матричный руководитель – это менеджер товарной линии или функциональный менеджер. Матричный руководитель отвечает за одну сторону матрицы. Высший руководитель (генеральный директор) отвечает за всю матрицу в целом. Он руководит как продуктовыми линиями, так и функциональными командными цепочками. Он следит за поддержанием баланса власти между двумя сторонами матрицы. Он осуществляет разрешение возможных противоречий.

Матричная структура нарушает принцип единоначалия. Однако она позволяет добиться равного внимания как к функциональной, так и к дивизиональной линиям властных полномочий. Первоначально проблемы с адаптацией к работе в матричной структуре испытывают как матричные менеджеры, так и сотрудники – «слуги двух господ». Фактически матричный менеджер имеет в своем подчинении только «половину» каждого работника. Поэтому он должен постоянно консультироваться со своим коллегой с другой стороны матрицы. А это обозначает необходимость совместных заседаний и дискуссий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.