Здавалка
Главная | Обратная связь

Как учить, воспитывать и развивать детей средствами учебного предмета «Окружающий мир».



Важным средством развития и воспитания детей является содержание начального естествознания и обществознания. Однако само по себе содержание не может ответить на поставленный вопрос. Чтобы этот учебный предмет был в максимально возможной степени воспитывающим и развивающим, методика его преподавания должна исследовать способы управления процессом освоения учащимися отобранного содержания, т.е. способы управления учебным процессом. Согласно дидактическим исследованиям, учебный процесс представляет собой неразрывное единство двух сторон: деятельность учителя-преподавание: деятельность ученика-учение, поэтому результатом, продуктом данного исследования являются методы, приемы, средства и формы организации этих двух видов деятельности, двух сторон учебного процесса с учетом специфических особенностей содержания предмета «Окружающий мир» в начальной школе и психофизиологических особенностей младших школьников. Важнейшая отличительная особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что объект его исследования- окружающая природа. Эта особенность требует применения специфических методов обучения (преимущественно практических), форм организации учебной деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и внеурочные работы), средств обучения (специфические учебника, учебные, наглядные пособия вспомогательные средства).

Источником определения методов обучения являются методы базовой науки. Научное естествознание исследует природные процессы путем наблюдений, экспериментов, моделирования, проектирования. Этими же методами пользуется и ученик в своем учебном исследовании. Изучение природы не может быть ограничено классной комнатой. Учебный процесс в большей части должен протекать в непосредственных контактах с самой природой. Такие контакты может обеспечить сама природа, музеи, уголки природы, кабинеты естествознания, школьные краеведческие уголки и музеи, учебно-опытные участки, географические площадки, экологическая тропа и т.п. В случае с этим методика должна разрабатывать оснащение этих структур, организацию деятельности в них учащихся

Таким образом, методика преподавания предмета «Окружающий мир» не естествоведческая наука, а педагогическая, поскольку исследует не природные закономерности, а закономерности педагогического процесса обучения.

Методика преподавания предмета «Окружающий мир» имеет значительный фонд исследованных теоретических положений что подтверждает ее статус как науки

Вопрос 3. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» имеет широкие межпредметные связи. Прежде всего, она связана с философией, которая вооружает ее общим методом познания. Тесно связана с системой естествоведческих наук – биологией, географией, астрономией, экологией и др. Это система наук о природе. Методика преподавания предмета «Окружающий мир тесно связана с историей педагогики, возрастной физиологией и гигиеной, психологией.

Этика как наука о нравственности дает материал для разработки правил культурного поведения в природе, формирования ответственного отношения к ней, воспитания в ребенке положительных нравственных качеств. Важно также учитывать закономерности эстетических отношений человека к действительности, в том числе и к природе, разрабатываемые наукой эстетикой.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика преподавания предмета «Окружающий мир» и есть наука

Развивающаяся. Она исследует и разрабатывает новые, а также совершенствует уже известные положения. В этих исследованиях она должна пользоваться определенными методами, и прежде всего педагогическими.

Учителю важно знать сущность методов исследования и методику их использования, так как от умения применять на практике эти методы во многом зависит развитие творческих способностей учителя, а значит, и его профессионализм.

Выделяют три группы методов педагогических исследований: эмпирические, теоретические и методы математической статистики.

Характерной особенностью эмпирических методов исследования является чувственная воспринимаемость объектов, а результаты их выражаются в установлении фактов, первоначальных эмпирических обобщениях.

Любое исследование в области преподавания методики предмета «Окружающий мир» включает метод ретроспективы, который позволяет изучать методическое наследие по литературным источникам, устанавливать достигнутое, выявлять неясные и спорные суждения.

Для установления необходимых фактов огромное значение имеет обследование реального учебного процесса. При этом применяют такие методы как наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, изучение школьной документации, в том числе работу учащихся, констатирующий эксперимент.

Наблюдение-это непосредственное целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно не предполагает никакого вмешательства в учебный процесс. Успешность наблюдений зависит от выполнения исследователем таких обязательных условий, как целенаправленность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость, тактичность по отношению к испытуемым. Этот метод играет огромную положительную роль в процессе исследования, так как позволяет получать в довольно большом объеме и довольно легко конкретный фактический материал, т.е. данные характеризующие особенности конкретного учебного процесса.

Наблюдение требует серьезной подготовительной работы: заранее определяется цель и задачи наблюдения, разрабатывается программа наблюдения, выделяются объекты наблюдения (класс, ученик и т.п.), предусматриваются способы регистрации интересующих моментов. Тщательно подготовить наблюдение надо еще и потому, что повторить педагогическое наблюдение в большинстве случаев возможно только через год.

Беседа – это речевое общение, вопросно-ответная неограниченная во времени форма предъявления метода. Она может возникнуть спонтанно или по заранее продуманному плану, ведется в свободной форме, как правило, без записей, в процессе беседы.

Интервьюирование – личное собеседование исследователя с респондентом, является разновидностью беседы, но отличается от последней тем, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов в определенной последовательности. Ответы респондента фиксируются разными способами.

