Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА



Основные особенности драмы 10-х, 20-х и 30-х годов ХХ века.

Традиции и новаторство пьес Г. Гауптмана. Особенности его духовных исканий, его мировоззренческая художественная эволюция от драмы «Перед восходом солнца» (1889) до драмы «Перед заходом солнца» (1932). Пьеса «Перед заходом солнца» как драма-предупреждение: типология персонажей, мотив бессилия, шиллеровские аллюзии в драме, символика света, цвета, мотив времени. Связь художественного мира Гауптмана с театром В. Шекспира, И.-В. Гете, Г. Ибсена, А.П.Чехова, А.М.Горького.

Тема искусства в драме Л. Фейхтвангера «Джулия Фарнезе». «Гений и злодейство». Мотивы умирания, торговли человеческой жизнью, библейские аллюзии («лучше быть мертвым львом, чем живым псом»?).

Театр Б. Брехта и его связь с экспериментами экспрессионистов. Стихи, малая и большая проза, афоризмы Брехта. Брехт и Хармс – проблема типологии.

Эпический театр: отказ от переживания в пользу наблюдения, анализа и оценки. Брехт и Аристотель, Брехт и Станиславский. Отчуждение зрителя от изображаемого объекта. Призыв «кинуть клич о новом реалистическом искусстве» («Примечания к народной пьесе»). Традиция интеллектуальной драмы-дискуссии Б. Шоу у Брехта. «Матушка Кураж и её дети» как воплощение принципов «нового эпического» театра, взаимодействие двух планов – исторического и современного. Место пьесы в ряду других («Трёхгрошовая опера», «Добрый человек из Сычуаня», «Жизнь Галлилея»). Режиссёрская деятельность Брехта в «Берлинском ансамбле».

Театр Л. Пиранделло. Теория маски в работе «Юморизм» и её отражение в его драмах: «Колпак с бубенчиками» и «Шесть персонажей в поисках автора».

Лирическая драма Ф. Гарсиа Лорки. Символический и событийно-фабульный планы повествования. Метафора как основа образной системы. Комическое и трагическое.

 

Формы организации учебного процесса

В преподавании дисциплины «История зарубежной литературы (Зарубежная литература XVII – XVIII вв.)» используются следующие формы организации учебной деятельности студентов:

· лекционные занятия, посвященные рассмотрению наиболее сложных и теоретически значимых вопросов, составляющих основное содержание дисциплины;

· практические занятия, посвященные обсуждению вопросов, углубляющих и расширяющих лекционный материал, проверке выполнения домашних заданий, заслушиванию и обсуждению докладов, проведению контрольных мероприятий;

· самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, подготовку сообщений и докладов, подготовку к текущему контролю знаний, к промежуточным аттестациям, к зачету;

· консультирование студентов по материалу учебной дисциплины «История зарубежной литературы».

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ темы Наименование разделов и тем курса Количество часов
Лекции Семинары
1. Специфика историко-литературного процесса первой половины ХХ века 2 час  
2. Лирика первой половины ХХ века: от классики к авангарду 6 часов  
3. Импрессионистический роман Марселя Пруста   4 часа
4. Интеллектуальный роман как жанр, сформированный эпохой 8 часа  
5. Роман-миф как новое явление в литературе модернизма 10 часов  
6. Исторический роман первой половины ХХ века   2 часа
7. Новеллистика Томаса Манна   2 часа
8. Дегуманизация, деперсонализация и отчуждение человека (рассказ Р. Музиля «Черный дрозд»)   2 часа
9. Притчи Фр. Кафки: потенциал интерпретации   4 часа
10. Юмористика начала ХХ века   4 часа
11. Учение о смехе М.М. Бахтина и карнавальный мир Я. Гашека   2 часа
12. Эволюция драматургии начала ХХ века 4 часа  
13. «Драматургия предостережения»: театр Герта Гауптмана, Бертольда Брехта и Ж. Ануя   2 часа
14. Итоговая контрольная работа   2 часа
Общее количество часов:

