Здавалка
Главная | Обратная связь

Общероссийские газетные издания



 

В типологической структуре современной российской прессы особое место принадлежит общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого инфор­мационного пространства суверенного государства, той ролью, которую они играют в организации широкого информационного обмена между регионами страны, имеющей огромную территорию. Напомним, что Российская Федерация объединяет 89 разностатусных субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 10 авто­номных округов, одну автономную область, два города федераль­ного значения.

Как и другие средства массовой информации, общероссийские газетные издания квалифицируются по всем типологическим при­знакам, использующимся в типологическом анализе. Но ведущими, типоформирующими признаками для этой группы, обязательно учи­тывающимися в формуле издания, становятся ареал распростране­ния и социальный адрес. Статус «общероссийской газеты» предпо­лагает распространение издания на всей территории страны с це­лью установления широких социальных контактов.

Общероссийская газетная периодика представляет собой цело­стную, но многослойную типологическую группу, демонстрирую­щую темпы роста. Так, по данным Госкомпечати России, в 1993 г. было зарегистрировано 1843 общероссийских издания, в 1998 г. таких изданий насчитывалось 3258. У всех газет, образующих эту группу, имеются единая географическая и социальная среда, об­щая потенциальная аудитория и приоритетные социально-инфор­мационные функции. Однако существующие различия изданий — по набору функций, уровню проблемно-тематической специали­зации, целевым группам аудитории, характеру модели функцио­нирования — являются объективными критериями для внутригрупповой дифференциации. Классификация по основанию комплекс­ности функций газет с всероссийским масштабом распространения приведет к разделению изданий на два класса: универсально-тема­тические и специализированные издания.

Самый большой класс в группе общероссийских газетных из­даний представлен общественно-политическими или универсаль­но-тематическими газетами. Эти издания можно охарактеризовать как газеты «для всех обо всем». Таким газетам свойственна обра­щенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каж­дому. Их универсальность проявляется в полифункциональности — реализации всех базовых функций СМИ и информационном охва­те всех сфер общественной жизни. Для отечественной журналисти­ки издания с ярко выраженными чертами «газеты для всех» традиционны. Именно универсальность во многом обеспечивает их ус­тойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что по­лучившая широкое распространение «бесплатная пресса» активно использует преимущества универсального издания.

Специализированные издания конструируются на основе профилизации тематического ряда («для всех не обо всем» — массовая специализированная газета, к примеру «Спорт-экспресс», «Фи­нансовая Россия», «СПИД-инфо») или на одновременном огра­ничении аудитории и тематики («не для всех не обо всем» — узко­специализированное, как правило, профессионально-отраслевое издание или специально-тематическое, предназначенное для от­дельных слоев населения: женщин, мужчин, детей и т.п.).

Специализация издания может осуществляться и на выделе­нии функции-доминанты. Стремительно завоевавший аудиторию и читательский интерес ежемесячник «Совершенно секретно» ба­зируется на концепции расследовательской журналистики: вся публикуемая информация связана с выявлением причин, порож­дающих острые ситуации.

Наряду с изданиями, типологические признаки которых по­зволяют отнести их строго к определенному классу, встречаются такие, которые совмещают характеристики универсально-тема­тических и специализированных газет. К такого рода изданиям принадлежат и партийные газеты, целевое назначение которых определяется задачей создания коммуникации для членов опре­деленной политической организации или определенного полити­ко-идеологического течения. Формулу этих газет можно предста­вить как «обо всем для единомышленников». Так, крупная газета левого толка «Советская Россия», позиционирующая себя как «не­зависимая народная газета» и формально не являющаяся органом КПРФ, открыто ориентирована на выражение интересов партии и левопатриотических сил. Появившаяся в 1999 г. газета «Слово» патронировалась движением «Духовное наследие», идеологически близким левоцентристским силам. Радикальные малотиражные издания («Лимонка», пресса либерально-демократической партии и др.) адресованы партийцам ортодоксального толка.

Но наиболее часто газеты смешанного типа встречаются среди «новичков», недавно вышедших на информационный рынок и уточ­няющих свои типологические особенности под воздействием конъ­юнктуры и спроса.

