Здавалка
Главная | Обратная связь

Смешанный, или комбинированный, урок.



Данный тип урока отличается тем, что на нем почти всегда имеют место все структурные компоненты урока. Он проводится разнообразными методами и приемами.

Урок обычно начинается с организационного момента, имеющего своей целью установить в классе рабочее настроение, мобилизовать внимание учащихся на предстоящую работу. На эту часть урока отводится минимальное время, не более 1 мин.

Повторение и проверка изученного на предыдущем, а также повторение ранее изученного занимают 8-10мин.

Изучение нового материала – самая важная часть урока, поэтому на нее отводится основное количество времени, обычно до 25мин.

Изучение нового материала завершается его закреплением. На закрепление отводится 3-5мин урока.

Закрепление заканчивается обобщением изученного и выводом по уроку. Дается задание на внеурочную деятельность 3-5мин.

Пример комбинированного урока.

Предметный урок.Вметодической литературе этот тип урока имеет и другие названия: урок работы с раздаточным материалом, урок с практическими работами. Сущность этого урока заключается в том, что объект для изучения передается в руки ученика, и ведущими формами деятельности детей являются практические и лабораторные работы, а ведущими методами обучении - практические. Деятельность учеников может быть организована как фронтальная, или групповая, или индивидуальная.

Структура предметного урока отличается от структуры смешанного урока.

Основное время (25-28 мин) отводится на изучение нового материала. Закрепление и обобщение учебного материала (7-10 мин), остальное время распределяется между организацией класса на урок и заданием на внеурочную деятельность.

Пример проведения предметного урока.

Урок – экскурсия.Экскурсии, как и предметные уроки, имеют дело непосредственно с предметами изучения, поэтому развивают образное мышление детей, способствуют накоплению достоверных фактических сведений об окружающей реальности, что служит основой формирования и развития понятий, развития логического мышления. Неоценима роль экскурсий в патриотическом воспитании детей, в развитии их наблюдательности, эстетических вкусов и эмоций. Чтобы быть хорошим товарищем на экскурсии, надо обладать уступчивостью, доброжелательностью, личной инициативой, пожертвовать своими личными интересами в пользу общих.

На экскурсии, как и на предметном уроке, учащиеся имеют дело непосредственно с предметом изучения. На экскурсиях объекты изучаются в естественной обстановке или приближенной к ней.

Экскурсии различаются по особенностям организации познавательной деятельности учащихся: они могут быть либо иллюстративными, либо исследовательскими.

Каждая экскурсия должна быть определенным образом подготовлена. Прежде всего следует определить и изучить место экскурсии. Если экскурсия проводится в природу, то накануне надо побывать на месте экскурсии, наметить объекты для изучения, направления передвижения экскурсантов, определить возможности экскурсионных сборов, продумать, а затем и подготовить оборудование, которое необходимо для работы на экскурсии. Накануне ученики предупреждаются о том, что тогда – то и туда-то состоится экскурсия, даются советы, как надо одеться.

Следующий этап – собственно экскурсия. Она начинается с вводной беседы, в которой сообщается тема экскурсии, ее цель, коротко выясняется, что учащимся известно по данной теме. По ходу экскурсии ученики делают записи. К проведению исследовательской экскурсии учитель разрабатывает задания для исследований. Они заранее записываются на карточках. Учащиеся разбиваются на группы для изучения объектов, ведущим методом является наблюдение. Обсуждение самостоятельной работы протекает по-разному. Каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования.

Задания на внеурочную деятельность. Выполнить соответствующее задание в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения на экскурсии наблюдениями за объектами, которых не было на месте экскурсии.

Пример методики проведения экскурсии.

Обобщающие уроки. Эти уроки обычно строятся на материале отдельных тем или учебного предмета в целом. Важнейшая задача обобщающих уроков - раскрытие сущности естественнонаучных понятий, установление взаимосвязей между объектами и явлениями природы и на их основе первоначальное знакомство с некоторыми закономерностями. На обобщающих уроках исключительная роль принадлежит методу беседы, которая должна чередоваться с работой с наглядными пособиями, учебником, рабочими тетрадями и т.п.

