Здавалка
Главная | Обратная связь

Языческие верования как феномен духовной культуры восточных славян. Язычество в нашей жизни



Языческая к-ра восточных славян является древнейшим слоем отечественной к-ры. Примерно к 6 в. из единой славянской общности выделилась восточнославянская ветвь. Возникли крупные объединения, которые включали до100-200 отдельных племен: поляне, древляне, вятичи, уличи, тиверцы, северяне. Земледелие было главным занятием славян, также они разводили скот и охотились. Постепенно родовые коллективы заменялись территориальными или соседскими общинами. Для защиты от нападений несколько земледельческих общин вместе создавали городища-убежища, которые постепенно превращались в города. В 6в. возник Киев. Круговая центрическая планировка имела не только оборонительное, но и символическое значение (круглыми были также жертвенники, святилища). Языческая религия занимала центральное место в к-ре древних славян. Языческая символика проявляется повсеместно: в мотивах вышивки, фольклоре, в скульптурных изображениях, в зодчестве. Ученые выделяют три периода возникновения язычества: господство культа упырей и берегинь, культ рода, как божества Вселенной, природы и плодородия; культ Перуна, покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося гос-ва. Поэтапность процесса показывает, что язычество – это форма освоения человеком мира. На первом этапе становления язычества обожествлялись силы природы. Славяне поклонялись матери-земле, воде, населяя их всевозможными божествами, посвящали им праздники. Люди того времени думали, что существуют злые и добрые духи (упыри и берегини), которые постоянно борются друг с другом. Чтобы умилостивить их, люди делали жертвоприношения. Второй этап характеризуется культом предков и земледельческими культами. Основными божествами на этом этапе были Род – творец Вселенной, Роженицы – богини плодородия. Ярила и Купала – помощники Рода. В 6в. Перун вытесняет Сварога и становится во главе пантеона восточнославянских божеств. Это был третий этап развития язычества, появился бог небесный, удаленный от мира. Существовали довольно развитые формы обрядности. Люди старались воздействовать на природу с помощью определенной системы магических действий. Языческие храмы восточных славян представляли собой деревянные рубленные постройки. Обряды совершались в природном окружении, храм являлся лишь центром, где хранились изображения божеств. Обряды сопровождались театральными действиями, песнями, плясками, игрой на различных инструментах, заговорами. В конце 9-10в. начало формироваться новое государственно-феодальное образование, которому была необходима духовная сплоченность земель. Большим препятствием объединению племен в единое гос-во было многобожие. Потребовалась религия с единым абстрактным богом, которая утверждала бы единство по вероисповедальному признаку. Владимир сделал серьезный исторический и культурный выбор, крестив Русь.

После этого духовная жизнь Руси определялась явлением, которое принято обозначать как православно-языческий синкретизм: возникла ситуация «двоеверия». Оно сказывалось на всех аспектах жизни людей, на развитии философско-мировоззренческих идей, эстетических представлений. Памятники древнерусской к–ры имеют признаки, характеризующие оба мировоззрения, они отображают то Эл-ты православной веры, то мифологической.

Билет 26







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.