Полноценность статуса «общероссийской газеты» определяет­ся прежде всего по формальным критериям, признанным во мно­гих странах с развитыми системами СМИ: по относительной равномерности распространения в географическом пространстве и по относительной равномерности распространения в социаль­ном пространстве. По данным критериям можно судить о способ­ности издания втягивать в информационный обмен все террито­риальные и социальные части общества и отражать их социальное бытие.

В большинстве случаев этим критериям отвечают издания уни­версально-тематические, у которых аудитория всегда больше, чем у специализированных газет. К ним относятся занимающие устой­чивые позиции в рейтинге популярности газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Труд», «Известия». Эту группу начинает догонять «Московский комсомолец», с конца 90-х гг. ус­пешно завоевывающий региональные аудитории. У названных из­даний много общего, но и достаточно много особенного, подчас единичного, позволяющего им быть конкурентоспособными. Все имеют известную «марку», что чрезвычайно важно для рынка; у них общее историческое прошлое — «советское происхождение»; они универсальны по информационно-тематической структуре; у них нет на организационном уровне связи с государственными институтами (как информационные предприятия они относятся к изданиям с частной формой собственности); их идеологическая платформа базируется на принципе независимости прессы. Разли­чия проступают в стратегиях функционирования. «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» тя­готеют к изданиям массовым, ориентированным на разнообраз­ные интересы, вкусы, определенную усредненность интеллекту­альных запросов читателя, адаптированность сложных политико-экономических и социальных проблем и повышенное внимание к поп-культуре, достаточно активную эксплуатацию бульварных тем. Эти издания в предметно-содержательном плане выстроены с це­лью быть доступными каждому. В большей степени это характерно для «АиФ», в течение десятилетия из издания для интеллектуалов и социально активных граждан трансформировавшегося в канони­ческий образец массовой газеты, избегающей политической пози­ции, перенасыщенной материалами прикладного характера, пред­почитающей «сглаженных» героев, отдающей предпочтение ши­рокоизвестным фигурам. «АиФ» полностью приспособлен к различным и даже противоположным читательским ожиданиям. Еженедельник по своей тональности комфортен, максимально при­ближен к кругу повседневных забот обычного человека — семья, деньги, немного о политике и политиках, кинозвезды, телекуми­ры, проблемы здоровья. С еженедельником «АиФ» на информаци­онном рынке остро соперничают его ближайшие «родственники» по массовой модели — ежедневные «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». В содержательном отношении послед­ние значительно разнообразнее: здесь существенно меньше инфор­мации утилитарного плана (советы, консультации, полезные в быту сведения), заметно шире географические горизонты — хорошо представлена информация о событиях в СНГ и за рубежом, а в наборе тем достойное место занимают политика, экономика, куль­тура, спорт, экология. Оба издания балансируют на грани между «газетой новостей» и «газетой сенсаций», оба не чужды включен­ности в политические игры, но при этом и та, и другая уходят от ролей «политического гида» или «политического маркера». Устой­чивая политическая конфликтность издания способна навредить отношениям с рекламодателями, более охотно имеющими дело с изданиями, которые дорожат большой аудиторией, не разделен­ной политическими пристрастиями. Поэтому «КП» и «МК» стара­ются не рисковать, хотя у них, разумеется, бывают политические предпочтения, однако скорее конъюнктурного характера.

Среди трех массовых универсально-тематических общероссий­ских изданий, доминирующих в информационном пространстве, наибольшей типологической усложненностью отличается «Мос­ковский комсомолец», которому удается не только сохранять, но и постепенно расширять свою аудиторию. «МК» первым в современ­ной отечественной журналистике предложил формулу ежедневной газеты, соединяющей несоединяемое: качественную аналитику с яро­стным по напору эпатажем; интеллектуальные размышления об ис­кусстве с интимными, на грани фола, откровениями героев публи­каций; добротную публицистику с идеологической тенденциознос­тью; жесткую конкретность в изложении событий с размытыми текстами, лишенными фактурности. «Фирменный» стиль «МК» как результат концептуального перемешивания черт, присущих качествен­ному, массовому и таблоидному типу изданий, хорошо согласую­щийся с эклектичной культурой столичного мегаполиса, доказал свою востребованность. В Москве газета на протяжении многих лет ни разу не уступила первенство другому изданию. Многие провин­циальные, бывшие молодежные газеты, используя такую модель, добились успеха. Еженедельник «Калейдоскоп», тираж которого в 1998 г. составлял 5 млн. экз., выходящий в Санкт-Петербурге и рас­пространяющийся более чем в ста городах России и СНГ, в значи­тельной степени является близнецом «Московского комсомольца». Весомым свидетельством соответствия модели «МК» запросам ауди­тории можно считать продвижение газеты в регионы.

