ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
вину сопровождают наказанием. Этот «дикий сорт» авторитета бывает только у некультурных родителей. Авторитет расстояния. Существуют родители, которые убеждены, что детей следует держать на расстоянии, поменьше с ними разговаривать: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли, о которых дети не должны знать. Такой авторитет не приносит никакой воспитательной пользы. Авторитет чванства. Подобный авторитет строится на представлении некоторых родителей, что они — самые заслуженные. Они без конца толкуют о своих достоинствах и высокомерно относятся к другим людям. Неудивительно, что такое поведение повторяют и их дети. Авторитет педантизма. Некоторые родители уверены, что дети должны трепетно выслушивать каждое их слово. Они больше всего боятся, чтобы дети не подумали, что они могут ошибаться. Как бы родители ни были не правы, они все равно настаивают на своем: сказали — значит так и будет. Жизнь ребенка проходит мимо таких родителей, так как за начальственным бюрократизмом они не видят внутренней жизни ребенка. Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально «заедают» ребенка бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Атмосфера в такой семье малорадостная. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными и непогрешимыми, однако эмоциональная жизнь ребенка протекает сама собой, без их участия. Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного авторитета. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания в избытке сыплются на детей. Если ребенок не слушается, то у него спрашивают: «Значит, ты не любишь маму или папу?». Такая семья погружается в море сентиментальных чувств и уже ничего другого не замечает. Ребенок же с малых лет начинает понимать, что людям можно подыгрывать и извлекать из этого выгоду. В результате он приучается к интригам и манипулированию чужой любовью. Авторитет доброты. В этом случае родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости. Им кажется, что дети будут любить их именно за эти качества. Они все разрешают детям, им ничего не жаль. Весьма скоро в такой семье дети начинают командовать, добиваясь своими капризами исполнения любых своих желаний. Иногда родители пытаются оказать небольшое сопротивление, но чаще всего это уже не дает никакого результата. Авторитет дружбы. Дружба между родителями и детьми — великое воспитательное средство, если она не достигает крайних пределов, с которых начинается обратный процесс. В таких семьях дети 6 СЕМЬЯ И ШКОЛА начинают потешаться над родителями, бабушкой или дедушкой, поучать их на каждом шагу, упрекать, что они все делают не так, как надо. Однако в таком случае пропадает и дружба, так как она невозможна без взаимного уважения. Авторитет подкупа. В этом случае послушание просто покупается подарками или обещаниями, что развращает детей, делает их лицемерными и меркантильными. Дети рассказывают о своих делах только в выгодном для них свете, чтобы родители заплатили им за хорошие поступки. Знание стилей родительского воспитания помогает учителю лучше, правильнее и быстрее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы их преодоления. о.1.3. Содержание и методы семейного воспитания Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к пред-стодщей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое. Они дополняются экономическим, экологическим, гражданским, половым образованием подрастающих поколений. физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план. Уже никто не сомневается в том, что приоритет здоровья не может быть заменен ничем другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма. Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, ислам, буддизм, иудаизм или общеэтические учения. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными. Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о пре-480 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|