Урок как основная форма организации учебного процесса по окружающему миру
Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы и признан основной формой организации учебной деятельности учащихся, педагогической единицей процесса обучения. Попытки замены урока другими организационными формами пока остаются на уровне эксперимента. Как любая педагогическая категория урок имеет свои характеристики: Урок проводится со стабильной группой учащихся определенного возраста и более или менее одинакового уровня подготовки; Урок ограничен во времени. Обычно он проводится от 35 до 45 мин; Каждый урок реализует определенный объем содержания программы, поэтому является продолжением предыдущих уроков и основой, опорой для последующих, т.е. является звеном в цепи системы уроков. Вместе с тем он представляет собой определенную целостность, завершенность. Уроку придаются следующие функции: образовательная, решающая задачи формирования и развития знаний, умений и навыков; воспитательная, решающая задачи патриотического, экологического, эстетического, нравственного, трудового, санитарно – гигиенического воспитания; развивающая, решающая задачи развития личности учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения, экологической, этической, эстетической и санитарно – гигиенической культуры, творческих способностей, интереса к знаниям и потребности в их освоении, в том числе и в процессе самообразования, разнообразных способов деятельности, в том числе и навыков учебного труда. В зависимости от цели, содержания урока и выбранных для него методов обучения намечается его тип. Каждый урок строится по определенной структуре. Под структурой понимается совокупность рабочих моментов, этапов урока, их порядок, обусловленный внутренней логической связью и обеспечивающий целостность урока. Согласно современной дидактике, в структуре урока выделяются следующие этапы: организация начала урока; повторение и закрепление материала, изученного на предыдущем, а иногда и на нескольких предыдущих уроках; создание опоры для усвоения новой информации путем оживления имеющегося у учащихся опыта; изучение нового материала; закрепление нового материала; обобщение и вывод по изученному на уроке; задание на внеурочную деятельность. Эта структура присуща урокам по окружающему миру. Однако она варьирует в зависимости от типа урока, его конкретного содержания и применяемой методики. Вводный урок. Вводные уроки обычно проводятся в начале учебного года, как введение в предмет, и в начале темы, как введение в тему. Вводные уроки к учебному предмету вводят ученика в специфический учебный процесс, дают общие целевые установки. На них обучающиеся знакомятся с учебником, его структурой, с помощью содержания определяют, что будут изучать на уроках по окружающему миру. Структура вводного урока имеет свои особенности: на нем нет повторения знаний предыдущего урока. Урок начинается с выяснения понимания детьми сущности названия учебного предмета. Нередко в учебнике помещается текст «Введение». Он может быть проработан на уроке с использованием данного к нему аппарата организации усвоения. В качестве задания на внеурочную деятельность может быть предложено, провести наблюдения по теме следующего урока. Пример вводного урока. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|