Если «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» изна­чально предназначались для распространения на территории всей страны, то «Московский комсомолец», основное время своего исторического существования остававшийся столичной газетой, вышел на всероссийскую орбиту посредством выпуска практичес­ки нового издания — дайджеста из лучших материалов, опублико­ванных за неделю, и материалов, подготовленных локальными редакциями. Для регионального «МК» специально разрабатывалась трехуровневая информационная модель: информация о мире, сто­лице, регионе. Таким образом был создан оригинальный инфор­мационный продукт для регионов, выгодно отличающийся от весь­ма «вторичных» региональных выпусков «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов», содержание, дизайн и полиграфическое исполнение которых контрастируют с «материнскими» изданиями. Региональные варианты этих изданий самодостаточностью не от­личаются. Они создавались в ответ на резкий откат региональных аудиторий от центральной прессы и преследовали цель поддер­жать основные выпуски в провинции, предложив читателям до­полнительную услугу — центральную газету с местной вкладкой, где публикуются телевизионная программа, реклама и объявления. Но «местная добавка» не увеличила потенциал популярности: о местной жизни пишут местные газеты, причем гораздо глубже ана­лизируя ситуации и оперативнее сообщая о новостях, не забывая о потребности читателя в справочной и рекламной информации. Продуктивным в рамках решения задачи повышения конкуренто­способности оказался путь модификации выпуска в конце недели. Так, пятничный выпуск «Комсомольской правды», выходящий в измененном формате и объеме (24 полосы формата А-3), позицио­нированный редакцией как «газета, которую можно читать всю не­делю», обеспечил рост аудитории. Следует подчеркнуть, что этот выпуск имеет собственные типологические особенности и в фор­мальных характеристиках (объем, формат, периодичность), и в ка­чественном измерении (информационно-тематическая структура, композиционно-графическая модель), хотя в целом «толстушка» не выходит из границ массовой универсально-тематической газеты. Она имеет трехуровневую информационную структуру: местные, регио­нальные и общероссийские новости. По сравнению с основным вы­пуском ставка делается на эксклюзивность информации, тональность подачи — эмоциональную окрашенность материалов, их сдвинутость в плоскость позитивных событий, размышлений, культурного кон­текста жизни читателя. В таком выпуске, предназначенном для не­спешного чтения в выходные дни, активизируется диалог с аудито­рией: публикуются письма, обсуждаются проблемы, печатаются со­веты самих читателей, проводятся конкурсы.

Коммерческий успех «толстушки» повлиял на традиционный формат и стиль «Комсомольской правды». Различия между основ­ным и пятничным выпусками практически стерлись. Они стали выходить в одинаковом формате. Унификация выпусков лишила аудиторию возможности выбора между «разностильными» по су­ществу «Комсомолками» и не принесла планируемого роста ауди­тории.

Газеты «Труд» и «Известия», также принадлежащие к обще­ственно-политическим универсальным по содержанию изданиям, функционируют в рамках иной модели, скорее отвечающей ха­рактеристикам качественной прессы. Качественное издание пред­полагает особое отношение к действительности. Оно по-другому, если сравнивать с массовым изданием, вписывается в канву соци­альных отношений. Такое издание в первую очередь является инст­рументом информирования и анализа. Созданная им картина мира выдает бесстрастного наблюдателя, рационального критика, энер­гичного посредника между властью и обществом, коммуникато­ра, способного оперативно организовывать информационный об­мен между всеми социальными группами. «Повестка дня» форми­руется из преимущественно общезначимых проблем.