Анкетирование – письменный опрос при помощи анкет, которые представляют собой набор вопросов по исследуемой проблеме. Анкетирование применяется в целях получения таких данных, которые нельзя получить другим путем.

Изучение школьной документации - классных журналов, личных дел учащихся и их работ, протоколов заседаний методического объединения - поможет получить многие объективные данные в целом о педагогическом процессе в данной школе, данном классе, о подходах решения данной проблемы в данном образовательном учреждении, а также изучить индивидуальность каждого ученика, его отношение к учебе, к товарищам, его наклонности, способности.

Моделирование, проектирование – умственное выстраивание модели (проекта) целостного процесса исследования применительно к данной проблеме. В модели (проекте) отражены этапы исследования в системе, определены его методы и их место в модели, деятельность исследователя на разных его этапах.

Наиболее объективные данные об эффективности того или иного нововведения дает эксперимент. Применение эксперимента обязательно сопряжено с созданием, организацией специальных, точно учитываемых условий для проверки данного нововведения, что позволяет активно вмешиваться в учебный процесс. Продуктом эксперимента является создание чего-то нового. В школе эксперимент проводится без нарушения нормального хода педагогического процесса, когда достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Это естественный эксперимент. Он обязательно предполагает наличие более или менее равнозначных групп учащихся: контрольной и экспериментальной.

В ходе обследования и эксперимента исследователь получает фактический материал в виде заполненных анкет, зафиксированных интервью, содержания бесед, запротоколированных уроков, работ учащихся и др.

Третья группа методов исследования – это методы математической статистики. Они позволяют выявить количественные характеристики, аргументирующие качественные выводы. Математическими методами являются:

Регистрация – число успевающих и неуспевающих; посещавших и не посещавших занятия: выполнивших работу с такой-то оценкой и т.п.

Ранжирование-расположение собранных данных в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей, определение места в этом ряду каждого из исследуемых компонентов;

Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; обычно здесь применяют тесты на выборку;

Определение средних величин - среднее арифметическое.

 

Вопросы и задания для контроля знаний студентов

1. Дайте определение предмета, целей и задач методики преподавания предмета «Окружающий мир» как педагогической науки.

2. Охарактеризуйте учебный предмет «Окружающий мир» в начальной школе.

3. Постройте модель теоретического содержания курса окружающего мира и практических умений (навыков), которые с этим курсом связаны.

Лекция №2

Тема: «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в ретроспективе»

Цель: познакомить студентов с становлением методики естествознаниия.

План

1. Вопросы начального естествознания и географии в ХУ111 и Х1Х вв.

2. Естествознание в русской начальной школе в начале ХХв.(до 1917г.)

3. Естествознание в начальной школе России в период с 1917г. До конца 1960г.

4. Естественно – научное начальное образование России с конца 1960 –х до 1990г.

 

Вопрос 1. До Петра 1 (1672-1725) в России учение сводилось к обучению грамоте и письму. Государственные единые требования к уровню подготовки детей отсутствовали. Учение не было обязательным и носило частный характер. Основными средствами обучения были церковные книги, не адаптированные к возрасту учащихся. Лишь в 1714 г. Петр 1 учредил первые государственные школы в России - цифирные, которые предназначались для обучения мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Детей обучали чтению, письму арифметике с началами геометрии. Никаких знаний о природе учащиеся этих школ не получали, так как содержание естественных наук противоречило религии, а их изучение считалось греховным делом. Однако к 1744 г. эти школы прекратили свое существование, и до 1786 г. учение продолжало оставаться частным делом. Но уже в этот период растет жажда истинных знаний о природе. Возникла необходимость выяснить вопрос о естественно – научном образовании молодого поколения. И ее блестяще решил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). «После того как Петр 1 преобразовал материальный мир государства, империи, Ломоносов преобразовал умственную жизнь России», - писал исследователь естественно – научного образования в России В.И.Голиков. Борьба Ломоносова за включение учебного предмета «Естествознание» в русскую школу привела к некоторым переменам в народном образовании. Уставом 1786 г. в России была введена общеобразовательная школа, состоящая из двух типов училищ – малых двухгодичных в уездных городах и главных пятигодичных в губернских городах. В четвертом классе главных училищ было предусмотрено преподавание естественной истории. Большое влияние на структуру и методику естествознания оказали идее великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Коменский ставит и обосновывает вопрос необходимости связи обучения и воспитания. Второе очень важное положение о том, что обучение и воспитание должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, явилось для Коменского основой деления народного образования на четыре ступени: материнская школа – до 6 лет; народная школа, гимназия - от 12 до 18 лет; высшая «академия и путешествие» - от 18 до 24 лет. Для каждой ступени определено содержание образования и воспитания, в котором Коменский не обошел и природу.

Большую ценность для становления методики преподавания естесвознания имели разработанные Коменским ощедидактические принципы: в обучении идти от общего к частному, от более легкого к более трудному, от близкого к далекому; учитывать индивидуальные особенности учащихся, возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению», всякое последующее знание должно опираться на предыдущее, вытекать из последнего.

Довольно подробно разработал Я.А.Коменский принцип наглядности обучения. Он считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств.

