Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



красном, существующем в жизни. Это особенно важно, так как в наши дни прежние эстетические ориентиры подвергаются сомне­нию, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложен­ную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей пра­ведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на таком пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Для родителей семейное воспитание — это процесс сознательно­го формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят вос­питать в своем ребенке. Только приступая к воспитанию, многие родители начинают понимать, как недостаточно воспитаны они сами. Каждому нужно начинать с себя, учиться быть педагогом.

Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с по­мощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отлича­ются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

• влияние на ребенка индивидуально и основано на конкрет­ных поступках и приспособлено к личности;

• выбор методов зависит от педагогической культуры родите­лей: понимания цели воспитания, родительской роли, пред­ставлений о ценностях, стиля отношений в семье.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпе­чаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родите­лей, столько разновидностей методов.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощре­ние (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказа­ние (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств — слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, тра­диции, общественное мнение, духовный и моральный климат се­мьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, му­зеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и др.

Выбор и применение методов родительского воспитания опира­ется на ряд общих условий.

СЕМЬЯ И ШКОЛА

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрица­тельных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с од­ноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером тоже сказывают­ся на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает на­глядные методы.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельнос­ти, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное об­щение во время совместного труда, просмотров телепередач, похо­дов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее вли­яние на выбор методов, средств, форм воспитания. Издавна замече­но, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секрета­ми воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практичес­кая необходимость.

Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запу­щенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, ког­да единственный у родителей ребенок захватывает в семье привиле­гированное положение. И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать са­мые строгие меры. Но всякая переделка — дело гораздо более труд­ное, чем правильное воспитание с ранних лет. Именно в этих случа­ях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, — строгая, до жес­токости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за не­домыслие наказывают.

Родители, пытающиеся любыми способами уклониться от заня­тий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они делают, называ­ется иначе. Детская безнадзорность не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

6.1 А. Характер детско-родительских отношений в современных семьях

Влияние родителей на развитие ребенка весьма велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общени-

!6. Педагог, нач. образов482







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.