На первый план выходят аналитическая функция и функция информирования о событиях. В отношениях качественной газеты с ее читателем исключается менторство, отсутствует диспозиция «учитель—ученик» или «субъект—объект». За читателем закрепле­на роль равноправного социального субъекта, участвующего в по­литической, экономической, культурной жизни страны. Инфор­мационное пространство качественного издания предназначено для общественного диалога, в котором допустимо свободное, но обя­зательно аргументированное высказывание всех участников. По­этому в информационном пространстве качественного издания четко разделены факт, анализ и комментарий. Для такой газеты неприемлема ангажированность.

Следует отметить, что с осени 1999 г. в России начала выходить газета «Ведомости» (ежедневная, общероссийская), декларирующая себя как качественное издание. «Ведомости», в разработке проекта и осуществлении выпуска которых участвовали мировые качествен­ные газеты — «Financial Times», «Wall Street Journal» и успешно дей­ствующая в России компания «Independent Groupp», выдержива­ют все стилистические параметры качественного издания, однако устойчивость данной газеты на рынке небеспроблемна.

Учитывая слабую социальную структурированность российс­кого общества, своеобразие политической системы и квазирыноч­ные отношения, обусловившие непосредственное влияние владель­цев на позиции своих газет, а также и тот факт, что российская пресса находится на начальном этапе освоения стандартов каче­ственных изданий, было бы некорректно утверждать, что та или иная газета полностью отвечает параметрам качественной прессы. Однако у ряда российских газет, в частности у «Труда» и «Извес­тий» — традиционных изданий, имеющих богатую историю, изве­стную марку и относительно устойчивое положение на информа­ционном рынке, определенные признаки качественной прессы есть.

«Труд» — одна из самых массовых в советский период газет, попавшая, так же как и «Аргументы и факты», в книгу рекордов Гиннесса: ее тираж достигал 24,5 млн. экз. До 1990 г. газета-долго­житель (она выходит с 1921 г.) была центральным профсоюзным изданием, органом ВЦСПС. При переходе к рынку газета раздели­ла судьбу большинства изданий, тиражи которых сократились в десятки раз. Благодаря сбалансированной информационно-тема­тической структуре, приоритетным темам, связанным с реальным сектором экономики, взвешенному анализу политического про­цесса и вниманию к жизни регионов газете удается сохранять ре­путацию серьезного информационно-аналитического издания, ориентированного на партнерские отношения с читателем. «Труд» на фоне захлестнувших российскую прессу настроений катастрофизма, информационных войн выделяется социальным оптимизмом: не избегая разговора о кризисных явлениях, это издание умеет найти и показать возможные пути преодоления сложнейших по­литико-экономических проблем. Набор тем, приоритетное внима­ние к сферам политики, экономики с акцентом на реальную жизнь россиян и проблемы социальной зашиты, аналитико-комментарийный подход к освещению актуальных вопросов позволяют га­зете максимально приблизиться к качественной модели функцио­нирования издания.

В процессе адаптации к рыночным условиям «Труд», судя по постепенному избавлению от архаичных форм в размещении ма­териалов, компоновке информационных блоков, обновлению со­держательной структуры, выбрал эволюционную модернизацию, бесспорно, необходимую для газеты, аудитория которой старше, чем у многих других изданий. Оптимальным вариантом увеличе­ния аудитории и втягивания новых читательских групп для «Тру­да» стал выпуск «Труд-7». Будучи аналогичным по функциональ­ной направленности (газета выходных дней) и поэтому имеющим много общего с «толстушкой» «Комсомольской правды» (формат, объем, крен в сторону жизнеописательных материалов, повышен­ное внимание к конкретным людям, судьбам, увеличение доли публикаций о кумирах поп-культуры и одновременно о литерату­ре, искусстве, доминирование материалов познавательно-приклад­ного характера), «Труд-7» обладает по крайней мере двумя специ­фическими особенностями. У него есть стилистическое расхождение с основной газетой: «Труд» сохраняет традиции консервативного качественного издания, а «Труд-7» функционирует в рамках мо­дели массовой газеты и предлагает читателю кардинально иное чтение. В «Труде-7» отчетливо проявляется концептуальная уста­новка на расследование случившегося и попавшего в фокус вни­мания этого издания. В таких отношениях основного (ежедневно­го) и еженедельного выпусков, с одной стороны, очевидна взаи­модополняемость, а с другой — достаточно полная автономность. Что же касается «Комсомольской правды» и ее пятничного вы­пуска, то их ставка на массовую модель не вызывает сомнения. Они практически однородны.

