Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел VII. Книгоиздание: проблемы и перспективы развития



 

Общность функций различных СМИ специалисты видят в пе­редаче и хранении социально значимой информации, подчерки­вая особое значение книги в этом процессе1. Современные инфор­мационные технологии как бы связали воедино все средства мас­совой информации и способствовали рождению новых видов изданий (в том числе электронной книги). При этом концепция «свертывания» книгоиздания и постепенного вытеснения тради­ционной книги электронной не без основания считается весьма противоречивой и надуманной. И сейчас традиционная книга ос­тается уникальным и универсальным средством фиксации, хране­ния и передачи информации, наиболее приспособленным к при­родным особенностям человеческого восприятия. Книгоиздание является важнейшей сферой культуры и производства, хотя в со­временных условиях уже невозможно не считаться с тем, что на повестке дня стоит вопрос о новой содержательной и материаль­ной конструкции книги XXI в.

Специфика, динамика и тенденции развития книгоиздательс­кой отрасли в современной России весьма симптоматичны. Пери­од становления рыночных отношений для книгоиздания оказался сложным и противоречивым.

В середине 80-х гг. издательское дело из-за высокого спроса на книги было одной из самых рентабельных отраслей. Однако боль­шая часть прибыли (до 70%) уходила в бюджет. Ресурсы для от­расли выделялись централизованно. В соответствии с заявками «Союзкниги» издательства передавали типографиям заказы на тиражи. Готовые тиражи поступали на оптовые книжные базы. Ни о какой предоплате не было и речи. Действовала система беспроцен­тных кредитов, которые выделяли издательствам государственные полиграфические предприятия и оптовая книготорговая сеть. При такой системе издательства не отвечали за реализацию товара, а значит, ничем не рисковали. Цены на полиграфические услуги и книгораспространение были сравнительно невысоки. Все это обес­печивало известную (или видимую) стабильность в издательском деле. Хотя острый ресурсный дефицит, безусловно, имел место.

В 80-е гг. на книжном рынке (если его можно было назвать тог­да рынком) сложилась своеобразная ситуация. Потребности чита­теля в приобретении литературы росли. В то же время известная часть литературы (прежде всего политической) оказывалась по­стоянно невостребованной — следствие регламентированного те­матического планирования, обязательного включения в планы книг, соответствующих строгим идеологическим установкам, от­сутствия серьезного изучения покупательского спроса на книги, читательских приоритетов. Постоянно сокращалась востребованность книг в библиотеках. Одновременно имел место книжный дефицит, что, естественно, вызвало к жизни существование «чер­ного рынка» литературы.

Условия деятельности издательств в стране позволяли устанав­ливать сравнительно низкие цены на книги. Читатель имел воз­можность приобрести книгу в государственных книжных магази­нах по вполне доступной цене. Существовавшая система книгораспространения позволяла оформить предварительный заказ на печатающееся издание. Тематические планы издательств публико­вались заблаговременно, и читателю легко было найти необходи­мую ему книгу. Можно было оформить подписку на нужное изда­ние. И все-таки книг не хватало.

С 1 января 1988 г. отрасль была переведена на полный хозяй­ственный расчет и самофинансирование. В 1989— 1990 гг. стала ко­ренным образом изменяться ситуация с формами собственности в книгоиздательском деле. Наряду с государственными издательствами появились другие типы издательств, действующих на основе него­сударственных форм собственности и разных организационно-пра­вовых начал.

В 1991 г. в России было введено обязательное лицензирование издательской деятельности. Регистрации в Министерстве печати и информации России подлежали все вновь образовавшиеся изда­тельства и те, которые уже действовавали на момент выхода по­становления правительства, независимо от форм их собственнос­ти. Республикам в составе России было дано право самостоятельно выдавать лицензии на издательскую деятельность.

С июня 1991 г. до конца 1994 г. лицензии в России получили около 7 тыс. издательств и издающих организаций. Из них активно действовали около 2 тыс., примерно треть к издательской деятель­ности не приступали, а отдельные предприятия издали всего одну-две книги. Издательства представляли собой различные типы орга­низаций (в приведенных ниже данных цифрами указано количе­ство издательств)2:

Акционерные общества закрытого типа Акционерные общества открытого типа Арендные предприятия Государственные предприятия Индивидуальная трудовая деятельность Индивидуальные (семейные) частные предприятия Кооперативы Муниципальные предприятия Объединения Образовательные организации Общественные организации Общества с ограниченной ответственностью Товарищества с ограниченной ответственностью Полные товарищества Смешанные товарищества Филиалы предприятий Прочие предприятия
Итого:

Статистические данные свидетельствуют о том, что предпри­нимательский сектор в издательском деле в 90-х гг. развивался за счет государственного (так, в 1997 г. удельный вес государствен­ных издательств по тиражу составил всего 17,1%, а в 1998 — 15,2%3).

