ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
качества, которые естественно и просто формируются в полноценной семье, у сирот остаются неразвитыми. Впервые за последние 60-70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Около 5-6% детей лишены семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, число которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров. Подытоживая воспитательные функции семьи, приходим к выводу: • влияние семьи на ребенка заметнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью; • в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут; • семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья — такое общество; • семья обеспечивает преемственность традиций; • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества; • существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии. 6.1.2. Стили семейного воспитания В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, либеральный и демократичный. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями, хотя дети и растут послушными, дисциплинированными. В большей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях — не редкость). Психологи утверждают, что авторитарный стиль воспитания ведет к внутреннему сопротивлению ребенка, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. К подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. СЕМЬЯ И ШКОЛА Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощен-чество, беспредельную терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений. При демократичном стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная, т.е. включает в себя несколько поколений) характеризуются гибкостью, взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократичный стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами. Наказания в таких семьях обычно не применяются — для детей достаточно порицания или огорчения родителей. Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрослых. По замечанию С.А. Макаренко, смысл авторитета заключается в том, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым детским взглядом. Некоторые родители, у которых дети «не слушаются», иногда склонны думать, что авторитет дается от природы, что это — особый талант и если его нет, то ничего не поделаешь. Эти родители глубоко ошибаются. Авторитет может быть сформирован в каждой семье; важно лишь, чтобы он строился на истинных основаниях: требовательности и доброте, открытости и соучастии во всех делах, доверии и ответственности, внимании к детям и их жизни. К сожалению, встречаются родители, формирующие авторитет на ложных основаниях. К числу таких ложных авторитетов, которых следует остерегаться, относятся следующие. Авторитет подавления. Родители по каждому поводу раздражаются, при всяком удобном и неудобном случае хватаются за ремень, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, каждую его478 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|