Темы докладов и рефератов
1. Аналогия и модель как средство познания действительности. 2. Основные правила аналогии. 3. Эпистемическая роль традукции в научном познании. 4. Историческое развитие представлений о традукции. 5. Роль традуктивных умозаключений в классической логике. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какова сущность традукции – умозаключения по аналогии? 2. В чем смысл аналогии свойств? 3. Охарактеризуйте сущность и познавательную роль аналогии отношений. 4. Что означает строгая (безусловная) аналогия? Приведите примеры. 5. В чем суть нестрогой (условной) аналогии и характер вывода в ней? Тема 8. Логические основы теории аргументации Тематическое содержание 1. Аргументация и процесс формирования убеждений. Правила и ошибки в аргументации. 2. Доказательство. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательств. 3. Понятие опровержения. Способы опровержения. 4. Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Допустимые и недопустимые уловки в процессе ведения дискуссии. 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах.
Основные понятия: алогизм,антитезис, аргумент, аргументация, аудитория, демонстрация, диалог, дискуссия, доказательство, метод, оппонент, опровержение, пропонент, софизм, тезис. 1.Доказательность – качество правильного мышления. Доказательство связано с аргументацией, но они не тождественны. Аргументация – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и оппонентов (аргументация шире доказательства). Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности тезиса (убедить не значит доказать). В структуре доказательства выделяют три элемента: тезис, аргументы, демонстрация. Тезис – это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы – это те истинные суждения, которые используются при доказательстве тезиса. Демонстрация – это форма доказательства, способ логической связи между аргументами. Если целью доказательства является установление истинности тезиса, то целью аргументации еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса. Виды аргументов: § Удостоверенные единичные факты (опора на фактический материал). § Определение как аргумент доказательства (на основе знаний определений и правил их составления). § Ссылка на аксиомы. Аксиома – это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без их доказательства. § Ранее доказанные законы науки и теории как аргумент доказательства. Правила аргументации: · Аргументы должны быть истинны и непротиворечивы. · Аргументы должны быть достаточно обоснованны. · Аргументы должны быть суждениями, истинность которых не зависит от тезиса. 2. Доказательство – это логическая операция обоснования истинности утверждений с помощью фактов и других истинных связанных с ним суждений. Доказательства по форме делятся на прямые и косвенные. Прямое доказательство – истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами (в форме простых или сложных силлогизмов). Непрямое доказательство – это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса. Доказательство от противного (апагогическое) осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения. Разделительное доказательство – истинность тезиса устанавливается путем последовательного доказательства ложности всех членов разделительного суждения, кроме одного. По отношению к тезису выделяют следующие правила доказательного рассуждения: ü Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным (свободным от двусмысленности). ü Тезис должен оставаться тождественным. Можно выделить ряд ошибок относительно доказываемого тезиса: § Подмена тезиса или нарушение закона тождества. § Довод к человеку или публике. § Переход в другой род. Среди ошибок в основаниях доказательства выделяют: § Ложность оснований. § Предвосхищение оснований. § «Порочный круг». Тезис обосновывают аргументами, а аргументы обосновывают этим же тезисом. По отношению к форме обоснования тезиса (демонстрации) выделяют следующее правило: ü Тезис должен быть заключением, следующим из аргументов по общим правилам умозаключения. Выделяют следующие ошибки в форме доказательства: § Мнимое следование. Отсутствие логической связи, словесная видимость доказательства. § Нарушение правил умозаключений. Среди типичных случаев нарушения демонстрации безотносительно к видам употребляемых умозаключений выделяют: § Логический переход от узкой области к более широкой области. В аргументах, например, описывают свойства определенного вида явлений, а в тезисе неосновательно говорится о свойствах всего рода явлений, хотя известно, что не все признаки вида являются родовыми. § Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. Оратор выставляет аргументы, которые считаются истинными при известных условиях, т.е. выражает их в форме условных суждений. Например, B. признается истинным, если будет установлена истинность A. В процессе же аргументации об этой условности забывают и приходят к выводу, что принятые аргументы с необходимостью обосновывают тезис, который формулируется в безусловной форме. В принципе же условные аргументы могут с необходимостью обосновывать лишь условно принимаемый тезис. § Переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было. Так, мнимым будет следование в том случае, если, опираясь на проблематичные, пусть даже весьма вероятные, доводы пытаются обосновать достоверный тезис. 3. Разновидностью доказательства является опровержение. В опровержении доказывается не истинность, а ложность какого-то положения или устанавливается неправильность того или иного доказательства. Опровергаемое утверждение называется тезисом опровержения, а суждения, на основе которых опровергается тезис, называются аргументами опровержения. Опровержение, как уже было сказано, имеет своей целью установить истинность или ложность какого-то положения или несостоятельность определенного доказательства. Первое осуществляется посредством установления истинности положения, противоречащего опровергаемому. 4. Дискуссия – обсуждение вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является вполне ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Для плодотворной научной дискуссии необходима определенная культура. Дискуссия является разновидностью спора,близкой к полемике,и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Утверждения должны относиться к одному и тому же предмету или теме, чтобы обеспечить обсуждению необходимую связность. Дискуссия отличается от полемики. Цель дискуссии – достижение определенной степени согласия ее участников относительно обсуждаемого тезиса, тогда как цель полемики – не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Дискуссия как способ прояснения мнений представляет собой диалог, в котором сопоставляются мнения и позиции ради прояснения обсуждаемого предмета, но не ради борьбы и победы над противниками. 5. В отличие от непроизвольной логической ошибки – паралогизма, являющейся следствием невысокой логической культуры, софизм – это преднамеренное, но тщательно замаскированное нарушение требований логики. Софизмы древних нередко использовались с намерением ввести в заблуждение. Но они имели и другую, гораздо более интересную сторону. Очень часто софизмы ставят в неявной форме проблему доказательства. Сформулированные в тот период, когда науки логики еще не было, древние софизмы прямо ставили вопрос о необходимости ее построения. Именно с софизмов началось осмысление и изучение доказательства и опровержения. И в этом плане софизмы непосредственно содействовали возникновению особой науки о правильном, доказательном мышлении. Парадокс – это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения, иными словами, доказывающее как это суждение, так и его отрицание. Парадоксальны в широком смысле афоризмы, подобные таким: «Люди жестоки, но человек добр» или «Признайте, что все равны, – и тут же появятся великие», и вообще любые мнения и суждения, отклоняющиеся от традиции и противостоящие общеизвестному, «ортодоксальному». Некоторые парадоксы (парадоксы «лжеца», «деревенского парикмахера» и т.п.) также называют антиномиями, то есть рассуждениями, в которых доказывается, что два высказывания, отрицающие друг друга, вытекают одно из другого. Считается, что антиномии представляют собой наиболее резкую форму парадоксов. Однако довольно часто термины «логический парадокс» и «антиномия» рассматриваются как синонимы. Отдельной группой парадоксов являются апории – рассуждения, которые показывают противоречия между тем, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, осязаем и т.п.), и тем, что можно мысленно проанализировать (противоречия между видимым и мыслимым). Парадоксы имеют большую эпистемологическую ценность. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|