Новые экономические условия оказались для издательской от­расли чрезвычайно сложными. Независимо от форм собственнос­ти издательствам пришлось покупать бумагу и другие материалы самостоятельно; они вынуждены были заняться реализацией ли­тературы, так как государственная структура оптовой торговли перестала работать. С конца 1992 г. типографии потребовали от издательств предварительной оплаты полиграфических услуг. Мо­нопольное положение бумажных комбинатов и полиграфических предприятий давало им возможность диктовать свои условия, как правило, при этом свертывалось производство и повышались цены.

Издатели выживали каждый по-своему. Печатали книги за ру­бежом (это оказалось выгоднее, чем размешать заказы на россий­ских полиграфических предприятиях), сокращали штаты, сдавали издательские помещения в аренду, продавали пленки и издатель­ские права. Параллельно с издательской начали заниматься непро­фильной деятельностью. Стремились продержаться на выпуске пе­реизданий. Многие издательства, особенно частные, стремились получить «быстрые» деньги на публикации детективов, фантасти­ки, бесконечных серий любовных и исторических романов и пр. Нередко печатали так называемые пиратские издания.

Ситуация на книжном рынке в стране возникла непростая. Го­сударственное регулирование книгоиздания было нарушено. Уп­равление отраслью оказалось бессильным навести порядок в це­новой политике. К концу 1991 г. цены на издательскую продукцию были фактически уже свободными. Менялась структура выпуска книг. Резко сократилось издание научных, технических, справоч­ных книг; возрос выпуск массовых, ходовых изданий (табл. 1).

Таблица 1

Динамика выпуска книг и брошюр в России4

Показатель выпуска изданий Данные по годам
Количество названий Тираж5
Выпуск литературно-художественных изданий
Количество названий Тираж
Выпуск изданий для детей и юношества
Количество названий Тираж
Выпуск учебных изданий(без методических пособий)
Количество названий Тираж
Выпуск массово-политических изданий
Количество названий Тираж 8,7 4,9 3,4 4,9 4,4 2,8
Выпуск справочных изданий
Количество названий Тираж 15,2 16,2

Статистика свидетельствует о снижении издания книг начиная с 1989 г. почти по всем показателям. С 1992 г. эта ситуация стала особенно острой.

В особенно тяжелом положении оказалось издание учебной, научной, технической, детской книги.

Государственная поддержка изданий такого рода была предус­мотрена федеральными программами. Но в каждом конкретном слу­чае дотации были малозначительными, выделялись и поступали в издательства с большими задержками и существенно изменить об­щую картину выпуска социально значимой литературы не могли.

В 1995 г., по «Закону о государственной поддержке средств мас­совой информации и книгоиздания», суммы дотаций были значи­тельно урезаны с учетом финансовых льгот, снижения таможен­ных тарифов, а также помощи издательствам со стороны заинте­ресованных ведомств, организаций и местных властей.

Тиражи детской литературы за 1993—1994 гг. уменьшились на 43,1%. Сократилось и количество выпускаемых изданий на 8,1%. По данным еженедельника «Книжный бизнес»6, на рынке детской литературы обострилась конкуренция. Среди тех, кто приближал­ся к лидерам, можно отметить такие издательства, как «Сова» (Санкт-Петербург), «Фламинго» (Москва), «Детская книга» (Приволжье).

Статистические данные свидетельствуют о том, что в специ­альном книгоиздании наблюдался серьезный кризис (за исключе­нием образовательной книги и деловой литературы), хотя про­сматривалась перспектива создания небольших фирм, рассчитан­ных на издание такой литературы.

Отдельные издательства сумели справиться с проблемой книгораспространения, публикуя тематические планы, собирая заяв­ки, имея свои магазины, создавая книжные клубы, проводя аук­ционы, используя «Книжную лавку» Российского телевидения и т.д. Несмотря на снижение покупательной способности населения, книги этих издательств находили своего читателя.

Некоторые издательские фирмы не выдержали конкуренции и покинули рынок. Это были прежде всего те фирмы, которые не имели достаточных оборотных средств, собственных помещений. Начался процесс поглощения мелких фирм крупными, объеди­нения фирм и компаний. Но в то же время создавались новые издательства. Небольшие издательские фирмы, нашедшие свою нишу на книжном рынке и имеющие полиграфическую базу, меж­дународные связи, наладившие самостоятельное распространение, крепко стояли на ногах.