Особенностью обобщающих уроков определяется их структур

1. Организация класса на работу, сообщение темы и цели урока.

2.Беседа по материалу изученного раздела. Исходя из общих задач обобщающих уроков в беседу должны быть включены разные виды вопросов. Первая группа вопросов направлена на воспроизведение определенного фактического материала. Вторая группа вопросов должна помочь детям выявить существенные признаки и свойства предметов и явлений, установить и осознать некоторые объективные взаимосвязи между ними. Выделению общих признаков способствует применение приема классификации. Беседа завершается общим выводом, в котором из уже сделанных первоначальных обобщений отражаются их общие черты, особенности.

3.Заключение. В конце урока учитель делает заключение, отмечая, какой материал и в какой мере усвоен классом или отдельными учащимися.

Пример проведения обобщающего урока.

Вопрос 2. Модификация основных типов уроков

Творческой деятельностью учителей разработано большое число модификаций основных типов уроков их часто называют – нестандартными. Классифицируют их по разным основаниям.

По способам деятельности детей: поисковые, исследовательские; тренинговые (уроки – упражнения); коммуникативные (диалоги, обмен мнениями, дискуссии, диспуты, КВН, «Поле чудес» и т.п.).

По формам организации учебной деятельности: урок – игра; урок-путешествие; урок – конференция; урок-театрализация; урок-конкурс.

Количество проводимых в течение года модификаций уроков значительно меньше, чем уроков типологических. Это объясняется тем, что одними только модификациями уроков трудно в полном объеме решить поставленные перед учебным предметом «Окружающий мир» задачи, так как они зачастую не могут охватить весь учебный материал, отведенный по плану для того или иного урока.

Комбинированные уроки могут быть проведены как игры-путешествия. Это уроки по изучению природных сообществ, географических природных зон. городов и их достопримечательностей и др. Возможны уроки-тренинги, на которые выносится этап закрепления с нескольких однотипных комбинированных уроков. Например, «Узнай меня»: у меня шесть ног, я могу летать, плзать; живу в воде, у меня нет ног, но есть плавники, дышу через жабры; мое тело покрыто перьями, летаю, откладываю яйца, из которых выводятся мои детеныши и т.д. Упражнения могут быть представлены в форме кроссвордов, ребусов, загадок и других занимательных материалов, отрывков из литературных произведений и т.п. Кроме того, комбинированные уроки могут быть проведены и как урок-игра, урок-театрализация, с преобладающей любой из названных видов деятельности. Положительно зарекомендовали себя комбинированные уроки в модификации интегрированных. Обычно такие уроки строятся на материале нескольких учебных предметов, в которых подбирается близкий по содержанию учебный материал. Интегрированный урок должен быть построен так, чтобы все его составляющие были тесно взаимосвязаны, переходы не были заметны.

Пример интегрированного урока.

Вопрос 3. Основные типы уроков в условиях ФГОС

1. Урок изучения нового.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

2.Урок закрепления знаний.

Имеет целью выработку умений по применению знаний. Это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование консультация.

3.Урок комплексного применения знаний.

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Это практикум, лабораторная работа, семинар.

4.Урок обобщения и систематизации знаний.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Это семинар, конференция, круглый стол.

5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Это контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний.

Особенности урока в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО

 

Этапы урока Ход урока УУД

Мотивация 1. Организационный момент Личностные

2 Вступительна часть Коммуникативные

Актуализация 3.Сообщение темы Регулятивные

4.Физкультминутка Познавательные

Коммуникативные

Создание проблемы 5.Творческая работа Познавательные

Выход из затруднения Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

 

Вопрос 4. Оценивание на уроках по курсу «Окружающий мир»

Любая дидактика предполагает контроль за усвоением знаний. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю.

Во-первых, важны только те знания, которые учащиеся могут использовать на практике. Прежде всего, разнообразные полученные школьниками знания должны помогать им описывать свои наблюдения, объяснять их собственный опыт, отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученная к данному уроку тема.

В связи с этим предлагается оценивать учащихся следующими способами:

1.Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в рабочей тетради.