На качественную модель ориентированы и «Известия» — изда­ние с более чем 80-летним стажем. Газета прославилась в годы перестройки и постсоветский период открытой либеральной по­зицией. Ее образ долгое время ассоциировался с «первой газетой» страны, своеобразной визитной карточкой независимой российс­кой прессы. Аудитория издания в значительной степени репрезен­тировала характеристики, свойственные читателям качественной газеты, — высокий уровень образования, высокий социальный статус, социальную активность и включенность в политический процесс. Такие параметры целевой аудитории определяли и фор­мулу издания: объективная информация и глубокая аналитика для статусных слоев населения. Эти качества обеспечивали «Извести­ям» влиятельность и первенство в конкуренции с рядом новых изданий — «Независимой газетой», «Коммерсантом-daily», «Се­годня», еженедельниками «Век», «Обшей газетой». Главным капи­талом газеты был профессионализм ее журналистской команды, формировавшей «повестку дня», адекватную общезначимым воп­росам сложнейшего времени межсистемной трансформации. Боль­шой блок политической проблематики уравновешивался не мень­шим блоком информации на экономические темы, прежде всего за счет выходящей в одном пакете с «Известиями» газеты «Фи­нансовые известия» (проект последней осуществлялся совместно с «Financial Times»). Несмотря на меньшую представленность в содержании культурной, социальной, научной, спортивной тема­тики, эти блоки были равноценны по глубине раскрытия ситуа­ций, вниманию к событиям значимым, важным для всей страны. Дать читателю исчерпывающую информацию о самых горячих воп­росах и в диалоге с ними обсудить их — таким было кредо газеты, которая попала в жернова борьбы новых российских политических элит. Охота финансово-промышленных групп за «информацион­ным оружием» в войне амбиций и трудности финансового харак­тера самих «Известий» привели вначале к расколу журналистской команды (часть журналистов осталась в «старом» издании, другая создала «Новые известия»), а потом и к слиянию с претенциозной «однодневкой» — газетой «Русский телеграф», просуществовав­шей менее года. Формально характер издания не изменился — это по-прежнему издание универсально-тематического типа, претен­дующее на качественность, следовательно, и влияние. Но явная политическая ангажированность, радикальная позиция, измене­ние композиционно-графической модели, стандартизированность текстов, «личное мнение» журналистов вместо аналитики, мен­торский тон общения с читателем снизили потенциал газеты как инструмента информирования и анализа.

«Известия», судя по увеличению объема, своеобразию содер­жания номеров «конца недели», находятся в стадии поиска своего нового стиля и, возможно, перехода из группы качественных из­даний в группу качественно-массовых.

Войти в когорту общероссийских газет не по заявленному мас­штабу распространения и факту регистрации, а по реальным при­знакам (равномерность географического и социального распрост­ранения) особенно сложно оказалось новым изданиям, родившимся либо в годы перестройки («Независимая газета», «Коммерсантъ»), либо в постсоветский период («Сегодня», еженедельники «Век», «Общая газета», «Новая газета»). Конкуренция среди уни­версально-тематических изданий, независимо от модели функцио­нирования (массовой или качественной), предельно острая. Ни одно новое издание так и не приблизилось к рейтинговым позициям группы лидеров чтения. Если применить к этим газетам критерий относительной равномерности распределения в географическом и социальном пространстве, то безоговорочно отнести их к обще­российским газетам пока невозможно. Но безусловно то, что они стремятся к охвату российских территорий путем ввода в содержа­ние больших блоков информации о жизни регионов. И эта тактика дает основание говорить о возможности указанных изданий стать общероссийскими газетами.