Как уже отмечалось, уставом 1786 г. в четвертом классе главных училищ была введена естественная история, а в третьем и четвертом классах, кроме того, было предусмотрено преподавание географии. Устав, введя в школу естествознание, не определял его содержание. Эту задачу решил учебник «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ». Он и представляет для нас интерес как первый опыт начального этапа естественно - научного образования. Автором его был академик Василий Федорович Зуев (1754-1794). Этот учебник является лучшим документом позволяющим судить о содержании и методике преподавания школьного естествознания на заре его становления.

В кратком вступлении В.Ф.Зуев раскрывает сущность естественной истории как науки и ее основных разделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство», «Животное царство». Сам учебник состоит из тех же разделов. В разделе «Ископаемое царство» рассказывается о землях, камнях, солях, о горючих веществах, о полуметаллах, о металлах, об окаменелостях, о горах. Как видим речь идет о неживой природе. В разделе «Прозябаемое царство» излагается материал о растениях, изучение которых автор предлагает начинать с ознакомления с некоторыми физиологическими процессами, происходящими в растении, со строением растений, с использованием растений человеком, т.е. содержание раздела проникнуто идеей связи науки с практикой. В разделе «Животное царство» даются краткие общие сведения о строении и жизни животных, а затем их описание по классам. В этом же разделе автор дает сведения о человеке, объясняя это тем, что человек по строению организма «подобное прочим зверям животное», но отличается от них «изяществом души превосходством дарований».

В.Ф.Зуев определил порядок изложения учебного материала в школьных учебниках, вытекающий из взаимосвязей в природе, отвечающий логике науки (неживая природа – растения – животные) и соответствующий ходу эволюции развития растения жизни на Земле. Интерес представляет и тот факт, что Зуев при господствующей тогда систематике К.Линнея подробно рассматривает в учебнике не все описанные Линнеем растения, а лишь наиболее типичные представители данного класса. Аналогично он поступает и с животными. Затем дает описание форм, обладающих какими-то резкими отклонениями от рассмотренных. Такое изложение помогает учащимся на небольшом объеме учебного материала увидеть разнообразие и единство живой природы, лучше усвоить учебный материал. Описания растений и животных довольно интересны, изложены доступным для детей языком, сделаны на уровне развития науки того времени, проникнуты идеей их практической значимости для человека, жизнь организмов рассматривается со средой их обитания. Таким образом, ученый впервые начал решать проблему отличия учебного предмета от науки. В.Ф.Зуев не оставил без внимания и методику преподавания естественной истории. Он не написал специальной книги по методике, а использовал для этого предисловие к учебнику, где дает краткие наставления учителю о значении изучения естествознания и о том, как преподавать этот учебный предмет.

В.Ф.Зуев заложил краеведческий принцип для естествознания.

И наконец весьма ценным являются рекомендации Зуева изучать организмы во взаимосвязи с окружающей средой. Зуев заложил важный принцип естественно - научного образования – принцип экологической направленности.

В начале Х1Х в. Вступивший на престол Александр 1 пытался продолжить дело, начатое Петром 1, и горячо взялся за народное просвещение. Значительное внимание уделено преподаванию естествознания. В уездных училищах на естествознание отводилось 3ч. в неделю во втором классе. В уставе учителям даются некоторые советы по постановке преподавания. Таким образом, уже сам правительственный устав требовал добиваться осознанности знаний, вызывать у учащихся, особенно младших классов, интерес к учебным предметам.

В 1809 г. интересный и доступный для школьников учебник В.Ф.Зуева стал постепенно заменяться учебником А.М.Теряева. Он по существу, представлял собой буквальный перевод «Системы природы» К.Линнея, содержал огромный объем биологических терминов. Не уступали учебникам естествознания своей перегруженностью и учебники географии по содержанию они не отличались от научных книг. Вопрос о методике преподавания естествознания в то время даже не ставился. Все это вместе взятое, привело к тому, что в 1828 г. естествознание на четверть века было исключено из учебных заведений как предмет «неблагонадежный».

Вторая половина Х1Хв. Совпала с дальнейшим оживлением прогрессивных настроений во всех сторонах русского общества. Наступил период интенсивного развития капитализма в России. Огромных успехов добилось научное естествознание. Большие достижения были сделаны в исследованиях строении и физиологии живых организмов. Это работы И.М.Сеченова (1829-1905), А.О.Ковалевского (1840-1901), В.О.Ковалевского (1842-1883), К.А.Тимирязева (1843-1920), И.И.Мечникова (1845-1916). Естествознание превращалось в науку, вскрывающую связи и формы взаимодействия происходящих в природе процессов и доказывающую тем самым материальность и единство органического мира. К концу Х1Хв. Все более отчетливо стали выделяться как самостоятельные науки цитология, генетика, экология, эволюционное учение.

Аналогичный подъем переживала и география. Расширение геологических исследований во второй половине Х1Хв. Связано с активной деятельностью русского географического общества, во главе которого стоял талантливый исследователь природы Средней Азии П.П. Семен-Тянь-Шанский (1827-1914). Большой вклад в исследования природы России и сопредельных с ней территорий в этот период внесли Н.А.Северцов (1827-1885), А.П.Федченко (1844-1873), И.В.Мушкетов (1850-1902), А.Н.Краснов (1862-1914) и др. Как и в биологии, в географии происходил процесс дифференциации наук: выделились геология, ботаническая и зоологическая география, климатология, почвоведение.

