Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



качества, которые естественно и просто формируются в полноцен­ной семье, у сирот остаются неразвитыми.

Впервые за последние 60-70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Около 5-6% детей лишены се­мейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, число которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения за­меняют тысячам детей родительский кров.

Подытоживая воспитательные функции семьи, приходим к вы­воду:

• влияние семьи на ребенка заметнее всех других воспитатель­ных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является кон­центрированным выражением ее усилий по физическому, мо­ральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья — такое общество;

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослуш­ного члена общества;

• существенное влияние оказывает семья и на выбор профес­сии.

6.1.2. Стили семейного воспитания

В современной практике семейного воспитания довольно опреде­ленно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, ли­беральный и демократичный.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми харак­теризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возра­стными особенностями, интересами и желаниями, хотя дети и рас­тут послушными, дисциплинированными. В большей мере это сле­пое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях — не редкость). Пси­хологи утверждают, что авторитарный стиль воспитания ведет к внутреннему сопротивлению ребенка, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. К подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

СЕМЬЯ И ШКОЛА

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощен-чество, беспредельную терпимость в отношениях с детьми. Источ­ником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отно­шению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бес­тиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравствен­ный вид взаимоотношений.

При демократичном стиле семейного воспитания родители явля­ются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоот­ношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная, т.е. включает в себя несколько поколений) характеризуют­ся гибкостью, взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократичный стиль семейного воспитания дает наибольший эф­фект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Дети видят в родителях об­разец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами. Наказания в таких семьях обыч­но не применяются — для детей достаточно порицания или огорче­ния родителей.

Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрос­лых. По замечанию С.А. Макаренко, смысл авторитета заключает­ся в том, что он принимается как несомненное достоинство старше­го, как его сила и ценность, видимая простым детским взглядом. Некоторые родители, у которых дети «не слушаются», иногда склон­ны думать, что авторитет дается от природы, что это — особый талант и если его нет, то ничего не поделаешь. Эти родители глубо­ко ошибаются. Авторитет может быть сформирован в каждой се­мье; важно лишь, чтобы он строился на истинных основаниях: тре­бовательности и доброте, открытости и соучастии во всех делах, доверии и ответственности, внимании к детям и их жизни.

К сожалению, встречаются родители, формирующие авторитет на ложных основаниях. К числу таких ложных авторитетов, ко­торых следует остерегаться, относятся следующие.

Авторитет подавления. Родители по каждому поводу раздра­жаются, при всяком удобном и неудобном случае хватаются за ре­мень, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, каждую его478







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.