Муниципально-правовые нормы: понятие, виды, особенности.
Муниципально-правовые нормы МПН – нормы права, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Специфическими чертами МПН является то, что они возникают в результате правотворческой деятельности органов местного самоуправления. Каждая МПН одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права. По характеру содержащихся в них предписаний МПН делятся: – на управомочивающие нормы (например, определяют предметы ведения местного самоуправления; – обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина; – запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать). Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. По степени определенности (категоричности): – императивная норма – устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина; – диспозитивными нормами служат нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. По территории действия: – федеральные – действуют на всей территории России; – муниципально-правовые нормы субъектов РФ; – локальные муниципально-правовые нормы – действующие в пределах территории муниципальных образований. По источникам, т. е. по характеру актов, в которых содержится нормы муниципального права: – муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах Федерального Собрания РФ; – в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; – в постановлениях Конституционного Суда; – в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования).
8. Европейская Хартия местного самоуправления. !!! Европейская хартия местного самоуправления открыта к подписанию 15 октября 1985 г. Разработана и принята по инициативе Постоянной конференции местных и региональных органов власти в Европе. Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. По замыслу авторов этого документа Хартия призвана наполнить реальным содержанием основные принципы Совета Европы: поддержание демократического сознания в Европе и защита прав человека в самом широком смысле слова. Основная направленность Хартии – показать, что степень автономии местных органов самоуправления является основным критерием подлинной демократии. Хартия состоит из трёх частей. В первой части изложены основные принципы местного самоуправления; здесь же определяется, что оно должно основываться на конституционной и юридической базе. Во второй части Хартии содержатся положения, касающиеся объема принятых на себя сторонами обязательств. В третьей части содержатся обычные для конвенций Совета Европы положения технического характера. Понятие местного самоуправления в Европейской Хартии: 1) органы МС составляют одну из основ любого демократического строя; 2) право граждан участвовать в управлении гос делами для всех государства - членов Совета Европы; 3) право граждан участвовать в гос управлении на местном уровне и т. д. Ст. 3 Европейской хартии «под МС понимается право и реальная способность ОМС регламентировать часть гос дел и управлять ею (частью), под свою ответственность и в интересах местного населения». Это право осуществляется советами и собраниями они располагают подотчетными им исполнительными органами Ст. 2 принцип МС должен быть признан в законодательстве страны-участницы и по возможности в конституции этого государства (Основные полномочия ОМС, компетенции ОМС(делегирование полномочий вопросам гос значения ст. 4) устанавливаются ФЗ. Ст. 9 право обладание собственными средствами, для осуществлении своих функцийфинансирования деятельности органов местного самоуправления. Принцип субсидиарности при понятии европейцев все вопросы, должны быть решены на максимально приближенном к населению уровне управления, на верхнем лишь которые не могут эффективно решаться, при этом (неся ответственность за деятельность нижнего уровня и представители обязаны вмешиваться). Этот же принцип имеет сходство и различие в законодательстве РФ статье 72 Конституции, установление общих принципов организации местного самоуправления, а порядок разграничения полномочий по предметам совместного ведения, установленный статьей 76 Конституции РФ. Для определения предметов ведения местного самоуправления в российском законодательстве используется термин "вопросы местного значения". К ним принято относить такие вопросы: 1) которые могут самостоятельно решаться населением или органами местного самоуправления, не требуя вмешательства органов государственной власти; 2) последствия решения которых не выходят за пределы территории данного муниципального образования, т.е. не оказывают неблагоприятных воздействий на соседние территории.
9. Конституционные основы местного самоуправления. !!! Конституция – основной источник муниципального права. Статья 12 Конституции задает самостоятельный характер местного самоуправления. Статья 3 Конституции устанавливает, что одной из форм осуществления власти народа является её реализация посредством органов местного самоуправления. Также местное самоуправление закрепляется в главе 8 Конституции, где местное самоуправление получает развитие в качестве одного из элементов гражданского общества. Глава 8 определяет территориальные границы местного самоуправления, закрепляет статус местного сообщества, устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления. Нормы, посвящённые организации и деятельности МС, закреплены в главах 1 –3, 6, 8 Конституции РФ. Ст.3 Конституции устанавливает, что единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть в том числе и через органы МС. Ч.2 ст.8 и ч.2 ст.9 выделяют среди прочих и муниципальную форму собственности. Ст.15 обязывает органы и должностных лиц МС соблюдать Конституцию и законы. Ст.18 закрепляет, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность как органов гос. власти, так и МС. Ст.32 предоставляет право гражданам РФ избирать и быть избранными в органы МС, а ст.33 предусматривает право обращения граждан как индивидуально, так и коллективно в органы МС. Глава 8 (ст.130 – 133) посвящена непосредственно МС. Однако определения понятия «МС» в Конституции не содержится. В Конституции устанавливается, что МС обеспечивает самостоятельность решения населением вопросов местного значения, осуществляемое в городских и сельских поселениях. Кроме того, Конституция гарантирует судебную защиту МС. Кроме того, одно из основных мест в Конституции занимает ст.12, которая устанавливает, что МС в пределах своих полномочий самостоятельно, органы МС не входят в систему органов гос. власти.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|