2.Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализация знаний перед началом объяснения нового материала предлагаем учителю проводить блицопрос по важнейшим понятиям курса и их взаимосвязям, которые нужно вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе того, что знают дети.

Эти подходы предполагают модификацию традиционной системы оценивания. В Образовательной системе «Школа 2100» разработана новая технология оценивания учебных успехов (образовательных достижений).

Цель новой технологии - обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».

Основные задачи новой технологии:

-определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, что соответствует современным целям образования;

-развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки

;

-мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

При оценке правильности выполнения заданий следует учитывать, что на многие вопросы имеется больше чем один правильный ответ.

Вопрос 5. Внеурочная работа

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения учебных задач, заложенных в Государственном стандарте и авторских программах. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется спецификой учебного предмета и индивидуальными особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.

Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Основная цель этой деятельности – повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Внеурочная работа оказывает положительное влияние на развитие детей. Понятно, что она развивает умственные способности учащихся. Велико ее влияние на развитие ответственности, дисциплинированности, силы воли, саморефлексии и т.п.

Объем и содержание домашнего задания определяется учителем конкретно по каждому уроку. При этом следует учитывать общий объем задания по всем предметам так, чтобы на его выполнение ученик не затратил больше времени, чем это регламентировано для данного возраста учащихся.

Содержание домашнего задания также определяется учителем по каждому конкретному уроку. Это может быть закрепление материала урока в ходе работы с текстом и рисунками учебника, выполнение заданий в учебных пособиях, например в рабочих тетрадях, выполнение каких – то опытов и фрагментов практических и лабораторных работ, наблюдения в окружающем мире. Домашние опыты и практические работы могут выполняться учащимися с целью закрепления и практикования полученных на уроке знаний и умений. Но нередко необходимость выполнения этих видов работ обусловлена особенностями протекания некоторых процессов в самой природе и тем самым невозможностью исследовать их в рамках одного урока.

Некоторые опыты на уроке лишь закладываются, а затем обсуждаются их результаты. Весь процесс хода опыта, который может быть достаточно длительным, выполняется во внеурочное время.

В содержание домашнего задания включают задания для наблюдений в окружающей природе. Их дают по теме текущего урока и их выполнение способствует практикованию знаний.

Особенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружающем мире, даны необходимые рекомендации к технике их выполнения, указаны конкретные или возможные объекты для наблюдений. Лишь после понимания детьми цели выполнения работы во внеурочное время сообщаются и записываются страницы учебника, учебного пособия.

Внеурочная деятельность детей и, в частности, домашние задания могут быть дифференцированы учителем. Так, слабым учащимся объем задания может быть ограничен образовательным минимумом. Сильным учащимся задание может быть усложнено.

К внеурочной деятельности учащихся относится и чтение научно - художественной и научно – популярной литературы о природе, краеведении, хозяйственной деятельности края и др.

Вопрос 6. Внеклассная работа по окружающему миру

Внеклассная работа в отличие от внеурочной, не является обязательной. Она строится по интересам учащихся на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Основная задача внеклассной работы – расширение кругозора школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов, развитие индивидуальных творческих способностей детей. Велика ее роль в развитии исследовательских умений, в профессиональном становлении школьников. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательного стандарта образования и учебной программы, но, как правило, связано с ним. Все это является ее существенным отличием от обязательной учебной деятельности ребенка, в которой осуществляется его общее развитие.

Внеклассная работа не регламентирована жестки временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем этого учреждения.

Внеклассная работа может быть организована как массовая, групповая и индивидуальная.

Массовые внеклассные мероприятия.Особенностью этих мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы или отдельного этапа обучения, например, только начальной школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий являются праздники. Этому мероприятию предшествует огромная подготовительная работа. Их следует рассматривать как показ результатов какой – то деятельности, исследований учащихся. Это могут быть выставки экспонатов в которых отражена практическая деятельность учащихся. Пример организации и проведения праздника.

Весьма распространенным массовым мероприятием являются разнообразные конкурсы, которые обычно носят соревновательный характер, предполагают длительную подготовку учащихся и заключительный этап. Тематика их может быть следующей: «Как мы знаем растения», «Красная книга растений (животных)», «Памятники истории» и др.

