Здавалка
Главная | Обратная связь

Затруднения в овладении фонематическим анализом вследствие нарушения звукоразличения



Специфические замены букв и другие ошибки в письме как результат недоразвития фонематического слуха и восприятия

Рис. 1.

Схема возникновения нарушений письма у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба.

 

 

Для подтверждения сказанного обратимся к примерам нару­шения письма у учащихся с ринолалией.

НАБЛЮДЕНИЕ 1

Галя Л., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживаются тонкие послеоперационные швы на верхней губе. В полости рта сквозная двусторонняя расщелина нёба. Дви­жения верхней губы, челюсти, языка ограничены. Слух и зрение в пределах нормы. Галя контактна, любит играть с детьми своего возраста. Семейные условия благоприятные.

Обследование состояния звукопроизношения выявило грубые недостатки. При произнесении шипящих ш, ж, щ наблюдается боковой сигматизм и ниж­няя артикуляция; свистящие с, э — мягкие; звук р — горловой; аффрикаты ц и н отсутствуют; в потоке речи взаимозаменяются т и с; к и г — горловые, в свободной речи опускаются. Звуки т и д произносятся с подниманием средней части спинки языка к нёбу, опусканием и оттягиванием кончика его назад, что сближает их в произношении со звуками к и г. Гласные звуки произносятся недифференцированно, с резко выраженным носовым выдохом. В диктантах девочка допускала специфические взаимозамещения букв, соответствующих звукам: д—т—к—с, д—т—б—с, п—6— д, н—к, т—к, г—к, т—с, щ—ч, ж—з, ц—с, м—л, ю—у, о—с, а—я

НАБЛЮДЕНИЕ 2

Нина Е., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаружено: нёбо после уранопластики несколь­ко укорочено, имеется пассивное нёбно-глоточное замыкание. Исследование двигательной функции органов речевого аппарата свидетельствует об ограни­ченной подвижности мягкого нёба, задней стенки глотки, нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Движения языка в стороны ограничены, вверх он поднимается с трудом, удерживается в данном положении несколько секунд.

Движения губ в положении «трубочка», «улыбка» затруднены. Нёбные и гло­точные рефлексы отсутствуют. Наблюдается повышенная саливация, амимия нижней половины лица. Девочка моторно неловка, несколько затруднены мел­кие движения пальцев рук. Заключение невропатолога: остаточные явления перенесённого органического поражения центральной нервной системы. Ри-нолалия, осложнённая псевдобульбарной дизартрией. Слух и зрение в норме.

Речь Нины смазанная, назализованная. Голос тихий, слабый. Глас­ные звуки произносит недифференцированно, с резким носовым оттен­ком. При произнесении согласных наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов многих групп звуков: свистящих и шипящих, твёрдых и мягких, переднеязычных т, д и задненёбных к, г, звонких и глухих. Сонанты р, л в речи отсутствуют. Приведём образцы письменных работ Нины (рис. 3).

Из примеров видно, что девочка допускала фонематические замены букв, соответствующих звукам: ч—с—з—ж (кузнеечки кузнезики — «кузнечи­ки», жижи — «чижи», Жужка — «Жучка»), с—ц—ч (цолнце — «солнце», лесит – «лечит»), щ—ц (яцик — «ящик»), ц—ст (лисчтеа — «лисица»), р—л (надвели – «на двери»), л—й (дятый — «дятел»), д—т, б—п (толпил — «долбил», пи-
жит —
«бежит», ситит — «сидит»), я—е, ыи, о—е (Луна — «Дуня», гризот – «грызет»), т—т ' (играт — «играть»).

 

НАБЛЮДЕНИЕ 3

Лариса Т., 9 лет, ученица подготовительного класса. При обследова­нии артикуляционного аппарата обнаруживается несквозная частичная рас­щелина нёба. Слух и зрение в пределах нормы. Девочка замкнута, крайне медлительна при выполнении любых заданий.

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата сви­детельствует об ограниченной подвижности нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Голос приглушённый, со значительным изменением тембра. Утеч­ка воздуха через нос — 700 мл. Жизненная ёмкость лёгких снижена на 82%.

Характерной особенностью звукопроизношения Ларисы является иска­жённая и недифференцированная артикуляция гласных и согласных звуков. Обследование, проведённое в конце обучения в подготовительном классе, выявило тяжёлые расстройства письменной речи (рис. 4). В письме девочки отмечается своеобразное отражение затруднений в различении звуков: звон­ких и глухих т—д, 6—п, г—к, з—с; свистящих ц—с; шипящих щ—ч; звуков т'— ч; твёрдых и мягких; а—я, о—е, ы—и.

Приведённые наблюдения указывают на то, что расстройства артикуляции у школьников с врождённым расщеплением губы и нёба могут сопровождаться нарушениями письма.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.