ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Основные особенности драмы 10-х, 20-х и 30-х годов ХХ века. Традиции и новаторство пьес Г. Гауптмана. Особенности его духовных исканий, его мировоззренческая художественная эволюция от драмы «Перед восходом солнца» (1889) до драмы «Перед заходом солнца» (1932). Пьеса «Перед заходом солнца» как драма-предупреждение: типология персонажей, мотив бессилия, шиллеровские аллюзии в драме, символика света, цвета, мотив времени. Связь художественного мира Гауптмана с театром В. Шекспира, И.-В. Гете, Г. Ибсена, А.П.Чехова, А.М.Горького. Тема искусства в драме Л. Фейхтвангера «Джулия Фарнезе». «Гений и злодейство». Мотивы умирания, торговли человеческой жизнью, библейские аллюзии («лучше быть мертвым львом, чем живым псом»?). Театр Б. Брехта и его связь с экспериментами экспрессионистов. Стихи, малая и большая проза, афоризмы Брехта. Брехт и Хармс – проблема типологии. Эпический театр: отказ от переживания в пользу наблюдения, анализа и оценки. Брехт и Аристотель, Брехт и Станиславский. Отчуждение зрителя от изображаемого объекта. Призыв «кинуть клич о новом реалистическом искусстве» («Примечания к народной пьесе»). Традиция интеллектуальной драмы-дискуссии Б. Шоу у Брехта. «Матушка Кураж и её дети» как воплощение принципов «нового эпического» театра, взаимодействие двух планов – исторического и современного. Место пьесы в ряду других («Трёхгрошовая опера», «Добрый человек из Сычуаня», «Жизнь Галлилея»). Режиссёрская деятельность Брехта в «Берлинском ансамбле». Театр Л. Пиранделло. Теория маски в работе «Юморизм» и её отражение в его драмах: «Колпак с бубенчиками» и «Шесть персонажей в поисках автора». Лирическая драма Ф. Гарсиа Лорки. Символический и событийно-фабульный планы повествования. Метафора как основа образной системы. Комическое и трагическое.
Формы организации учебного процесса В преподавании дисциплины «История зарубежной литературы (Зарубежная литература XVII – XVIII вв.)» используются следующие формы организации учебной деятельности студентов: · лекционные занятия, посвященные рассмотрению наиболее сложных и теоретически значимых вопросов, составляющих основное содержание дисциплины; · практические занятия, посвященные обсуждению вопросов, углубляющих и расширяющих лекционный материал, проверке выполнения домашних заданий, заслушиванию и обсуждению докладов, проведению контрольных мероприятий; · самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, подготовку сообщений и докладов, подготовку к текущему контролю знаний, к промежуточным аттестациям, к зачету; · консультирование студентов по материалу учебной дисциплины «История зарубежной литературы».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МОДУЛЬ 1:Специфика литературного развития Европы и америки Начала ХХ века ЛЕКЦИЯ № 1: «Специфика историко-литературного процесса первой половины ХХ века» – 2 часа ПЛАН: I. Соотношение декаданса, модернизма и авангарда. Эстетические принципы модернистской литературы. II. Философские основы литературы модернизма. III. Системный взгляд на историю литературы первой половины ХХ века с точки зрения проблемы жанра ЛИТЕРАТУРА: Анастасьев Н.А. Продолжение диалога. – М.: Сов. писатель, 1987. Анисимов И.И. Новая эпоха всемирной литературы. – М., 1996. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М., 1990. Балашов П.С. Писатели-реалисты ХХ века на Западе. – М., 1984. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М., 1986. Гарин И.И. Пророки и поэты. В 2-х тт. – М., 2001 Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. – Л., 1980. Затонский Д.В. В наше время. – М., 1979. Затонский Д.В. Зеркала искусств. – М., 1975. Затонский Д.В. Художественные ориентиры ХХ века. – М., 1988. Критический реализм ХХ века и модернизм. – М., 1967. Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – Л., 1984. Якимович А. Двадцатый век: Искусство. Культура. Картина мира. – М., 2003. Якимович А. Магическая вселенная. – М., 1999.
МОДУЛЬ 2: Лирика и литературный авангард начала ХХ века
ЛЕКЦИЯ № 2: «Лирика первой половины ХХ века: от классики к авангарду» – 6 часов ПЛАН: I. Поэзия Райнера Марии Рильке (1875 – 1926): творчество как путь к Богу. II. Гийом Аполлинер (1880 – 1918) и авангард. III. Основы художественной картины мира авангарда: 1.Футуризм и дадаизм: Основы художественной картины мира. 2. Проза авангарда: 2.1. Манифесты: Филиппо Томазо Маринетти «Манифест футуризма»; Тристан Тцара «Манифест Дада»; 2.2 Рассказы: Франц Юнг «Бабек». 3. Лирика авангарда: Жанры и направления. IV. Томас Стрейз Элиот (1888 – 1965) – «мэтр бунтующего модернизма». V. Сюрреализм: формирование и история. ЛИТЕРАТУРА: «Я поэт в бунте против правил». Стихи французских сюрреалистов // Иностранная литература. – 2002. – № 5. Андреев Л.Г.Сюрреализм. – М., 1992. Антология французского сюрреализма. 20-е годы. – М.: ГИТИС, 1994. Балашов Н.И. Аполлинер и его место во французской поэзии // Аполлинер Г. Стихи. – М: Наука, 1967. Балашова Т.В.Французская поэзия XXвека. – М.: Наука, 1982. Гальцова Е.Д. Автоматическое письмо // Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – С. 194 – 220. Голенищев-Кутузов И.В. Райнер Мария Рильке // И.В. Голенищев-Кутузов. От Рильке до Волошина. – М.: Руссикй путь, 2005. – С. 46 – 69. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне/ под ред. К. Шумана. – М.; Республика, 2002. – 559 с. Карельский А.В. О лирике Рильке // А.В. Карельский. Метаморфозы Орфея. – Вып. 2. – М.: РГГУ, 1999. – С. 63 – 143. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. – М.: Прогресс, 1986. Пестова Н.В. Немецкий литературный экспрессионизм. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004. – 336 с. Савинио А. Аполлинер // Савинио А. Вся жизнь. – М.: Известия, 1990. Хартвиг Ю. Аполлинер. – М.: Прогресс, 1971. Чиликина А.А.Литературные традиции в поэзии авангарда. – М., 1980. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. – М., 2005. МОДУЛЬ 3: РОМАН В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЛАН семинарского занятия № 1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|