Другие виды внеклассных массовых мероприятий – экскурсии в музей, в зоопарк, в заповедник, в планетарий и т.п.

Групповые внеклассные занятия.Это, прежде всего разнообразные кружки юных геологов, юных географов, юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т.п. Занятия кружков проводятся с определенной периодичностью, например раз в неделю или через неделю. Заранее составляется план работы кружка, в который непременно входит непосредственная работа с объектом. Желательно предусмотреть не только изучение особенностей объекта, но и определенную исследовательскую работу с ним.

Примерный план кружка юных цветоводов «Комнатное цветоводство».

Из других видов групповых внеклассных мероприятий следует отметить факультативы. Как и кружки, факультативы учитывают индивидуальные интересы детей, проводятся за рамками учебного времени. Однако в отличие от кружков они более регламентированы: предлагаются той или иной вариативной программой, дети обязательно должны выбрать какой – то факультатив.

Индивидуальная внеклассная работа. Эта работа более разнообразна, чеммассовая и групповая, так как она в большей степени индивидуализирована, учитывает индивидуальные особенности детей, выполняется детьми более самостоятельно. Это могут быть самостоятельные посещения детьми музеев, выставок, ботанических садов и т.п. Довольно распространенная индивидуальная форма внеклассной работы – чтение книг естественнонаучного содержания. Дети могу в индивидуальном порядке проводить наблюдения, эксперимент и другие исследования. Хотя индивидуальная работа довольно самостоятельна, учителю не следует оставлять ее без внимания. Установив какие – то особые наклонности ребенка, надо помочь ему советом: порекомендовать для чтения необходимые книги, помочь поставить и провести опыт, ответить на интересующие ребенка вопросы или найти ответ вместе, найти возможность периодически интересоваться его достижениями. Хорошим стимулом для продолжения индивидуальной работы такого ребенка является поручение ему подготовить и сделать сообщение на уроке. Как правило, такое сообщение выходит за рамки учебной программы, вызывает особый интерес в классе, а сам ученик удостаивается особого внимания и даже уважения со стороны одноклассников.

Вопросы и задания для контроля знаний студентов

1. Дать классификацию основных форм организации учебного процесса.

2. Значение модификации уроков в организации учебного процесса.

3. Дать характеристику основным типам уроков в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

4. Охарактеризовать оценивание знаний в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

5. Оценить внеурочную деятельность детей в формировании знаний по окружающему миру.

6.Оценить внеклассную деятельность в формировании личностных качеств ребенка.

 

Лекция № 5

Тема: «Средства обучения методики преподавания предмета «Окружающий мир»

Цель: сформировать представления о средствах обучения методики преподавания предмета «Окружающий мир»

План

1.Общая характеристика средств обучения.

2.Вербальные средства обучения.

3. Натуральные средства обучения.

4. Изображения предметов и явлений природы.

5.Аудиовизуальные средства обучения.

 

 

Вопрос 1. При изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Для формирования полных и правильных представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные средства обучения.

«Средства обучения – это материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности».

В методике разработана классификация средств обучения:

вербальные – учебники, учебные пособия для учащихся;

натуральные – коллекции, гербарии, живые объекты, препараты;

изображения предметов и явлений природы: плоскостные – таблицы, картины, карты; объемные – модели, муляжи, макеты;

аудиовизуальные – диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кино – и видеофильмы, звукозаписи;

вспомогательные – приборы, лабораторное и экскурсионное оборудование, технические средства.

Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. Эти связи «определяются содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождает целостность, структурность и относительность автономной системы». При использовании средств обучения необходимо учитывать связи, существующие между компонентами системы и специфические особенности каждого компонента,

Вопрос 2. Вербальные средства обучения. Учебник.

 

По определению С.Г.Шаповаленко, «учебник – это средство для усвоения основ науки, предназначенное для ученика». В образовательном процессе учебник выполняет следующие основные функции:

информационную, т.е. возможность использования учебника как источника информации;

развивающую, т.е. возможность использования учебника для стимулирования и поддержки интеллектуального и личностного развития учащихся;

систематизирующую, т.е. обеспечивающую строгую последовательность изложения учебного материала в систематизированной форме;

контролирующую, т.е. наличие в учебнике «Встроенных» способов и приемов контроля за усвоением программного материала;

мотивирующую, обеспечивающую и поддерживающую у детей интерес к предмету, мотивацию к работе с этим учебником.

