Здавалка
Главная | Обратная связь

РОМАН В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Импрессионистские традиции в эпопее М. Пруста «В поисках утраченного времени».Пруст как первооткрыватель потока сознания в литературе. Ранние произведения – два сборника новелл – «Наслаждения и дни» (1896) и «Подражания и смеси» (1919). Имитация стилей великих мастеров XIX века – Бальзака, Флобера, Золя, Гонкуров и других писателей.

Общая структура эпопеи «В поисках утраченного времени»: стилистическая, сюжетная и эмоциональная связь семи романов.

Поток сознания как философия: У. Джеймс «Основы психологии», Э.Мах «Анализ ощущений», А. Бергсон «Разложение симультанного», «Интуиции философии», З. Фрейд «Толкование сновидений», «Я и оно». Теория архетипов К.Г. Юнга. Поток сознания как повествовательная техника (эссе В. Вулф «Современная художественная проза»). Три типа потока сознания в литературе начала ХХ века.

Специфика героя эпопеи М. Пруста. Псевдоавтобиогафизм Марселя. Воспоминание как основной тип повествования в романе, позволяющий упорядочить распадающуюся действительность, соотношения автора и героя, конкретного и абстрактного.

Структура и композиция романа «По направлению к Свану». Импрессионистские традиции в построении визуального и звукового образа, в восприятии времени как текучей и ненадежной субстанции. Роль визуального образа в психологической картине происходящего, в характеристике эпохи и культуры.

«В поисках утраченного времени» как роман воспитания и роман о любви. Образы Жильберты и Альбертины.

Бальзаковские традиции в эпопее: «Утраченное время» как повторение опыта «Человеческой комедии» на новом этапе. Специфика социальности Пруста, сознательный анахронизм описываемой действительности и авторской позиции. Образы бабушки и Франсуазы.

Специфика жанровой формы интеллектуального романа. Эстетическое своеобразие: двуплановость композиции, дискуссионная атмосфера, внутренние монологи и «поток сознания»; принципы полифонизма, парадокса, несобственно-прямой речи; соотношение позиций автора и героя, единичного и общего, материального и идеального, исторически определенного и вечного. Эссеизм нового романа. Публицистические задачи творчества. Томас Манн как теоретик интеллектуального романа.

Томас Манн – классик немецкой и мировой литературы. Тема искусства как сквозная тема творчества: искусство как воплощение темного, аморального и антисоциального начала: роман «Будденброки», новеллы «Тристан», «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции». Неоднозначность авторской позиции в ранних текстах. Эволюция темы на протяжении творчества: «Волшебная гора», «Лотта в Веймаре», «Избранник». Гуманистический пафос поздних романов при признании противоречивости фигуры творца, взвалившего на себя груз созидания. Наличие мифологического плана в каждом из текстов. Роман «Доктор Фаустус» как вершина творчества Т. Манна: мотивы музыки и боли, музыки и одиночества. Двуплановость повествования: исторический и философский план (Цейтблом и Леверкюн). Гетевский и марловский интертекст. Религиозная тема в романе. Библейские аллюзии и их смысл. Проблема свободы, как пути, данном человеку Богом. Ответственность и прощение.

Публицистическая литературоведческая деятельность Т.Манна. Сборник «Размышления аполитичного» (1918) и речь «О немецкой республике» (1922), мировоззренческая эволюция писателя, повлиявшая на его художественное творчество. Литературоведческие работы писателя: «Гете и Толстой» (1922), «Путь Гете как писателя» (1937), «Фантазии о Гете» (1948).

Интеллектуальный роман в австрийской литературе первой половины ХХ века. «Австрийских бум» 10 – 30-х годов: его причины и истоки. Проблема познания как центральная проблема австрийского интеллектуального романа. Концепция опыта (Р. Музиль), веры (Г. Брох), рациональной логики (Л. Перуц), иррационального озарения (Ф. Верфель) и их воплощение в художественных текстов авторов.

Г. Гессе как создатель интеллектуального романа. Метафорическая картина мира и человека в повести «Степной волк»: осколки зеркала и театр с игровыми комнатами как единственный способ представить разнообразие и разрозненность внутренней жизни человека. Фрейдистские мотивы в повести. Уровни повествования. «Нарцисс и Гольдмунд» как каноническое воплощение жанровой формы интеллектуального романа: тема научного и художественного познания, симметрия как основа системы образов, элементы жанров путешествия и воспитания. Вера как путь к гармонии с миром.

Американский вариант интеллектуального романа. Специфика критического американского романа начала века (Т. Драйзер). Утрата иллюзий в американском варианте (Ф.С. Фицджеральд). Место романного творчества У. Фолкнера в историко-литературном процессе. Типология романов Фолкнера: «Шум и ярость» как синтез истории и лиризма, трилогия о Сноупсах – критическая сага, мотивы сопротивления и саморазложения сноупсизма. Поток сознания, несобственно прямая речь – роль рассказчиков в трилогии.