Такой подъем в общественной, научной и экономической жизни страны не мог не отразиться на школьном деле. В 1861 и 1862гг. работают 1 и 11 съезды естествоиспытателей и преподавателей естествознания. Оба съезда высказали требование об обязательности естествознания в учебных планах общеобразовательных школ.

К концу царствования Николая 1 правительство, уступая общественному влиянию, в 1852г. восстановило преподавание естествознания в школе, причем в довольно большом объеме.

Правительственный устав 1864г. сыграл определенную положительную роль в становлении начального естествознания. Были открыты начальные народные училища для всех сословий.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), разработал методику обучения родному языку, он высказал и практически реализовал ряд ценных положений для методики преподавания естествознания и географии в начальной школе.

Прежде всего К.Д.Ушинский ставил науки о природе на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на ребенка, так как сведения о природе «начинают занимать детский ум прежде всего… Трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания, более естественных наук способный развивать умственные способности и укреплять их силу в ребенке».

Большую роль в формировании осознанных знаний К.Д.Ушинский отводил сравнениям: «…сравнение, как известно, есть лучшее упражнение, развивающее и укрепляющее рассудок». В своих рекомендациях Ушинский видное место отводил изучению младшими школьниками окрестностей школы, изменений в природе по временам года. Во-первых, это близость и доступность для обучения. Во-вторых, этот близкий ученику материал дает хорошую подготовку для понимания сущности предметов, явлений, событий, которые ему будут предложены для изучения в старших классах, но которые не всегда могут быть наглядно представлены ученику.

Ушинский много внимания уделял работе с текстом, предъявляя серьезные требования к содержанию деловых статей, критикуя увлечение красивостью слога, шутками, побасенками и т.п. «Шутливая, потешающая детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес ученья зависел от серьезной мысли, а не от каких – либо не идущих к делу прикрас».

Другим видным педагогом второй половины Х1Хв. Был А.Я.Герд (1841-188). Его взгляды представляют для нас особый интерес, так как он является педагогом-естественником.

Прежде всего Герд считал, что естествознание в начальной школе должно быть не в рамках чтения, а как самостоятельный учебный предмет со второго класса. Ознакомление младших школьников с природой надо начинать с предметов, затем переходить к раскрытию сущности явлений. Данный процесс должен идти в следующей последовательности: неживая природа-растения-животные-человек. На основании этого Герд предложил следующий порядок распределения учебного материала: второй и третий классы- «Неорганический мир», четвертый класс- «Растительный мир», пятый класс-«Животный мир», шестой класс-«Человек», седьмой класс-«История Земли».

А.Я.Герд определил цели и задачи преподавания естествознания в начальной школе. Интересно, что он рассматривает этот учебный предмет не только как дающий определенную сумму знаний, но и как воспитывающий и развивающий учащихся. Прежде всего велика роль этого предмета в формировании научного мировоззрения.

Естествознание должно также «развивать в детях живую впечатлительность и любовь к природе, которые бы согревали и облагораживали их по выходе из школы», а также развивать патриотические чувства. «Естественно-историческое преподавание должно определить радостное сознание принадлежности к земной Родине,…природа есть наша Родина, в которой быть чужим вредно и стыдно для каждого. Изучение прекрасной природы Земли, нашей Родины, есть наша ближайшая детская обязанность».

Велика роль естествознания в развитии наблюдательности ребенка. От этого качества во многом зависит степень развития логического мышления.

А.Я.Герд выдвинул довольно серьезные цели перед учебным естествознанием, но методика преподавания данного предмета в массовой школе была неудовлетворительной и не способствовала достижению этих целей. Герд обратил на это серьезное внимание. К первой части учебника «Мир божий» он издал методическое пособие «Первые уроки минералогии».

Велик вклад Герда в разработку таких форм обучения начальному естествознанию, как предметные уроки и экскурсии.

Однако к концу 60-х гг. Х1Хв. Естествознание снова стали объявлять источником вольнодумства, причиной смуты в обществе и т.п. Все это привело к тому, что по уставу 1871г. естествознание было исключено из младших классов, а в 1890г. – и из старших классов мужских гимназий.

Вопрос 2. Исключение естествознания из учебных планов школ замедлило процесс развития его методики, поэтому перед наступившим ХХ в. Встали те же проблемы начального естествознания, что и перед Х1Хв.: чему и как учить, воспитывать и развивать детей.

В начале ХХ в. В России кроме средних школ существовали начальные народные училища трех типов. Кроме государственных школ существовало большое число частных школ, специальных училищ, где разрешалось работать по своим программам. Эти школы, по выражению Б.Е. Райкова, послужили «опытным полем» разработки и развития «активных методов» обучения. Такое разнообразие школ и программ привело к тому, что в России в начале ХХ в.четко выделились три течения, по-разному решавшие вопросы содержания и методики преподавания начального естествознания.