Все указанные функции реализуются в новом поколении учебников окружающего мира. Содержание этих учебников дает возможность учителю организовать разнообразную познавательную деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно «добывать», знания способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений. Содержание современных учебников направлено на создание у учащихся яркой, запоминающейся научной картины мира.

Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала, предусмотренного программой. Вместе с тем содержание и построение учебника определяется методологией естественных наук. Это выражается в ознакомлении школьников с методами наук о природе, например наблюдениями, опытами, моделированием. При этом трактовка научных данных о природе дается адаптированным и логичным изложением современных достижений в познании природы.

Научный материал излагается с учетом принципов дидактики, например систематичности, последовательности, наглядности, связей с жизнью, а также принципов, характерных для начального естествознания и обществознания, например принципа сезонности; краеведческой, экологической, исторической и практической направленности. При этом учет возрастных особенностей имеет особое значение для разработки учебников по окружающему миру.

В учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты; внетекстовые компоненты.

Тексты разделяют на основные, дополнительные и пояснительные. Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности.

Дополнительные тексты близки к основным по своему содержанию. Они могут иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, быть более сложными по сравнению с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используют рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно – популярную информацию.

К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания и т.д.

Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат организации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий.

Иллюстративный аппарат в учебниках окружающего мира имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимое оборудование. В этом случае создаст правильное представление об изучаемых объектах иллюстрации учебника как источник информации.

Вопрос 3. Натуральные средства обучения.

По своему значению в процессе обучения окружающему миру ведущее место среди средств обучения принадлежит натуральным – коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются частицами самой природы принесенными в класс. Это дает возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.

Разнообразие натуральных средств обучения предполагает использование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем есть и общий подход в определении методики работы, который исходит из самой сущности средств обучения – это практическая деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры, запах и т.д. В этом случае в получении учебной информации задействованы различные органы чувств, что делает обучение более убедительным и достоверным.

Вопрос 4. Изображение предметов и явлений природы

Плоскостные средства обучения.Вначальной школе при изучении природы широко используются картины, таблицы, карты.

Учебными картинами пользуются на всех этапа урока окружающего мира. Задача учителя состоит в том, чтобы, исходя из темы и цели урока, отобрать нужные учебные картины, определить их место на уроке, дидактическую нагрузку и методику работы с ними. Учебные картины широко используются при повторении и закреплении учебного материала.

Кроме учебных картин при изучении окружающего мира используются репродукции произведений живописи. Главная ценность картин как средств обучения состоит в том, что наряду с изображением типичных природных объектов и их характерных особенностей, они передают и эмоциональный настрой, отношение художника к природе. Поэтому картины целесообразно использовать для создания образа предмета или явления, формирования отношения к природе, ее красоте, целесообразности.

В учебных таблицах информация передается с помощью цифр, знаков, схем, рисунков, диаграмм, т.е. они обладают большей степенью условности, чем картины. В зависимости от способа изображения и подачи учебной информации выделяют следующие виды таблиц:

иллюстративные, состоящие из ряда рисунков, сопровождаемых кратким пояснительным текстом;

инструктивные, в которых раскрывается последовательность выполнения практических действий;

графические, изображающие объект или явление в виде диаграмм, графиков и т.д.;

циклические, показывающие циклы, действующие в природе;

смешанные, представляющие сочетание иллюстративного, графического и текстового материала;

цифровые, раскрывающие количественную и качественную сущность объектов, явлений.

Используют таблицы на всех этапах процесса обучения, но преимущественно при объяснении нового материала и проверке знаний.

Географические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков и расцветок, т.е. в абстрагированном логически завершенном виде. Это позволяет увидеть все имеющиеся на Земле объекты, оценить их взаиморасположение и положение в пространстве.