 

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

МОДУЛЬ 1:Специфика литературного развития Европы и америки

Начала ХХ века

ЛЕКЦИЯ № 1: «Специфика историко-литературного процесса первой половины ХХ века» – 2 часа

ПЛАН:

I. Соотношение декаданса, модернизма и авангарда. Эстетические принципы модернистской литературы.

II. Философские основы литературы модернизма.

III. Системный взгляд на историю литературы первой половины ХХ века с точки зрения проблемы жанра

ЛИТЕРАТУРА:

Анастасьев Н.А. Продолжение диалога. – М.: Сов. писатель, 1987.

Анисимов И.И. Новая эпоха всемирной литературы. – М., 1996.

Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М., 1990.

Балашов П.С. Писатели-реалисты ХХ века на Западе. – М., 1984.

Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М., 1986.

Гарин И.И. Пророки и поэты. В 2-х тт. – М., 2001

Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. – Л., 1980.

Затонский Д.В. В наше время. – М., 1979.

Затонский Д.В. Зеркала искусств. – М., 1975.

Затонский Д.В. Художественные ориентиры ХХ века. – М., 1988.

Критический реализм ХХ века и модернизм. – М., 1967.

Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – Л., 1984.

Якимович А. Двадцатый век: Искусство. Культура. Картина мира. – М., 2003.

Якимович А. Магическая вселенная. – М., 1999.

 


МОДУЛЬ 2: Лирика и литературный авангард начала ХХ века

 

ЛЕКЦИЯ № 2: «Лирика первой половины ХХ века: от классики к авангарду» – 6 часов

ПЛАН:

I. Поэзия Райнера Марии Рильке (1875 – 1926): творчество как путь к Богу.

II. Гийом Аполлинер (1880 – 1918) и авангард.

III. Основы художественной картины мира авангарда:

1.Футуризм и дадаизм: Основы художественной картины мира.

2. Проза авангарда:

2.1. Манифесты: Филиппо Томазо Маринетти «Манифест футуризма»; Тристан Тцара «Манифест Дада»;

2.2 Рассказы: Франц Юнг «Бабек».

3. Лирика авангарда: Жанры и направления.

IV. Томас Стрейз Элиот (1888 – 1965) – «мэтр бунтующего модернизма».

V. Сюрреализм: формирование и история.

ЛИТЕРАТУРА:

«Я поэт в бунте против правил». Стихи французских сюрреалистов // Иностранная литература. – 2002. – № 5.

Андреев Л.Г.Сюрреализм. – М., 1992.

Антология французского сюрреализма. 20-е годы. – М.: ГИТИС, 1994.

Балашов Н.И. Аполлинер и его место во французской поэзии // Аполлинер Г. Стихи. – М: Наука, 1967.

Балашова Т.В.Французская поэзия XXвека. – М.: Наука, 1982.

Гальцова Е.Д. Автоматическое письмо // Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – С. 194 – 220.

Голенищев-Кутузов И.В. Райнер Мария Рильке // И.В. Голенищев-Кутузов. От Рильке до Волошина. – М.: Руссикй путь, 2005. – С. 46 – 69.

Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне/ под ред. К. Шумана. – М.; Республика, 2002. – 559 с.

Карельский А.В. О лирике Рильке // А.В. Карельский. Метаморфозы Орфея. – Вып. 2. – М.: РГГУ, 1999. – С. 63 – 143.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. – М.: Прогресс, 1986.

Пестова Н.В. Немецкий литературный экспрессионизм. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004. – 336 с.

Савинио А. Аполлинер // Савинио А. Вся жизнь. – М.: Известия, 1990.

Хартвиг Ю. Аполлинер. – М.: Прогресс, 1971.

Чиликина А.А.Литературные традиции в поэзии авангарда. – М., 1980.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. – М., 2005.

МОДУЛЬ 3: РОМАН В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

ПЛАН семинарского занятия № 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.