Для всех универсально-тематических изданий, функциониру­ющих в рамках модели «для всех обо всем» и претендующих на статус общероссийской газеты, существует сложнейшая пробле­ма, которую можно обозначить как «проблема преодоления про­странства». Ее объективный характер порожден несколькими при­чинами: традиционно общероссийские газеты выходят в столице, а Москва находится на расстоянии 8000 км от восточных границ государства; есть специфика социального уклада российских про­винций и прежде всего южных районов и кавказских республик; в национальных республиках поощряется укрепление общения на языке титульной нации. Чтобы привлечь к себе внимание читате­лей и организовать широкий информационный обмен между рав­ноправными «горизонтальными» сообществами, российскими ад­министративно-территориальными образованиями, общероссий­ские газеты не должны оставлять жизнь регионов за газетной полосой. Без полноценного освещения региональных проблем и их сопряжения с проблемами, общезначимыми для всей страны, рассчитывать на всероссийскую аудиторию вряд ли возможно. И здесь не стоит переоценивать эффективность стратегии выпуска центральными изданиями местных вкладок. Они в лучшем случае решают задачу «захвата внимания», но переключить читателя с местных СМИ на центральные явно не способны. Местная пресса дает более глубокую и разностороннюю информацию о регио­нальных событиях. Выиграть конкуренцию с местной прессой или по крайней мере добиться равноправного с ней положения на информационном рынке центральные газеты могут лишь при ус­ловии непрерывного наблюдения за жизнью провинции, сопос­тавления положения в различных регионах, формирования чувст­ва причастности провинциального читателя к общенациональным событиям. Актуальность вопроса связи с регионами, необходимость средствами журналистики блокировать нарастающую фрагмента­цию общества, а также конкуренция на региональных информа­ционных рынках обусловили модернизацию ряда известных газет­ных изданий.

В 1997 г. «Общая газета», «Независимая газета» и «Коммерсантъ-daily», положение которых на информационном рынке было дос­таточно стабильно, но мощность аудиторного слоя оставалась не­достаточной, предприняли масштабную качественную трансфор­мацию. «Коммерсантъ-daily», не изменяя общую модель качествен­ного издания, начал удаляться от чистого типа деловой газеты. Изменилось соотношение долей проблематик: темы экономики, финансов, бизнеса, приоритетные по значимости и занимаемой площади, стали уравновешиваться блоками политической, соци­альной, культурной, спортивной информации; увеличился объем информации о происшествиях, криминале. Коррекция информа­ционно-тематической структуры означала и расширение функ­циональных направлений. Если раньше однозначно доминирую­щими были контактная, консультационная функции и функция информирования (напомним, что идеология создания газеты ис­ходила из задачи консолидации предпринимательских групп на­рождающегося среднего класса), то в результате предпринятой трансформации равнозначными стали обзорная, аналитическая, просветительская функции. Предполагалось и формирование ре­альной среды общения социально активных граждан. Это стремле­ние к диалогу обнаруживается в словах основателя издательского дома «Коммерсантъ» В. Яковлева: «Сейчас, кстати, опять пришло время журналистики мнений, только мнений гораздо более широ­кого круга — и политиков, и экономистов, и журналистов, и про­сто людей»1.

Трансформация еженедельника «Общая газета» и ежедневной «Независимой газеты» усилила в этих изданиях, ориентированных на качественную модель, обращенность к регионам и внимание к жизни обычных людей. «Независимая газета» пошла по пути уве­личения объема за счет многочисленных приложений. «Утолщение газеты, — пояснял главный редактор В. Третьяков, — не само­цель — мы просто хотим иметь достаточно места, чтобы каждо­дневно донести до читателя все необходимые ему факты и мнения. Все-таки впереди XXI век — нет резона входить в него, руковод­ствуясь только благими (да и то не всегда) пожеланиями наших начальников, надо бы и самим иметь представление о мире, России, проблемах, решение которых лучше начальникам не переда­вать»2. «Общая газета» существенно изменила информационно-те­матическую структуру, сократив объем политической тематики, приглушив радикализм критического отношения к власти, выдви­нув на первый план социальную и культурную проблематику. Пред­ставляя аудитории обновленное издание, ее главный редактор Е. Яковлев подчеркивал: «Мировоззренческая газета, каковой яв­ляется «ОГ», должна ответить сейчас по крайней мере на три воп­роса: какая система нас не устраивает, чего хотим взамен и как этого добиться. Мы постараемся наполнить название «Общая» со­держательным смыслом. Таким, который способствует осознанию читателем общности интересов»3.