Формирование умения читать карту. Читать карту – значит уметь видеть в сочетаниях символов местность такой, какая она есть на самом деле, оживлять карту, мысленно населяя ее живыми существами, и наполнять движением, свойственным изображенной на карте местности.

Объемные средства обучения. Модели, муляжи, макеты более полно передают свойства реальных природных объектов, чем плоскостные пособия, поэтому их использование при изучении окружающего мира помогает формированию четких и полных представлений.

Модель – это объемное изображение предмета в уменьшенном виде. В преподавании окружающего мира используют различные модели: статичные, динамичные, разборные. На динамичных моделях можно показывать принцип работы, движение. Например, движение Земли вокруг Солнца можно продемонстрировать с помощью теллурия, а модель шахты поможет познакомить детей с работой по добыче полезных ископаемых.

При изучении окружающего мира модели используют для иллюстрации рассказа учителя и для организации практической работы при закреплении знаний.

Дети могут и сами выполнять модели из песка, глины, пластилина.

Муляжи – это трехмерные пособия, точно передающие форму, цвет, величину предметов природы. Для курса «Окружающий мир» выпускают муляжи овощей, фруктов. Их используют при знакомстве с культурными растениями в качестве иллюстрации к рассказу учителя или как источник информации.

Макет - предварительный образец чего – либо, «макеты, как и муляжи, являются трехмерным отображением реальных объектов, но в отличие от первых воспроизводят предметы в уменьшенном виде с известной долей условности».

Вопрос 5. Аудиовизуальные средства обучения.К аудиовизуальным средствам обучения относятся экранные (ЭС), экранно-звуковые (ЭЗС) и звуковые (ЗС). В основе выделения этих групп лежит способ передачи информации

Экранные средства обучения. Эти пособия – диапозитивы, диафильмы и транспаранты к графопроектору – считают статичными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутренняя скрытая динамика. Динамика кадра или диапозитива – это срез движения, застывшее мгновение , превращение мгновенного в постоянное.

Диапозитивы – цветные или черно-белые фотографии на пленке, реже на стекле. Диапозитивы были первым экранным средством, появившимся в школе, но до сих пор широко используются в практике. Это объясняется в первую очередь тем, что изображение объектов природы на фото передается без искажений. Что дает возможность формировать правильное и полное представление об объектах природы.

Диапозитивный фильм, или диафильм, - это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. В методике разработаны различные приемы работы с диафильмами, например показ фрагментов или отдельных кадров для решения конкретных учебных задач, показ только зрительного ряда, без субтитров, составление текстов учителем или учениками, сопоставление зрительного ряда с тем, что дети видели в природе.

Транспаранты для графопроектора также относятся к статическим средствам обучения. Однако эта статичность в значительной мере условна. За счет постепенного наложения одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Дети становятся свидетелями развивающегося процесса, могут обсудить каждый новый этап в ходе подачи учебного материала.

Экранно-звуковые средства обучения.

Ценность учебных фильмов в том, что они позволяют познакомить школьников с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно увидеть в природе: распускание почек на ветках деревьев, замерзание реки и т.п. Особенности кинофильма как средства обучения накладывают свой отпечаток на его восприятие детьми. Движение на экране, дикторский текст, музыкальное сопровождение, различные шумы – все это обостряет внимание, восприятие, память. В настоящее время кинофильмы заменяются видеофильмами. У них есть свои характерные особенности:

возможность остановить кадр и подробно проанализировать его содержание, сравнить с наблюдениями детей или другими изобразительными средствами;

вернуть запись для уточнения, конкретизации, сравнения;

снять звук и вместо дикторского текста составить свой;

простота и удобство в обращении.

Компьютеризация. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений с помощью графических средств изображений. Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о закономерностях, существующих в природе.

Вопросы и задания для контроля знаний студентов

1. Дать характеристику средствам обучения окружающего мира.

2. Какое значение имеют вербальные средства обучения в формировании научных знаний учащихся?

3. Как натуральные средства обучения помогают сформировать понятия и представления?

4. Как формируется воображение с помощью изобразительных средств обучения?

5. Какую помощь оказывают аудиовизуальные средства в подготовке учащимися докладов, сообщений и т.д.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.