Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛИРИКА И ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВАНГАРД НАЧАЛА ХХ ВЕКА



Творчество У.Б. Йейтса как продолжение и развитие поэтической традиции символизма. «Кельтские сумерки». Концепция Великой Памяти Йейтса. Маска как форма отношений сознательного и бессознательн6ого. Истинная и ложная маски. Маска как антипод Воли. Объективные «схождения» в концепциях Йейтса и Юнга. «Символизм в поэзии». Трактовка мифа у Йейтса, специфика использования им мифологических сюжетов. «Дрессированные звери» и механизм жизнетворчества. Роза как символ Вечной красоты («Тайная Роза», «Он мечтает о небесном плаще» «Елена Прекрасная»). Йейтс как предшественник Джойса.

Феномен Р.М. Рильке: два периода творчества, Россия и Франция как эстетические ориентиры. Гуманистические тенденции первой книги стихов «Жизнь и песни»; тема Бога в ранней прозе («Истории о милом Боге») и поэзии («О фонтанах»). Философско-эстетические открытия сборника «Часослов». Речь, свобода и тишина в эстетике Рильке. Молитва как идеальная художественная форма в «Часослове». «Вещественная поэзия» и её отражение в «Новых стихотворениях». Представление о времени и истории в поэзии Рильке. «Дуинские элегии» как духовное завещание поэта. «Ангел и кукла» как воплощение гармонии, двойственность человека между этими «крайностями», мотив страха перед Богом и Вселенной. «Сонеты к Орфею»: мотивы целостности мира, вечности поэзии, перерождения поэта в новом облике от одной эпохи к другой. Романтические традиции Гофмана и Клейста в осмыслении Рильке.

«Новое сознание» Г. Аполлинера. Аполлинер и живопись авангарда («Бестиарий, или Кортеж Орфея»); Аполлинер и сюрреализм («Каллиграммы. Стихи мира и войны»). Художественные открытия сборника «Алкоголи»: переосмысление мифологических образов, звукоподражания, наполнение стихов индустриальными шумами и т.д. Программное эссе «Новое сознание и по­эты». Апофеоз сдержанности и мужества в стихах Г. Аполлинера.

Англо-американский поэтТ.С. Элиот. «Классицист в литературе, роялист в политике и англо-католик в религии». С 1920-х годов Т.С. Элиот – творец модернистской поэзии XX века, ее теоретик и блестящий художник нереалистического толка. «Новая критика» и Т.С. Элиот: «Традиция и индивидуальный талант», сборник «Священный лес», «Польза поэзии и польза критики», «О поэзии и поэтах». Особенности эстетики Т.С. Элиота – неприятие романтической школы художественного мышления, стремление противопоставить ей в качестве образца наследие английских «метафизических поэтов XVII ве­ка» (Джона Донна); утверждение интеллекта в поэтическом творческом процессе. «Деперсонализированная» поэзия Элиота, имперсональность, объективный коррелят в поэзии. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока», «Гиппопотам», поэмы: «Бесплодная земля», «Полые люди».

Авангард как явление мировой культуры – предмет непрекращающихся научных споров.

Парадокс отрица­ния и творческого восприятия литературных традиций. Общие черты авангардистских течений: отрицание традиции, протест против «гладкой певучести» поэтического слова, установка на активный, действенный отклик слушателя. Программная работа Г. Манна «Дух и действие» (1910) как импульс авангарда.

Экспрессионизм(от франц. expression – выражение) как предтеча основных авангардных течений. Живописные истоки экспрессионизма. Эстетические принципы экспрессионизма на материале живописи (группа «Мост» под руководством Э. Кирхнера, группа «Голубой всадник» во главе с В. Кандинским); театра (Г. Кайзер, Э. Толлер); поэзии (ранний И. Бехер, Ф. Вольф, М. Бартель). Философская основа экспрессионизма – «Логические исследования» Э. Гуссерля. Два течения экспрессионизма в Германии: правый экспрессионизм (центр – журнал «Штурм») и левый экспрессионизм (центр – журнал «Действие»). Их философско-эстетическая дифференциация, творческая эволюция отдельных художников (И. Бехер, Ф. Вольф, А. Деблин, Л. Франк) – к натурализму «новой деловитости», других (Г.Балль, Л.Арп) – к дадаизму и сюрреа­лизму.

Футуризм(от лат. futurus – будущее). Основные школы футуризма: итальянская (Т. Маринетти), русская (Бурлюки, Хлебников, Каменский, Гуро, Крученых), американская. Критерии прекрасного – «техника», «скорость», «сила». Мотор считался «лучшим из поэтов», «несущийся автомобиль – прекраснее Ники Самофракийской». Человек будущего — всемогущий механизм, что обусловило монументализм и экстремизм футуристического художественного мышления. Основные теоретические суждения футуристов воплощаются в художественной практике их лидера – Т. Маринетти. «Манифест футуризма» Маринетти как синтез публицистики и художественности. Его поэма «Мое сердце из красного сахара».

Дадаизм: цюрихская (Тр. Тцара, Г. Балль, Г. Арп), нью-йоркская (Дюшан и Фр. Пикабиа) и парижская (А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар) группы дадаистов. Эстетический бунт дадаизма против цивилизации, порождающей войны. Тристан Тцара и его литературные манифесты («Манифест Дада»). Трансформация дадаизма в сюрреализм после Первой мировой войны.

Проза авангарда: манифест, основанный на принципах художественности, и провокативный «публицистический» рассказ и повесть: «Бабек» Фр. Юнга.

Общая система лирических жанров. Игра со старыми жанрами и создание на их основе «поэзии отчуждения». Интертекстуальные связи, игра тропами и ритмами. Создание новых жанров: «негритянское» искусство (звуковые стихотворения, симультанные стихи), визуальные стихи (ономатопеи, графические стихотворения), спонтанные стихи.

Сюрреализм(от франц. surrealism – сверхреализм) складывается в 1920-х годах во Франции. Первый Манифест сюрреализма был опубликован его главой – Андре Бетоном в 1924 году. С опорой на философию интуитивизма А. Бергсона и теорию психоанализа З. Фрейда сюрреалисты разработали свою эстетическую систему, в которую вошли положения:

- Разум бессилен познать действительность, его место должна занять интуиция.

- В творческом процессе следует доверять не сознанию, а подсознанию. По каналам подсознания «течет» прозрачная вода жизни, сотворенная самой природой, без малейшего вмешательства общества. Отсюда – утверждение принципа «автоматического письма».

- Вместо строгих причинно-следственных связей – ассоциативная связь далеко отстоящих друг от друга явлений и понятий.

- Пренебрежение материалистическими законами земного притяжения, времени, про­странства и т.д.

- Отказ от эпитетов и разноплановых определений, провозглашение лозунга аскетиче­ски не приукрашенных мыслей и чувств.

- «Совершенно нагие мысли и чувства обладают такой же силой, как нагие женщины, следовательно, их надо раздевать» (А. Бретон, П.Элюар «Заметки о поэзии»).

- Склонность к парадоксу, абсурду, разрушение образной системы, взаимопроникновение реального и фантастического.

- Главное – «Поэзия – деятельность духа». Гипертрофия лирического «Я», стремление к самовыражению путем психоанализа, погружения в тайники души.

Оригинальная сюрреалистическая художественная практика. Раннее творчество Поля Элюара, Луи Арагона, экспериментальный поиск лидеров сюрреализма – А. Бретона, Ф. Супо, Ж. Ваше, Р. Десноса. Сюрреализм в живописи – творчество Сальвадора Дали.

 

МОДУЛЬ 3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.