В одном из этих течений отстаивалась точка зрения о том, что естествознание как отдельный предмет не должно существовать в начальной школе, что основная задача этой школы - обучить чтению, письму, счету. Ярым сторонником этого течения был Д.И.Тихомиров (1844-1915), блестяще разработавший методику чтения в начальной школе.

В другом направлении также придерживались мнения о ненужности в начальной школе самостоятельного предмета естествознания. Знания о природе дети должны получать на уроках чтения в ходе работы со статьями о природе. Но в отличие от первого направления здесь четко прописывалось, что чтению статей должно предшествовать непосредственное знакомство с самим предметом в ходе наблюдений и опытов. Такой подход к изучению природы назвали «предметный метод изучения».

Наиболее ярым представителем этого направления был В.П. Вахтеров (1853-1924). Вместе с тем ни Вахтеров, ни его сторонники не были естествоиспытателями и не ставили вопрос о приведении школьного естествознания в соответствии с достижениями в научном естествознании. Поэтому методисты естественники не поддерживали ни то, ни другое направление. Они стояли наточке зрения А.Я.Герда: в начальной школе естествознание должно быть самостоятельным учебным предметом, в основе содержания и методики которого должно лежать «биологическое направление». Первым из представителей этой концепции следует назвать Л.С.Севрука (1867-1918), который подготовил учебник для младших школьников «Начальный курс естествознания».

Последователем и проповедником гердовского направления в школьную практику был его сын В.А.Герд. Он составляет специальные программы для трех- и четырехгодичной начальной школы, дает краткие поурочные указания, список наглядных пособий, необходимых для успешного изучения природы.

В этот период был сделан существенный вклад в экологизацию школьного естествознания. Особую роль в этом сыграл В.В.Половцов (1862-1918). Он разработал так называемый «биологический метод». Сущность «биологического метода» прописана В.В.Половцовым в двух принципах, по которым должно идти изучение естествознания в школе. В соответствии с первым принципом «формы должны быть изучаемы в связи с отправлениями», т.е. строение организмов должно изучаться в связи с их функциями. Согласно второму принципу, образ жизни должен изучаться в связи со средой обитания. Доказывая необходимость строить изучение природных объектов в соответствии с этим принципом, Половцов пишет, что в природе живые существа находятся в определенной среде, которая «беспрерывно оказывает на них самое активное воздействие». Кроме того, и сами организмы постоянно взаимодействуют друг с другом. Оба эти фактора обуславливают «всевозможные изменения организмов».

Среди наиболее интересных проблем, решаемых в этот период в области преподавания естествознания, следует признать вопрос об исследовательском методе. Сущность метода заключается в том, что ученик получает знания не со слов учителя, а в ходе самостоятельного поиска и открытия этих знаний. Этот метод был принят московскими педагогами, среди которых горячим его сторонником был В.Ф.Натали. Интересно, что, зародившись в методике естествознания, исследовательский метод был перенесен впоследствии в преподавание других учебных предметов.

Вопросы содержания и методики преподавания географии в начале ХХ в. волновали многих педагогов. Как и в методике преподавания естествознания, в методике преподавания географии активно решался вопрос об отличии науки от учебного предмета. Авторы методик преподавания географии, учебников, учебных пособий убедительно доказывают необходимость приготовительного курса географии, который бы готовил к изучению этого предмета в старших классах.

В начале ХХ в. кроме учебников появляются карты, атласы, контурные карты, предназначенные специально для различных ступеней школьного образования, в том числе и для начальной школы.

Появились фундаментальные методики преподавания естествознания, в которых даются не только практические рекомендации учителю, но и раскрываются теоретические основы этой науки.

Вопрос 3. Октябрьская революция внесла существенные изменения в постановку школьного дела в России. Задачи школы и педагогической науки определялись теперь декретами советской власти, программой Коммунистической партии, принятой на У111 съезде. В этих документах выдвигалось требование связи обучения с производительным трудом. Был взят курс на ликвидацию неграмотности в стране, введение обязательного всеобщего образования, школа отделена от церкви.

В октябре 1918г. ВЦИК принимает «Положение об единой трудовой

школе РСФСР». Однако единые общеобразовательные программы так и небыли созданы. Большая значимость в учебном процессе отводилась экскурсиям. Они продолжают носить исследовательский характер, выходят за рамки учебного плана и проводятся не только как обязательные учебные, но и как внеклассные. Первая созданная до революции под Петроградом экскурсионная биологическая станция способствовала открытию подобных биостанций повсеместно. Начав с внедрения экскурсий в систему обучения, биостанции вскоре стали вести широкую методическую работу среди учителей, снабжали школы различными наглядными пособиями, изготовленными детьми. Кроме того, биостанции явились хорошим местом внешкольных занятий детей, положив начало юннатскому движению. Под влиянием и при непосредственной помощи биостанций в школах стали создаваться уголки живой природы.

Ввиду продолжавшейся гражданской войны в некоторых регионах «Положение о единой трудовой школе» невозможно было провести в жизнь до 1921г. Региональные программы не всегда были удачными. Часто дете стремились приучать к какому-либо ремеслу.

