Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



СЕМЬЯ И ШКОЛА

ем со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психо­логических проблем и комплексов.

Отношение родителей к ребенку обычно анализируется в несколь­ких планах:

• реальное взаимодействие родителя с ребенком;

• отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаи­модействие с ним;

• отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосоз­нанной мотивации родителя.

При этом базовым является понятие «родительская позиция», раскрытое А.С. Спиваковской, с точки зрения которой — это це­лостное образование, реальная направленность воспитательной де­ятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов вос­питания.

Основными свойствами благоприятной родительской позиции яв­ляются адекватность, динамичность, оптимистическая прогностич-ность. Поэтому структуру родительского отношения можно рассмат­ривать как совокупность трех компонентов: представлений родителя о ребенке; отношения родителей к ребенку; характера взаимоотно­шений родителя с ребенком. При этом родительское отношение сле­дует рассматривать как подвижное образование, которое может ме­няться в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Между тем характер взаимоотношений между детьми школьно­го возраста и их родителями зависит от следующих воздействую­щих факторов:

• от особенностей личности родителя (экстраверсивные-интро-версивные, уверенные — неуверенные, тревожные и др.) и форм его поведения (эмоциональное включение или отверже­ние ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуа­ции и др.);

• от особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности) и форм его поведения (адекват­ное — неадекватное отражение ситуации);

• от пола ребенка;

• от психолого-педагогической компетентности и уровня обра­зования родителей;

• от нравственно-эмоциональной атмосферы в семье;

• от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия;

• от степени включенности ребенка в жизнедеятельность и про­блемы семьи;

• от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удов­летворения в семье и др.

Проведенный группой исследователей под руководством Н.Ю. Си-нягиной анализ существенных трудностей в детско-родительских отношениях позволил выделить их причины, которые можно разде­лить по трем основаниям: интраиндивидуальные, зависящие от био­логических особенностей индивида; интериндивидуальные, связан­ные с особенностями семейного воспитания; макросистемные, свя­занные с социокультурными особенностями жизни семьи.

Интраиндиеидуальные причины рассматриваются через особен­ности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные физиологические процессы. Наибольший интерес в этом плане пред­ставляют исследования зарубежных авторов — С. Чесс и А. Томаса. Они выявили девять врожденных темпераментов у детей, которые играют существенную роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем.

Эти исследования показали, что то, каким вырастет ребенок, оп­ределяется не только домашней обстановкой, но и его собственны­ми личностными характеристиками, что в той или иной мере сни­мает несправедливые обвинения против родителей, воспитывающих «трудных» детей.

Интериндивидуальные причины отражают опыт общения ре­бенка с родителями, который интерпретируется в терминах на­дежных и ненадежных взаимодействий (такое понимание заим­ствовано из работ М. Эйнсворт и К. Рубина). В первом случае ро­дители внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддер­живают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его. В результате у него не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетается по­знавательная активность, снижается самооценка, происходит от­странение от сверстников.

Макросистемные причины определяются совокупностью социо-культурных условий, в которых находится семья: экономическое положение семьи, образование родителей и характер взаимоотно­шений в семье, культурные традиции семьи.

Помимо этого были выделены группы семей по типу родительс­кого отношения к ребенку («благоприятные» и «неблагоприятные») и составлены их типичные профили (табл. 35).

Установлено, что родители трудных школьников отличаются от других родителей тем, что реже хвалят детей за хорошее поведение,484







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.