Здавалка
Главная | Обратная связь

Выполнение контрольных работ



В В Е Д Е Н И Е

Учебная работа студента-заочника по изучению физики складывается из следующих основных элементов: самостоятельного изучения физики по учебным пособиям, решения задач, выполнения контрольных и лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.

Самостоятельная работа по учебным пособиям

Самостоятельная работа по учебным пособиям является главным видом работы студента-заочника. Студентам рекомендуется:

1. Изучать курс систематически в течение всего учебного процесса. Изучение физики в сжатые сроки перед экзаменом не даст глубоких и прочных знаний.

2. Выбрав какое-либо учебное пособие в качестве основного для определенной части курса, придерживаться данного пособия при изучении всей части или, по крайней мере, ее раздела. Замена одного пособия другим в процессе изучения может привести к утрате логической связи между отдельными вопросами. Но если основное пособие не дает полного или ясного ответа на некоторые вопросы программы, необходимо обращаться к другим учебным пособиям.

3. При чтении учебного пособия составлять конспект, в котором записывать законы и формулы выражающие эти законы, определения физических величин и их единиц, делать чертежи и решать типовые задачи. При решении задач следует преимущественно пользоваться Международной системой единиц (СИ).

4. Самостоятельную работу по изучению физики подвергать систематическому контролю. Для этого после изучения очередного раздела следует ставить вопросы и отвечать на них. При этом надо использовать рабочую программу физики.

5. Прослушать курс лекций по физике, организуемый для студентов-заочников. Пользоваться очными консультациями преподавателей, а также задавать вопросы в письменном виде.

При изучении физики студент встречается со многими единицами физических величин. Без основательного знания единиц и систем единиц, без умения пользоваться ими, при решении физических задач, невозможно усвоить курс физики и тем более применять физические знания на практике.

Решение задач

Систематическое решение задач - необходимое условие успешного изучения курса физики. Решение задач помогает уяснить физический смысл явлений, закрепляет в памяти формулы, прививает навыки практического применения теоретических знаний.

При решении задач необходимо выполнять следующее:

1. Указать основные законы и формулы, на которых базируется решение, и дать словесную формулировку этих законов, разъяснить буквенные обозначения формул. Если при решении задач применяется формула, полученная для частного случая, не выражающая какой-нибудь физический закон, или не являющаяся определением какой-нибудь физической величины, то ее следует вывести.

2. Дать чертеж, поясняющий содержание задачи (в тех случаях, когда это возможно); выполнять его надо аккуратно при помощи чертежных принадлежностей.

3. Решение задачи сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями.

4. Решить задачу в общем виде, т.е. выразить искомую величину в буквенных обозначениях величин, заданных в условии задачи и взятых из таблицы. Физические задачи весьма разнообразны, и дать единый рецепт их решения невозможно. Однако, как правило, их следует решать в общем виде. При этом способе не проводятся вычисления промежуточных величин; числовые значения подставляются только в окончательную (рабочую) формулу, выражающую искомую величину.

5. Подставить в рабочую формулу размерности или обозначения единиц и убедиться в правильности размерности искомой величины или ее единицы.

6. Выразить все величины, входящие в рабочую формулу, в единицах СИ и выписать их для наглядности столбиком.

7. Подставить в окончательную формулу полученную в результате решения задачи в общем виде, числовые значения, выраженные в единицах одной системы. Несоблюдение этого правила приводит к неверному результату. Исключение из этого правила допускается лишь для тех однородных величин, которые входят в виде сомножителей в числитель и знаменатель формулы с одинаковыми показателями степени. Такие величины необязательно выражать в единицах той системы, в которой ведется решение задачи. Их можно выразить в любых, но только одинаковых единицах.

8. Произвести вычисление величин, подставленных в формулу, руководствуясь правилами приближенных вычислений, записать в ответе числовое значение и сокращенное наименование единицы измерения искомой величины.

9. При подстановке в рабочую формулу, а также при записи ответа числовые значения величин записать как произведение десятичной дроби с одной значащей цифрой перед запятой на соответствующую степень десяти. Например, вместо 3520 надо записать 3,52.103, вместо 0,00129 записать 1,29.10-3 и т.д.

10. Оценить, где это целесообразно, правдоподобность численного ответа. В ряде случаев такая оценка поможет обнаружить ошибочность полученного результата. Например, коэффициент полезного действия тепловой машины не может быть больше единицы, электрический заряд не может быть меньше элементарного заряда e = 1,60.10-19 Кл, скорость тела не может быть больше скорости света в вакууме и т.д.

Умение решать задачи приобретается длительными и систематическими упражнениями. Чтобы научиться решать задачи и подготовиться к выполнению контрольной работы, следует после изучения очередного раздела учебника внимательно разобрать помещенные в настоящем пособии примеры решения типовых задач, решить задачи из раздела “Задачи для самостоятельного решения”, а также ряд задач из задачников по физике. Задачи для самостоятельного решения подобраны так, что содержат элементы задач, предлагаемых для контрольных работ. поэтому решение задач из этого раздела подготавливает студента к выполнению контрольной работы.

Выполнение контрольных работ

Выполнение контрольных работ студентами и рецензирование их преподавателем преследует две цели: во-первых, осуществление университетом контроля за работой студента; во-вторых, оказание ему помощи в вопросах слабо усвоенных или непонятных. К выполнению контрольных работ по каждому разделу курса студент-заочник приступает только после изучения материала, соответствующего данному разделу программы, внимательного ознакомления с примерами и после решения задач, предназначенных для самостоятельного решения.