К концу 1922г. научно-педагогической секцией Государственного ученого совета (ГУС) были созданы общеобразовательные программы, которые до 1927 г. менялись каждый год. Учебный материал был представлен в трех комплексах: природа, труд, общество, поэтому эти программы получили название комплексных. Обязательным элементом в работе каждой школы был общественно полезный труд учащихся.

После 1922г. в результате улучшения экономического положения в России началось быстрое увеличение числа начальных школ. Новым программа и новым требованиям к обучению не могли удовлетворить старые учебники. Однако принцип построения комплексных программ не позволял разработать предметные учебники. В учебные книги были введены задания для наблюдений в природе, указания для самостоятельного выполнения практических работ. Однако в условиях комплексных программ эти работы зачастую воплощались в уродливые формы: нередко детям приходилось выполнять непосильные и даже вредные для здоровья работы. Поэтому время от времени учителя вынуждены были переходить на предметное преподавание, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях. В начальной школе особенно были ощутимы пробелы в в формировании навыков чтения, письма, счета.

Нарушение систематичности и последовательности школьного обучения не могло содействовать решению задачи формирования научного мировоззрения, развития навыков чтения, письма, счета, важных для дальнейшего обучения. ЦК КПСС вынужден был обратить на это внимание. Постановления от 5 сентября 1931г. «О начальной и средней школе» и от 25 августа 1932 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране» положили конец комплексным программам. Были восстановлены классно-урочная система обучения и учебные предметы. С возвращением в школу учебных предметов встал вопрос об учебниках, в том числе по естествознанию.

Развивающий потенциал естествознания и географии не реализовывался в должной мере в ввиду недостаточной разработанности методик. В результате с 1936/37 учебного года естествознание было исключено из первых двух классов начальной школы, а с 1945/46- и из третьего класса. И только в четвертом классе сохранилось естествознание, изучалась как отдельные курсы «неживая природа» и «География», которые впоследствии были заменены единым учебным предметом «Природоведение» учебники подготовил М.Н.Скаткин. Вопрос 4. Большой вклад в методику объяснительного чтения статей с природоведческим содержанием внесла В.П.Горощенко. Под ее руководством подготовлено специальное пособие «Методика изучения природы в начальных классах». В 1960-е гг. выходят «Дневники наблюдений» Е.А.Валерьяновой для первых трех классов.

С конца 50-х гг. был взят курс на перестройку школы. 24 декабря1958 г. Верховным Советом СССР был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В законе признавалось «необходимым уже с первых лет обучения готовить детей к тому, что они должны в дальнейшем принимать участие в общественно полезном труде».

Изменилась структура начальной школы: она стала трехлетней. Это изменение было обосновано широкими экспериментальными исследованиями в лабораториях Л.В.Занкова, д,Б.Эльконина, В.В.Давыдова, М.А.Мельникова, Н.С.Рождественского, С.М.Языкова и опытом сотен передовых учителей. Перед начальной школой были поставлены задачи формирования у учащихся «прочных научных знаний и развитие личности ребенка в соответствии с «Моральным кодексом строителя коммунизма». Естественно - научные и географические сведения были интегрированы в единый учебный предмет, который стал называться природоведением. Природоведение окончательно стало рассматриваться не только как самостоятельный учебный предмет, но и как предмет естественно – научного цикла. Уже в циркулярном письме 1972г. № 473-М «О преподавании природоведения в школах РСФСР» отмечается большое положительное влияние уроков природоведения на образовательную и воспитательную работу с учащимися.

С конца 60-х гг. ХХв. Начинаются интенсивные научные исследования по проблемам начального природоведения. Этот учебный предмет был передан в компетенцию республиканских органов образования. Наиболее интенсивные исследования этой проблемы велись в России (Л.Ф. Мельчаков, В.С. Перекалова, З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилева, Л.П.Чистова и др.).

В начале 70-х гг. интенсивно велась подготовка учебников природоведения. Их содержание, структура и аппарат организации усвоения проходили тщательную экспериментальную проверку.

Учебник для третьего класса был подготовлен и экспериментально проверен раньше, и к 1974/75 учебному году была утверждена программа по природоведению для этого класса и учебник к ней, автором которого был Л.Ф.Мельчаков. Учебник был построен на классических принципах естественно – научного образования. Содержание программы и учебника включало следующие темы: «Природа родного края», Наша Родина на глобусе и карте. Разнообразие природы нашей Родины», «Человек и охрана его здоровья», «Охрана природы». По результатам эксперимента к 1975/76 учебному году были утверждены программа и учебник «Природоведение» для второго класса З.А.Клепининой. Содержание программы и учебника составляли сезонные изменения в природе. Вопросы охраны природы и охраны здоровья детей были включены в содержание сведений о временах года. В первом классе планировались обязательные наблюдения, экскурсии. Несмотря на то, что это было частью программы чтения, их содержание и методика разрабатывались методистами – естественниками, поэтому уже в первом классе дети получали хотя и элементарные, но научные знания о природе.