Роман-миф. Две видовые формы этого романа. Задача «гуманизации мифа» (Т. Манн, Г. Брох). Упорядоченье хаософичного мира мифом (Дж. Джойс, Фр. Кафка). Модернистский и немодернистский миф.

ФеноменФранца Кафки как одного из самых «дискуссионных гениев» XX века. Концепции М.Брода, Э.Хеллера, А.Виалатта, Г.Политцера, Ф.Байснера, Г.Блеккера, Э.Фишера – в зарубежной науке и Д.В.Затонского, Б.Л.Сучкова, В.Д.Днепрова, А.А. Гугнина, В.М. Зусмана – в отечественном литературоведении, свидетельствующие о «загадке Кафки», не поддающейся однозначному решению. Теоретические изыскания Р. Гароди (концепция «поэта отчуждения») и В. Рэма (поэтика «магического реализма»).

Идейно-художественный анализ новелл «Превращение», «В исправительной колонии», романов «Процесс», «Замок».

Деперсонификация человеческого ха­рактера, создание «homo universum». Глобальное внеисторическое «космовидение». Ф. Кафка как мастер жанров философского романа и философской новеллы-притчи. Отчуждение как единственная форма взаимодействия его с миром; формы отчуждения героев Кафки (столкновение с животными, с детьми, превращение в деталь механизма и т.д.). Концепция Бога у Кафки, традиции Киркегора: Бог недоступный, непознаваемый, а потому всегда кажущийся злым, форма веры – абсолютное доверие без понимания. Фатализм, пессимизм и отчаяние. Китч, гиперлокализация, процессы «ретрансляции» и дереализации (абстрактные понятия материализуются, все конкретное пре­дельно абстрагируется), логика вне реальности, торжество телесности (поскольку тело не заблуждается и его реакции предельно правильны). Новаторское использование метафоры, аллегории, символики, гроте­ска, гиперболы. Проблемы вины, закона и свободы в романе «Процесс».

Проблема творческой индивидуальности Джойса в свете дискуссионных материалов. Основные мотивы сборника «Дублинцы». «Улисс» Д. Джойса как синтез всего мирового литературно-художественного опыта, с одной стороны», и явление нового модернистского искусства («Евангелие модернизма»), с другой.

18 глав «Улисса» – диалектическое единство частного и общего. Каждая глава как автономное философско-психологическое произведение со своей темой, героями, самобытным стилем, оригинальной системой художественно-изобразительных средств. Их объединение в единое целое: общность главных персонажей, проблема путей и судеб человеческой цивилизации, тема отца и сына и тема верности и предательства, стилевая основа «потока сознания». Мотивы одиночества, скитания, неприкаянности. Женская тема в романе.

Взаимодействие трех пластов романного повествования: реального, мифологического, символико-философского; смысл образной метаморфозы (Леопольд Блум-Одиссей, Стивен Дедал-Телемак, Молли Блум-Пенелопа и т.д., включая второстепенных персонажей). Трагикомедийная тональность повествования, специфика джойсовского юмора. Роль образов-символов, световых и цветовых решений каждой главы в философской концепции повествования; стилевое многообразие романа, техника введения потока сознания. Использование мифа об Одиссее с целью передачи философско-этического смысла повествования.

Свободная композиция. Использование принципов хронологической ломки и ассо­циативных связей при организации «потока сознания» героев. Мимическое письмо Джойса, виды имитации, используемые в романе (ситуации, стиль, «вокабулы реальности», невербальной действительности, внутренние психические процессы). Способы ритмизации текста

«Иосиф и его братья» Т. Манна как образец романа-мифа. Концепция истории Т. Манна и её отражение в «Прологе»: колодец как символ времени. Поиск узнаваемых характеров, реакций и мотивов в мифе. Повторяемость как основа и семейной и общественной истории. Юмор в романе.

Исторический роман начала ХХ века, его типология, смена приоритетов и объектов авторского внимания. Традиция В. Скотта и её трансформация в новом историческом романе.

Исторический роман Л. Фейхтвангера. «Лже-Нерон» как аналог современной истории: тема захвата власти, массы и вождя, лже-кумира. Уроки, вынесенные Варроном, как синтез авторской исторической концепции. Тема игры и веры, истинного и ложного, жизни и её изображения (Теренций – Иоанн). Европейская цивилизация в противопоставлении востоку и Индии.

Дилогия Генриха Манна «Молодые годы короля Генриха IV» и «Зрелые годы короля Генриха IV» в контексте творчества писателя. Соединение исторической и личной темы в образе идеального короля Генриха Наваррского. Народность, демократизм, верность интересам своей страны как необходимые качества правителя. Симметрия в системе образов и композиции. Библейские аллюзии в романе.

 

МОДУЛЬ 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.