Затруднения в овладении фонематическим анализом вследствие нарушения звукоразличения
Специфические замены букв и другие ошибки в письме как результат недоразвития фонематического слуха и восприятия Рис. 1. Схема возникновения нарушений письма у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба.
Для подтверждения сказанного обратимся к примерам нарушения письма у учащихся с ринолалией. НАБЛЮДЕНИЕ 1 Галя Л., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживаются тонкие послеоперационные швы на верхней губе. В полости рта сквозная двусторонняя расщелина нёба. Движения верхней губы, челюсти, языка ограничены. Слух и зрение в пределах нормы. Галя контактна, любит играть с детьми своего возраста. Семейные условия благоприятные. Обследование состояния звукопроизношения выявило грубые недостатки. При произнесении шипящих ш, ж, щ наблюдается боковой сигматизм и нижняя артикуляция; свистящие с, э — мягкие; звук р — горловой; аффрикаты ц и н отсутствуют; в потоке речи взаимозаменяются т и с; к и г — горловые, в свободной речи опускаются. Звуки т и д произносятся с подниманием средней части спинки языка к нёбу, опусканием и оттягиванием кончика его назад, что сближает их в произношении со звуками к и г. Гласные звуки произносятся недифференцированно, с резко выраженным носовым выдохом. В диктантах девочка допускала специфические взаимозамещения букв, соответствующих звукам: д—т—к—с, д—т—б—с, п—6— д, н—к, т—к, г—к, т—с, щ—ч, ж—з, ц—с, м—л, ю—у, о—с, а—я НАБЛЮДЕНИЕ 2 Нина Е., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаружено: нёбо после уранопластики несколько укорочено, имеется пассивное нёбно-глоточное замыкание. Исследование двигательной функции органов речевого аппарата свидетельствует об ограниченной подвижности мягкого нёба, задней стенки глотки, нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Движения языка в стороны ограничены, вверх он поднимается с трудом, удерживается в данном положении несколько секунд. Движения губ в положении «трубочка», «улыбка» затруднены. Нёбные и глоточные рефлексы отсутствуют. Наблюдается повышенная саливация, амимия нижней половины лица. Девочка моторно неловка, несколько затруднены мелкие движения пальцев рук. Заключение невропатолога: остаточные явления перенесённого органического поражения центральной нервной системы. Ри-нолалия, осложнённая псевдобульбарной дизартрией. Слух и зрение в норме. Речь Нины смазанная, назализованная. Голос тихий, слабый. Гласные звуки произносит недифференцированно, с резким носовым оттенком. При произнесении согласных наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов многих групп звуков: свистящих и шипящих, твёрдых и мягких, переднеязычных т, д и задненёбных к, г, звонких и глухих. Сонанты р, л в речи отсутствуют. Приведём образцы письменных работ Нины (рис. 3). Из примеров видно, что девочка допускала фонематические замены букв, соответствующих звукам: ч—с—з—ж (кузнеечки — кузнезики — «кузнечики», жижи — «чижи», Жужка — «Жучка»), с—ц—ч (цолнце — «солнце», лесит – «лечит»), щ—ц (яцик — «ящик»), ц—ст (лисчтеа — «лисица»), р—л (надвели – «на двери»), л—й (дятый — «дятел»), д—т, б—п (толпил — «долбил», пи-
НАБЛЮДЕНИЕ 3 Лариса Т., 9 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживается несквозная частичная расщелина нёба. Слух и зрение в пределах нормы. Девочка замкнута, крайне медлительна при выполнении любых заданий. Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата свидетельствует об ограниченной подвижности нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Голос приглушённый, со значительным изменением тембра. Утечка воздуха через нос — 700 мл. Жизненная ёмкость лёгких снижена на 82%. Характерной особенностью звукопроизношения Ларисы является искажённая и недифференцированная артикуляция гласных и согласных звуков. Обследование, проведённое в конце обучения в подготовительном классе, выявило тяжёлые расстройства письменной речи (рис. 4). В письме девочки отмечается своеобразное отражение затруднений в различении звуков: звонких и глухих т—д, 6—п, г—к, з—с; свистящих ц—с; шипящих щ—ч; звуков т'— ч; твёрдых и мягких; а—я, о—е, ы—и. Приведённые наблюдения указывают на то, что расстройства артикуляции у школьников с врождённым расщеплением губы и нёба могут сопровождаться нарушениями письма. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|