И в «Независимой газете», и в «Общей газете» тема российс­кой провинции заняла значительную газетную площадь. Обе газе­ты, решая проблему «преодоления пространства», ввели полос­ные рубрики, объединяющие материалы из регионов и о регионах. Это заметно повлияло на географию публикаций, социально-тер­риториальное представительство авторского корпуса, состав геро­ев материалов, субъектов выражаемого в газетных текстах мнения. «Независимая газета» выпускает специальное восьмиполосное при­ложение «НГ-Регионы». Выбранная изданиями тактика полноцен­ной представленности в содержании региональной проблематики обеспечивает способность газеты быть общей трибуной для массо­вого читателя и формировать повестку дня, отвечающую реальной жизни страны.

Функция формирования повестки дня (agenda setting) все чаще анализируется исследователями масс-медиа. Применительно к об­щероссийской общественно-политической газете реализация этой функции выражается в фокусировании внимания на проблемах общероссийского звучания, в определении болевых точек соци­альной жизни, во введении в зону оперативного информирования и анализа событий, значимых для большинства. Очевидно, что гра­мотное построение «повестки дня» как панорамы состояния об­щества со всеми противоречиями современного периода требует надежных источников информации, расположенных в разных час­тях страны и глубоко знающих особенности социального уклада провинций, политико-экономические проблемы, национальную специфику. Эти источники должны с высокой степенью готовнос­ти передавать собранную, обработанную и подготовленную к публикации информацию. К таким источникам информации относят­ся информационные агентства, в том числе региональные, мест­ная пресса, включая электронные версии региональных газет в сети Интернет, и собственные корреспонденты. В тех изданиях, где сеть собкоров хорошо развита, к примеру в «Комсомольской правде», информационная картина дня наиболее адекватна реаль­ному событийному ряду.

Помимо устойчивых типологических признаков, по которым производится квалификация общероссийских общественно-поли­тических изданий, для полноты характеристики конкретной газе­ты используются и социально-психологические критерии — идей­ная позиция и репутация. Под репутацией обычно понимается ав­торитетность, влиятельность, ответственность, взвешенность взгляда, респектабельность издания. Очевидно, что это черты об­раза «серьезной газеты», в которых отражается и стилистика, и информированность, и статус авторов, плюралистичность и толе­рантность подачи информации. На другом полюсе — издания скан­дальные, вульгарные, образующие «желтую» прессу. Стоит отме­тить, что последние — совершенно новые для российской перио­дики издания, к тому же ставшие популярными («Экспресс-газета», «Мегаполис-экспресс» и др.), догоняют лидеров общероссийского чтения.

Издания с репутацией влиятельных обычно характеризуют и через их позиционность. За исключением партийных изданий или газет идеологических направлений, установить идейную позицию большинства универсально-тематических изданий сложно. Она ско­рее ситуационна и пока зависит от позиций владельцев, часто использующих свои подконтрольные СМИ для защиты собствен­ных политических интересов. Тем не менее по совокупности при­знаков некоторые издания поддаются классификации и по этому критерию. К качественным либеральным изданиям можно отнес­ти «Общую газету», «Век», «Время МП», «Новую газету», «Се­годня», «Московские новости», «Коммерсантъ-daily» и «Незави­симую газету», к качественным левым — «Советскую Россию» и «Слово».

Развитие общероссийской газетной периодики скорее всего будет продолжаться в двух направлениях: качественном и количе­ственном. Пока российское общество не структурируется и не оп­ределятся более или менее четко информационные потребности конкретных социальных слоев, соответствующие их материальным возможностям, на рынке будет расти сектор предложений. Это подтверждает и перманентный процесс рождения новых газетных изданий, ориентированных на всероссийское распространение.

Качественное самоопределение, т.е. выбор типа, тоже будет про­исходить под «диктовку» рынка: конкуренция заставит определиться со всеми характеристиками, придающими информационному про­дукту своеобразие, отличительность и тем самым конкурентоспо­собность.


1 Коммерсантъ-daily. 1997. 11 ноября.
2 С «Независимой» в будущее//Независимая газета. 1997. 18 октября.
3 «Общая газета» меняет облик и корректирует содержание//Известия. 1997. 18 июля.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.