Специалисты серьезно заговорили об иностранных инвестици­ях в издательскую отрасль, о слиянии ее с банковским капиталом, появлении крупных издательско-книготорговых капиталов. Следу­ет отметить опыт создания довольно мощных издательско-информационных структур, объединяющих бумагоделательное производ­ство, полиграфическую базу, творческие коллективы, финансо­вые учреждения, научно-исследовательские организации (во Владимире, Самаре, Барнауле).

Судьба государственных издательств, хотя отдельные из них по-прежнему входили в число лидеров книгоиздания (например, «Просвещение»), была спорной. Стала заметна их явная диверси­фикация: изменяя структуру выпуска, многие государственные издательства, в том числе и специализированные, выпускали мно­гопрофильную литературу.

Издательское дело в России постепенно начало приспосабли­ваться к условиям рыночной экономики.

Процветали крупные издательские фирмы. К 1997 г. на долю семи издательств России (шесть из них — негосударственные) приходилась примерно третья часть книжного тиража. Довольно успешно развивалось периферийное книгоиздание. К тому време­ни издательства имелись в 200 городах России, в 30 городах их насчитывалось более 20. А в таких городах, как Новосибирск, Ека­теринбург, выпускали книги уже около 100 издательств.

Можно отметить положительные тенденции в развитии книж­ного дела в стране в последние годы7. Тематическое планирование и ценообразование стали теперь базироваться в основном на при­быльности издания. Сам книжный рынок развивается более дифференцированно; учитывая потребности различных групп читате­лей, выделились новые сегменты рынка. Заметным явлением стал возврат заказов на печатание книг из-за рубежа в Россию. Отече­ственная полиграфия начала предоставлять большее количество услуг, улучшилось качество выпускаемой продукции, сократились сроки выпуска. При этом следует учитывать, что издательства и книжная торговля в соответствии с «Законом о государственной поддержке средств массовой информации» развивались, имея льго­ты. Это сыграло свою положительную роль.

Весьма убедительны сравнительные данные о выпуске книг и брошюр за последние годы (табл. 2, 3).

Таблица 2

Динамика выпуска книг и брошюр в 1997—1999 гг.8

Год Число книг и брошюр (печатных единиц) Тираж (тыс. экз.) Печатных листов-оттисков (тыс.)
Всего
1999 г. в % к 1998 г. 102,5 435972,7 407576,1 409371,2 100,4 6822483,2 6276187,0 6301211,2 100,4
Политическая и социально-экономическая литература
1999г. в % к 1998 г. 102,7 60398,4 49935,0 51002,5 102,1 1003934,4 868067,7 871803,1 100,4
Естественно-научная литература
1999 г. в % к 1998 г. 101,8 5760,1 5447,4 5512,3 101,2 98397,3 113377,0 113531,1 100,1
Техническая литература
1999 г. в % к 1998 г. 100,7 23216,5 21602,7 22113,1 102,4 389318,8 378902,0 379716,0 100,2
Сельскохозяйственная литература
1999 г. в % к 1998 г. 99,3 5292,0 3899,4 3881, 5 99,5 66656,3 52167,8 52140,7 99,9
Медицинская литература
1999 г. в % к 1998 г. 101,5 17992,6 16201,5 16857,3 104,0 285635,2 297667,4 300753,6 101,0
Литература по физической культуре и спорту
1999 г. в % к 1998 г. 101,0 973,4 1324,8 1310,5 98,9 16554,9 15153,6 15211,7 100,4
Литература по филологическим наукам
1999 г. в % к 1998 г. 102,6 7423,3 7781,8 7790,5 100,1 172847,6 193753,2 199820,3 103,1
Художественная литература, включая детскую художественную литературу
1999 г. в % к 1998 г. 101,1 154472,5 141872,3 142696,4 100,6 2583396,3 2373068,3 2374515,8 100,1
Литература по искусству, искусствоведению
1999 г. в % к 1998 г. 100,8 2649,9 2422,9 2430,1 100,3 54089,9 46221,5 46448,7 100,5