С начала 1980-х гг. начинаются исследования по переходу на четырехлетнее начальное образование в связи с началом обучения детей 6 лет. В 1984 г. были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной школы». С этого времени вводится четырехлетняя школа с началом обучения с 7 лет. В трехлетней школе продолжают действовать учебники 1970-х гг. с внесенными в них коррективами. В четырехлетней начальной школе природоведение вошло в учебные планы третьего и четвертого классов при 1 часе в неделю в каждом из них. Учебники были подготовлены З.А.Клепининой. В связи с сокращением часов в четвертом классе по сравнению с третьим трехлетней школы из учебного плана четвертого класса была исключена тема «наша Родина на глобусе и карте. Разнообразие природы нашей Родины». Так в четырехлетней школе курс утратил свою завершенность. В первом и втором классах стало преподаваться «Ознакомление с окружающим миром». Предмет отличался широкой интеграцией: его содержание составили сведения о природе, социологии и здоровья. В качестве пособий для учащихся использовались рабочие тетради (на печатной основе) с одноименным названием, подготовленные О.Н.Сороцкой и А.А.Плешаковым.

В 1980-е гг. усилилось внимание к экологическому воспитанию младших школьников. Концептуальные основы этой проблемы разрабатывали И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина. Применительно к начальному природоведению большой вклад в разработку содержания и методики экологического образования внесла Л.П.Симонова.

Однако выдвинутая в конце 1960-х гг. для школ цель развития личности ребенка практически осталась на бумаге.

 

Вопросы и задания для контроля знаний студентов.

1.Принципы построения истории и географии в 18 и 20 вв.

2.Особенности естествознания в русской начальной в начале 20 века.

3. Специфика трудовых школ.

4.Формирование личности ребенка в 1960 – 1990гг.

Лекция №3

 

Тема: «Современные тенденции в методике преподавания предмета «Окружающий мир»

Цель: познакомить студентов с современным представлением преподавания предмета «Окружающий мир».

 

План

 

1. Дать характеристику целям образования в период реформации в России.

2. Традиционная система.

3. Система общего развития младших школьников.

4. Система развивающего обучения.

 

Вопрос 1. 90-е гг. ХХ в. положили начало общественной формации в России: советский строй прекратил свое существование. Россия взяла курс на капиталистический путь развития, на создание государства с рыночной экономикой, на демократизацию всех сторон жизни общества. Отказ от авторитаризма, жестокого администрирования в деятельности государственных органов немедленно отразился и на общественной, интеллектуальной жизни страны. Не осталась в стороне и система образования. Прежде всего необходимо было изменить цели образования: не накачивание ученика как можно большим количеством «ЗУНов», а развитие их личностных качеств и способов деятельности, среди которых на первое место бала выдвинута самостоятельная познавательная деятельность детей, т.е. учить детей не знаниям, а способам получения знаний. Другое направление изменений было определено для взаимоотношений в системе «учитель – ученик»: учитель должен быть «рядом», а не «над» учеником, ученик должен быть не объектом научения, а субъектом деятельности.

Появились принципиально новые концепции отдельных учебных предметов, а вслед за этим и учебников.

Однако не все предлагаемые системы и издаваемые многочисленные учебники были тщательно отработаны. Министерство образования РФ провело огромную работу по управлению этим процессом. Изучив предлагаемые системы, оно пришло к выводу, что все они укладываются в три. В результате 11 декабря 1996г. на Коллегии Министерства образования РФ для начальной школы были утверждены три образовательные системы: традиционная, система общего развития младших школьников (система Л.В.Занкова) и система развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). Все три были признаны вариативными, т.е. равноправными, все – как системы развивающего обучения. Был осуществлен и контроль над учебниками. По каждому учебному предмету издавалось несколько вариативных учебников. Но школы должны были работать по тем из них, которые прошли государственную экспертизу и получили гриф «Допущено…» или «Рекомендовано…». Таким образом, была реализована вариативность образования на двух уровнях, что соответствует международным нормам и заявленному принципу гуманизации образовательной системы. Этот подход обеспечивает реальное выполнение ст.55 п.4 закона «Об образовании» о праве выбора педагогическими работниками образовательных систем и учебников.

Признанная вариативность на практике привела к большому разбросу в содержании разных учебников, что нередко вызвало перегрузку учащихся и не обеспечивало единства в образовательном пространстве. Особенно этим отличались учебники по естествознанию и истории. Это потребовало разработки образовательных стандартов. Стандарт определяет минимум содержания образования, которое школа обязана дать ребенку. Следовательно, учебник прежде всего должен реализовать в своем содержании этот минимум. Однако ребенок не обязан в полном объеме усваивать минимум. То, что учащиеся должны обязательно усвоить, стандарт прописывает в требованиях. Таким образов важнейшими составляющими стандарта являются минимум содержания и требования, которые определяются по каждому учебному предмету. Первый стандарт был принят в 1998г., второй - принят в 2004г. В настоящее время действуют оба стандарта. Школы самостоятельно принимают решение о переходе на стандарт 2004г.

Следует отметить и еще одну особенность начального образования в этот период: начальная школа существует в двух структурах – трехлетняя и четырехлетняя. Многие учебники разрабатываются таким образом, что они могут использоваться в обоих типах школ.