При выполнении контрольных работ студенту необходимо руководствоваться следующим:

1. Контрольные работы выполняются только по условиям задач данного пособия. Замена какой-либо контрольной работы другой, взятой из аналогичного пособия, но другого года издания, не допускается.

2. Каждая контрольная работа выполняется в обычной школьной тетради, на обложке которой приводятся сведения по следующему образцу:

Студент радиотехнического факультета КГТУ им. А.Н. Туполева

Шифр 257320

Адрес: Республика Татарстан , 400823, г. Бугульма, ул. Ямашева, д.3, кв12.

Андреев Петр Федорович

3. Контрольная работа выполняется чернилами или шариковой ручкой. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставляются поля, каждая следующая задача должна начинаться с новой страницы. Условия задач переписываются полностью без сокращений.

Решения задач должны сопровождаться исчерпывающими, но краткими объяснениями , раскрывающими физический смысл употребляемых формул, и выполняться в соответствии с правилами, изложенными в параграфе “Решение задачи”.

4. Решение задачи должно быть кратко обосновано с использованием законов и положений физики. При необходимости решение следует пояснить чертежом, выполненным карандашом с помощью циркуля и линейки. Обозначения на чертеже и в решении должны соответствовать и поясняться не менее подробно, чем это сделано в примерах решения задач. Не следует обозначать одну и ту же величину разными символами, а так же различные величины одинаковыми символами.

5. На каждую контрольную работу требуется 20-30 часов интенсивного труда.

Во время лабораторно-экзаменационной сессии при собеседовании по решениям задач вам предложат пояснить ход решения задач, входящих в контрольные работы, физический смысл встречающихся в решениях величин, применяемые при вычислениях единицы и т.п. Неудовлетворительные ответы на вопросы по контрольным работам могут повлиять на исход зачета или экзамена.

6. Как правило, задачи решаются в общем виде, т.е. в буквенных выражениях без вычисления промежуточных величин. Числовые значения подставляются только в окончательную (расчетную) формулу. Если расчетная формула не выражает общеизвестный физический закон, то ее следует вывести, поясняя попутно все физические величины. После получения расчетной формулы необходимо: а) проверить расчетную формулу, для чего подставить в нее обозначения единиц, входящих в формулу величин, и, выполнив преобразования, убедиться, что единицы правой и левой частей формулы совпадают; б) выписать в единицах СИ числовые значения используемых при вычислении физических постоянных, а также тех величин, которые даны в условии в единицах, кратных или дольных от единиц СИ, или в единицах, отличных от единиц СИ; в) вычислить искомую величину, подставив в расчетную формулу числовые значения входящих в нее величин. При этом студентам рекомендуется делать одну-две промежуточные записи между подстановкой и конечным результатом вычислений.

7. В конце работы необходимо указать год и место издания методических указаний, перечислить использованную литературу, обязательно указывая авторов учебников и год издания. Это позволит рецензенту при необходимости дать ссылку на определенную страницу того пособия, которое имеется у вас.

8. Не следует направлять на рецензию две работы вместе. Вторая работа посылается только после получения рецензии на первую. Одновременная посылка двух контрольных работ расценивается как признак несамостоятельного их выполнения.

9. Получив проверенную работу (как зачтенную, так и не зачтенную), студент обязан тщательно изучить все замечания рецензента, уяснить свои ошибки и внести исправления. Повторно оформленная работа высылается на рецензию обязательно вместе с тетрадью, в которой была выполнена не зачтенная работа, и рецензия на нее. Замечания и рекомендации, сделанные преподавателем кафедры, следует рассматривать как руководство для подготовки к беседе по решениям задач. Все тетради с контрольными работами нужно сохранять, так как на экзамен студент допускается только при их предъявлении.

10. После получения из института прорецензированной работы студент обязан выполнить указания рецензента.


МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЕДИНИЦ

Различные системы единиц отличаются друг от друга тем, какие единицы приняты за основные. Мы будем пользоваться Международной системой единиц. Эта система обозначается символом SI или в русском написании СИ (по начальным буквам слов System internatioal).

Основные и дополнительные единицы системы СИ приведены в табл.1 и 2, определения основных и дополнительных единиц СИ и их связь с внесистемными единицами приведены в табл. 3.

Производные системы СИ образуются из основных. Для того чтобы показать, как данная производная единица зависит от основных, применяются формулы размерности.

Таблица 1

Величина Единица
  наименование обозначение
Длина Масса Время Сила электрического тока Термодинамическая температура Сила света Количество вещества метр килограмм секунда ампер кельвин кандела моль м кг с А К кд моль

 

Таблица 2

Величина Единица
  наименование обозначение
Плоский угол Телесный угол радиан стерадиан рад ср

 

Таблица 3

Длина

МЕТР (м) представляет собой расстояние, проходимое в вакууме плоской электромагнитной волной за 1/299792458 долю секунды

1. а.е. (астрономическая единица) = 1,49598.1011 м,

1 св.год (световой год) = 9,4605.1015 м,

1пк (парсек) = 3,0857.1016 м.

Масса

КИЛОГРАММ (кг) равен массе международного прототипа килограмма.

1т (тонна) = 103 кг,

1 а.е.м. (атомная единица массы) = 1,6605655.10-27кг.

Время

СЕКУНДА (с) равна 9192631770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133.

1 мин (минута) = 60 с,

1 ч (час) = 3600 с,

1 сут (сутки) = 86400 с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.