Таблица 3

Выпуск книг и брошюр по целевому назначению9

Год Число книг и брошюр (печатных единиц) Тираж (тыс. экз.) Печатных листов-оттисков (тыс.)
Массово-политическая литература
2841,0 33489,4
1487,5 16056,3
3921,7 15985,7
1999 г. в % к 1998 г. 87,3 263,6 99,6
Научная литература
7011,6 130790,0
7045,4 143045,0
7020,3 137825,4
1999 г. в % к 1998 г. 94,4 99,6 96,4
Научно-популярная литература
35213,1 575975,0
28331,6 465911,4
29307,2 464025,3
1999 г. в % к 1998 г. 102,7 103,4 99,6
Производственная литература
16119,8 226055,7
13169,8 191197,9
13143,5 187598,1
1999 г. в % к 1998 г. 99,4 99,8 98,1
Учебная литература
121300,4 1913887,2
110602,1 1671433,0
110945,5 1672451.9
1999 г. в % к 1998 г. 100,7 100,3 100,1
Учебно-методические пособия, учебные программы
13732,3 121668,9
13938,0 126918,0
13921,4 126927.3
1999 г. в % к 1998 г. 98,3 99,9 99,9
Литературно-художественные пособия
125351,0 2351071,1
107259,5 2143447,3
107845,9 2144375,8
1999 г. в % к 1998 г. 101,1 100,5 100,0
Издания для детей и юношества
47173,0 522058,8
54267,9 506114,1
54531,2 508372,3
1999 г. в % к 1998 г. 101,9 100,5 100,4
Справочные издания
16233,9 427016,2
15633,8 515737,3
15740,1 519388,0
1999 г. в % к 1998 г. 102,9 100,7 100,7

Однако ряд факторов сдерживал развитие книгоиздания. Прежде всего сказалась низкая платежеспособность населения, особенно северных, южных и восточных регионов, что затрудняло поставку книг. Слишком долгими оказывались сроки возврата средств, а это не могло устроить издателей. В то же время европейский центр был перенасыщен книгами и при большей покупательской способнос­ти наших граждан проблему можно было решить. Общий объем производства учебников из-за нерешенности ряда законодательских проблем сокращался, и обеспеченность школ учебниками год от года снижалась. Кроме того, цены на учебную литературу резко выросли.

Тормозилось развитие розничной книжной торговли. Сказы­вался ограниченный ассортимент книг при высоком уровне про­даж отдельных названий. При отсутствии у торговли дополнитель­ных капиталов и неразвитости информационной инфраструктуры книжного рынка переход на высокоассортиментную торговлю ста­новился весьма проблематичным.

Перечисленные выше обстоятельства определяли особенности книжного рынка России в последние годы.

По-прежнему на повестке дня стоит вопрос о необходимости расширения изданий качественной учебной и художественной лите­ратуры. Научная и производственная тематика постепенно становит­ся уделом периодических и узкоспециализированных изданий. По­ложение справочной литературы на книжном рынке достаточно проч­но. Наблюдается интенсивный процесс перевода информации на магнитные носители. Более или менее стабильно в последние годы развивается издание научно-популярной литературы.

В течение последних лет книжный рынок России постепенно становился более цивилизованным. Наряду с прочими факторами, этому способствовало действие «Закона об авторском праве и смеж­ных правах», а также присоединение России к Бернской конвен­ции по охране литературных и художественных произведений. Го­раздо больше внимания стало уделяться юридическим проблемам, связанным с приобретением и продажей авторских прав на лите­ратурные произведения.

Несмотря на то, что в настоящее время в отрасли действует множество законов и подзаконных актов международного, феде­рального и местного значения, как никогда остро стоит вопрос об укреплении законодательной базы российского книгоиздания, не­обходимости принятия «Закона о правовом регулировании изда­тельской деятельности в Российской Федерации».

Закон должен определять политику государства в области из­дательского дела как сферы культуры и производства. Особое вни­мание необходимо уделять государственному регулированию в об­ласти издательского дела, поддержке книгоиздания путем финан­сирования федеральных целевых программ выпуска приоритетных видов литературы. Необходимо определение перечня учебников и учебных пособий федерального значения и установление порядка финансирования их выпуска и распространения. Следует предус­мотреть в законе защиту потребителя от выпуска недоброкачествен­ной издательской продукции.

Не менее важно ведение государственной библиографии и ста­тистики. Необходимо обеспечить упорядочение приватизации в издательском деле, уточнить функции государственного управления отраслью. К ним относятся: разработка федеральных программ выпуска литературы; создание федеральной справочно-информационной системы; лицензирование издательской и полиграфичес­кой деятельности; ведение реестра авторов — граждан Российской Федерации (их правопреемников), чьи произведения опубликова­ны на территории Российской Федерации.

Принятие такого закона укрепило бы законодательную базу рос­сийского книгоиздания в условиях свободной конкуренции, созда­ло бы предпосылки для стабилизации книгоиздания страны. К сожа­лению, в настоящее время этому мешает экономический фактор.

Августовский кризис 1998 г. и последующие катаклизмы в нашей экономике делают весьма проблематичным прогнозирование разви­тия книгоиздания России хотя бы на ближайшую перспективу и заставляют усомниться в том, что оно, как еще недавно отмечали многие эксперты, входит в фазу стабильного развития. На исправле­ние ситуации в скором времени рассчитывать не приходится.