До введения первого стандарта, т.е. до 1998г., не было единого названия учебного предмета. Его называли часто по названию учебника. Ясность в этом деле внес стандарт1998г.: в базовый учебный план был введен образовательный компонент «Окружающий мир», состоящий из двух образовательных областей: естествознание и обществознание. На практике он мог реализовываться как один учебный предмет, если используется единый учебник, интегрирующий в себе обе образовательные области. Другой вариант, когда в третьем и четвертых классах изучаются отдельно естествознание и история. В этом случае используются и разные учебники, т.е. отдельные учебники по естествознанию и отдельные по истории.

Вопрос 2. В базисном учебном плане2004г. прописан единый учебный предмет «Окружающий мир» без деления на образовательные области. На него с первого по четвертый класс отводится по 2 часа в неделю. Этот учебный предмет интегрирует естествознание (сведения из географии, биологии, экологии, элементарные сведения из физики и астрономии), обществознание (социология и история), ОБЖ, информатику, элементы экономики.

1.Традиционная система.

Эта система строится на прогрессивных традициях классической дидактики. Обогащена современными принципами гуманизации, гуманитаризации и развивающего обучения. Применяет ход учения как от частного к общему, так и от общего к частному.

1. «Зеленый дом» (автор А.А.Плешаков). Курс «Зеленый дом» состоит из двух частей. Первая часть «Мир вокруг нас», предназначенная для изучения в первом и втором классах, представляет собой интеграцию сведений о природе и социологии. Вторая часть «Природоведение» рассчитана на изучение в третьем и четвертом классах. Это естественно – научный блок. В целом курс реализует государственный стандарт. При этом автор уделяет большое внимание экологическому образованию.

2. «Природа и люди» (автор З.А.Клепинина). Курс «Природа и люди состоит из двух частей. Первая часть «Я и мир вокруг» предназначена для изучения в первом и втором классах и представляет собой интеграцию сведений о природе и социологии. Вторая часть «Природоведение» рассчитана на изучение в третьем и четвертом классах. Она представляет собой естественно - научный блок. Преобладающий ход изложения материала – от частного к общему, от близкого к далекому.

3. «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова и Г.С.Калинова). Это первый среди современных вариативных курсов, интегрирующий обществознание и естествознание. Курс полностью реализует государственный стандарт, его можно использовать при работе по обоим стандартам. Характерная особенность курса – ход изложения материала «от ребенка»: «я и природа», «я и вещи», «я и я», «я и общество», что в значительной степени способствует необходимости введения в учебный процесс исследовательской деятельности детей.

4. «Мир и человек» (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурская, А.С.Раутин). Это своеобразный вариант естественно – научного начального образования в основе содержания и структуры, которого положена теория В.И.Вернадского. Реализуется глобальный подход: дети уже в начальной школе знакомятся с некоторыми научными теориями, например закон сохранения энергии, строение Солнечной системы, закон всемирного тяготения, строение жизни и биосферы и др.

5. «Окружающий мир» (авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин). Курс реализует естественно – научный блок. Для него характерно значительное превышение государственного стандарта путем прямого переноса информации из биологии основной школы, особенно по растения. Например, детям предлагается для изучения клеточное строение растений, фотосинтез, строение цветка, особенности и виды стеблей, листьев, корней и т.д.

6. «Окружающий мир» (автор Л.М.Цветова). Курс разработан в соответствии со стандартом 2004 г., интегрирует систему «природа – человек - общество», построен в соответствии с теоретическими положениями отечественной методики естествознания и современными принципами развивающего обучения. Основная цель курса автором трактуется так: «формирование основ личности, способной к активному поиску информации, ее критическому анализу, усвоению и ответственному поведению с учетом результатов этого анализа».

Вопрос 3. 11. Система общего развития младших школьников (система Л.В.Занкова).

Сущность – слияние в единый процесс обучения, воспитания и развития. Большой заслугой ученых – занковцев является то, что они отстояли необходимость в начальном обучении естествознания, географии и истории.

«Окружающий мир» (авторы Н,Я,Дмитриева,А.В.Казаков). Основное содержание курса – это особенности природных условий на Земле и их изменения,жизнь людей и их занятия в этих изменившихся условиях от момента зарождения человека до начала нового времени. Знания компонентов неживой природы, их свойств и взаимовлияний создают условия на Земле, в которых зародилась и развивается живая природа, формируются сезоны, сообщества, природные зоны. Словом логика структурирования учебного материала подчиняется логике исторического развития природы и общества.1.«Окружающий мир» (авторыИ.П.Товпинец,Н.В.Борзова, О.В.Крылов). Курс разработан в соответствии со стандартом 2004г., реализует интегрированный подход. Обществоведческая информация вводится с первого класса, постепенно усложняясь от элементарной социологической (семья, школа, семейные традиции и т.п.) к особенностям жизни в селе, городе, к особенностям быта, хозяйства, культуры народов и их связи с природными особенностями той или иной природной зоны. В соответствии с основными положениями теории Л.В.Занкова ведущим видом деятельности детей является исследовательская путем наблюдения природных и социальных объектов и явлений, решения предложенных коллизий (противоречий).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.