ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕМЬЯ И ШКОЛА уделяют плохому поведению слишком много внимания, хуже понимают, как следует реагировать на ту или иную ситуацию, ведут себя непоследовательно. Для эффективного воспитательного воздействия важен выбор родителями одобряемых и осуждаемых типов поведения и эффективность проводимой ими в жизнь воспитательной тактики и стратегии. Эффективность воспитательного воздействия включает следующие моменты: - время реакции родителей (как одобрение, так и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедленными); - последовательность и принципиальность дисциплинарных требований (дети реагируют гораздо лучше, если видят, что правила являются разумными и служат справедливой цели); - качество отношений между родителями и ребенком (родительское одобрение или порицание будет иметь больший успех, если родителей любят и уважают); - баланс одобрений и наказаний (больше поощрений); - последовательное проведение воспитательных мер. К сожалению, в наши дни наблюдается уменьшение воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка, в частности — снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Уровень эмоционального отвержения ребенка современными родителями достаточно высок, а преобладающим типом родительского отношения в современных семьях является эмоциональное отвержение ребенка (его показатель превышает уровень эмоционального принятия ребенка более чем на 9%). При этом исследователи склоняются к тому, что чем выше уровень образования родителей, тем чаще они применяют методы эмоционального наказания детей, которые включает в себя эмоциональное отвержение ребенка. Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания. Реальность такова, что далеко не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости. Истоки неправильного воспитания зачастую лежат гораздо глубже и не могут быть объяснены лишь одной категорией мотивов, что позволяет говорить о необходимости индивидуального подхода в организации коррекционной работы с родителями и детьми по преодолению проблем в детско-родительских отношениях.486 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Психолого-педагогическая поддержка семьи Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа... А.С. Макаренко 6.2.1. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельности. И то и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества. Только при этом условии можно обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, формирование у них высоких нравственных качеств. Родительская общественность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педагогического коллектива, а его соратником при разработке и реализации конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента учебного заведения и его семейно-бытового окружения. В этом качестве родители проявляют себя: - в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (используя свои личные возможности); - в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, трудового обучения, ознакомления с окружающим миром); - в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой воздействие на формирование потребностей учащихся, их интересов, критериев оценки досуговой информации); - в предупреждении отсева учащихся и восстановлении интереса к учебе у тех детей, которые его утратили. В процессе взаимообщения не только педагоги должны указывать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам — на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных контактах, причем не только между педагогами и родителями, но и в контактах с учащимися. Конечно, трудности в общении педагогов с учащимися, в воздействии на них возможны и даже неизбежны. Однако выход следует искать не в жалобах или «директивах» семье через дневник, а в совместном обсуждении ситуации для выработки совместной линии воспитания. Только в таком случае цель школы и СЕМЬЯ И ШКОЛА цель семьи — воспитать человека и гражданина, полезного обществу, — может быть достигнута. Участие родителей, родительской общественности в делах школы — не благотворительность. Помогая школе, семья тем самым помогает себе в воспитании детей. Обозначим значимые аспекты общения учителя с родителями младших школьников: • начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы; • проявлять внимание к родителям, интересоваться их работой, домом; • обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей; • внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что позволяет им так думать; • уделять родителям столько времени, сколько требуется в каждом конкретном случае; • информировать родителей лично, при помощи писем или в ходе индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц. Начальной школе принадлежит ведущая роль в организации семейного воспитания детей младшего школьного возраста в микрорайоне. Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах: • координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из участников воспитательного процесса; • организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми; • тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению. Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия: родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы. Каждое из таких объеди-488 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|