Замедлено внедрение новых информационных технологий в редакционно-издательский процесс. А ведь именно они становятся сейчас решающим фактором развития книгоиздательской отрас­ли, позволяют перенести допечатные процессы из типографии в издательство. Объединенные в настольно-издательские системы, а также редакционно-издательские системы и комплексы, электрон­ные средства дают возможность перейти к автоматизированной подготовке авторских оригиналов, а затем — к полностью автома­тизированной технологии издательской деятельности. Применение компьютерных технологий позволяет издавать книгу оперативно и в значительной мере улучшает качество ее оформления.

Страдает и полиграфическое производство. Большой пробле­мой становится модернизация оборудования, без чего невозмо­жен прогресс в отрасли. В то же время многие типографии не в состоянии были выделять средства для замены стареющего обору­дования.

Тормозится перестройка книжного дела на основе книжного мар­кетинга как хозяйственного механизма, связывающего воедино всю систему от автора до читателя. Развитие издательского дела в России во многом зависит от изучения конъюнктуры рынка, состояния це­новой политики, платежеспособного спроса на книги.

В сфере книгораспространения положение дел также очень слож­ное. И в этой области использование новых информационных тех­нологий является определяющим фактором. Необходима оператив­ная и достоверная информация о выпуске книжной продукции, о спросе на книжные издания и об их расходимости, чему способству­ют развитие кумулятивных информационных систем, формирование рекламно-информационного поля книгораспространения, уча­стие издательств в работе библиотечных информационных сетей.

Только использование компьютерных технологий и коммуни­кационных сетей поможет добиться успеха во всех сферах изда­тельской практики.

Трудноразрешимыми остаются проблемы соотношения книго­издательской деятельности центра и регионов. В первой половине 1998 г. здесь наметился некоторый положительный сдвиг. Сейчас вопрос о поддержке местными властями регионального книгоиз­дания снова стоит очень остро. Тем более что в ряде случаев мест­ные издательства и полиграфические предприятия являются хоро­шей базой для его развития. Нужно при этом учитывать, что со­кращение объема книжного рынка России во многом объясняется отсутствием дополнительных материальных и трудовых затрат на доставку книг в регионы.

Результатом кризисных явлений в экономике и социальной сфере стало то, что темпы прироста книжной продукции в послед­нее время оказались значительно ниже тех, которые имели место в докризисные годы. Это особенно касается числа названий, а оно в мировой практике является основным показателем при оценке степени развития книгоиздания.

Предварительные данные (на 1 февраля 2000 г.) Российской книжной палаты наглядно свидетельствуют об этой тенденции.

В 1999 г. имело место незначительное увеличение количества названий по ряду тематических разделов (имеется в виду полити­ческая и социально-экономическая тематика, естественно-науч­ная, техническая и медицинская литература, книги по физкульту­ре и спорту). Такая же картина наблюдалась и в издании художе­ственной литературы (включая детскую). По сравнению с 1998 г. увеличилось количество названий отдельных видов социально зна­чимой литературы (учебной — на 0,7%, справочной — на 2,9%, из­даний для детей и юношества — на 1,9%). Однако наметилось сниже­ние выпуска книг и брошюр по целевому назначению — массово-политической, научной и производственной литературы (он составлял соответственно 87,3, 94,4 и 99,4% от выпуска 1998 г.).

Доля государственных издательств в общем объеме выпускае­мой продукции постоянно снижается10.

Из сообщений Российской книжной палаты, распространен­ных по сети Интернет11, следует, что в первом полугодии 2000 г. выпуск книг продолжает расти по сравнению с соответствующи­ми показателями 1999 г.

Тем не менее рост объемов книгоиздания в стране остается проблематичным. В первую очередь это связано с постоянно умень­шающейся платежеспособностью населения России. Кроме того, произошло затоваривание рынка детективной литературой, лю­бовными романами, фантастикой. Вместе с тем стало ясно, что на книжном рынке не хватает справочной литературы. Читательские приоритеты постепенно меняются, что не всегда своевременно учи­тывают издатели.

Перспективы развития книгоиздания, как и периодической печати, телевидения, радиовещания, других средств массовой ин­формации, зависят от совокупности факторов, порожденных условиями реформирования нашего общества. Более полный учет их воздействия на систему средств массовой информации поможет оптимизации структуры СМИ, процессов их функционирования, а значит, будет способствовать удовлетворению растущих духовных потребностей широких слоев населения.

Таблица 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.