Система развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).
Сущность системы и основная целевая установка - формирование у младших школьников основ теоретического мышления. Учебные предметы выстроены на единых психолого - педагогических основаниях, а потому образуют единое образовательное пространство. Курс «Окружающий мир» представлен одним вариантом (авторы Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева). Курс интегрированный, разработанный в соответствии со стандартом 2004 г., но применим и к стандарту 1998г. Основная цель курса не формирование суммы знаний и освоение на их основе готовой модели окружающего мира, а овладение способами получения знаний (наблюдения, эксперимент) и способами представления этих знаний в виде графиков, диаграмм, таблиц, схем, карт, маршрутов и т.п. Авторы применили оригинальный ход интеграции естествознания и обществознания. Обществоведческая информация вводится и постепенно расширяется от первого к четвертому классу. Собственно исторический материал дается в четвертом классе в тесной связи с естествоведческим. В основе лежит календарь как способ описания времени: календарь астрономический (естествознание) - календарь праздников (социология) – исторические события. При этом познание естествоведческого и исторического идет через исследование находок – предметов разных исторических времен. Вопросы и задания для контроля знаний студентов.
1.Охарактеризовать вариативность образования. 2. Сформировать представления о традиционной системе. 3. Охарактеризовать систему общего развития младших школьников. 4. Сформировать представления о системе развивающего обучения. Лекция №4
Тема: «Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания» Цель: познакомить студентов с содержанием начального естествознания, принципами отбора содержания.
План 1.Обусловленность и задачи преподавания естествознания в начальной школе. 2. Значение естественно – научного образования в развитии личности младшего школьника. 3. Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания. 4.Содержание и пути реализации экологической направленности.
Вопрос 1. Основной отбор и конструирование содержания по любому учебному предмету должен быть действующий Государственный стандарт школьного образования. Расширение минимума содержания и требований стандарта к ученику возможны «в пределах регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования». Естественнонаучное начальное образование наиболее целесообразно строить по принципу интеграции. В настоящее время этот принцип позволил создать новый учебный предмет «Окружающий мир» с широкой интеграцией, что получило психологическое и социологическое обоснование. Однако человек и в особенности ученик имеют определенные временные (сроки обучения) и здоровьезначимые (предел нагрузки, который выражен в учебных часах) ограничения для усвоения информации. Здесь и приходит на помощь интеграция, которая позволяет восстановить целостность дифференцированных частей разных наук путем их взаимосвязи. Интеграция научных сведений в школьный учебный предмет должна быть педагогически целесообразна, что требует трансформации научного знания с учетом возрастных психофизиологических и познавательных особенностей школьников, в данном случае младших. Вопрос 2. Содержание и структура начального естествознания должны отвечать принципу научности, т.е. современному уровню развития наук о природе. Даже самое минимальное содержание учебного материала должно быть необходимым и достаточным, чтобы в нем нашли отражение целостное содержание и структура какой – либо теории. Эта целостность применительно к начальному естествознанию, нашей точки зрения, заключается в теории: развитие в природе идет от простых форм, к сложным. Значит, отбирается такая группа основных естествоведческих понятий, законов, закономерностей, которая бы составила основу восприятия данной теории. Принцип научности имеет особое значение для начального естествознания. Дело в том, что распространенным является факт, когда дети приходят в школу с искаженными бытовыми знаниями о природе, знаниями, проникнутыми антропоморфизмом. Например, отождествляют понятия «погода» и «климат», животными считают только зверей, а отсюда распространенные выражения типа «животные и насекомые», «животные и птицы», растения не считают живыми организмами, животные осенью шубы надевают, весной – снимают и т.п. Если на начальном этапе обучения не откорректировать эти ошибки, они сохраняются у человека порой на всю жизнь, поэтому содержание начального естествознания не просто должно отвечать принципу научности, но должно быть направлено и на коррекцию, уточнение, исправление уже имеющихся знаний. Необходим учет дидактических принципов, которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учебный предмет. Таковыми являются принципы научности, доступности, наглядности, изучение окружающего мира от близкого к далекому, от простого к сложному и т.п. В начальном образовании, в том числе и естественно – научном, необходимо учитывать особенности восприятия и мышления младших школьников. Как известно, у этой возрастной группы детей оно наглядно – образное. Следовательно, для изучения надо отбирать такой материал, усвоение которого на первоначальном этапе шло практическим путем, т.е. в ходе наблюдений, опытов, моделирования. Высокие требования предъявляются к языку изложения учебного материала. Прежде всего, он должен быть литературным, живым, эмоциональным, учитывающим словарный запас детей. Расширение и обогащение словарного запаса, в том числе специальными научными терминами, должны происходить с учетом имеющегося опыта ребенка, с необходимым толкованием терминов, чтобы ученик не просто запоминал слова, но и понимал их суть. Большое значение в процессе обучения имеет принцип наглядности. Сущность его заключается в том, что включаемые в содержание обучения объекты и явления окружающего мира в максимально возможной степени должны быть представлены восприятию органам чувств. Важным принципом отбора и конструирования содержания естествознания является принцип практической направленности. Этот принцип реализуется прежде всего в том, что содержание учебного естествознания отбирается с учетом преимущественного усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической деятельности – наблюдения, распознавания признаков, эксперимента и моделирования. Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Значимость этого принципа заключается еще и в том, что его использование создает запас конкретных представлений и первоначальных понятий, необходимых для организации деятельности осмысления. Вопрос 3. Тесно связан с принципом практической направленности краеведческий принцип. Сущность его заключается в том, что в начальной школе ребенок должен изучать окружающую его природную и социальную среду. Значимость реализации в обучении этого принципа трудно переоценить, так как он обеспечивает научно обоснованный ход познавательной деятельности учащихся и развитие их патриотических чувств. Он создает хорошую основу для формирования отчетливых представлений о природе и социологии отдаленных территорий Земли. В соответствии с этим в минимуме содержания стандарта 2004г. в содержательной линии «Природа» учебного предмета «Окружающий мир» четко определены краеведческие знания. Кроме того выделена специальная содержательная линия «Родной край – малая Родина». Отбор естествоведческого содержания с учетом принципа экологической направленности определяется требованиями времени. В самом деле, экологических знаний, экологической культуры требует любая отрасль практической деятельности человека, даже быт. В наше время влияние человека на природу становится все решительнее и заметнее. Одна из сторон этого влияния - использование человеком природных ресурсов в своей хозяйственной деятельности. Но природные ресурсы в итоге исчерпаемы и при длительном и нерациональном использовании могут иссякнуть. Отсюда понятна угроза существованию жизни. Наиболее существенными в экологическом образовании младших школьников являются следующие положения: - знания, подводящие к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии: многообразие объектов и явлений природы, значение их для природы и человека, взаимосвязи в природе и влияние на них деятельности человека, практические меры по восстановлению нарушенного в природе равновесия, правила поведения в природе; -названные компоненты должны рассматриваться в содержании как причина и следствие, вытекать одно из другого и в итоге подводить ребенка к пониманию необходимости непосредственного посильного участия в охране природы, поэтому важно при разработке содержания начального естественно – научного образования определить виды и содержание мероприятий по охране природы, которые могут выполнить младшие школьники. Необходимым условием отбора содержания является принцип генерализации знаний. Реализация его требует учета предшкольного уровня детей и решения проблемы преемственности между начальным и последующими этапами естественно – научного образования. Содержание естественно – научного образования должно отвечать общественным целям воспитания и развития порастающего поколения. Вопрос 4. Содержание и пути реализации принципа экологической направленности Истоки экологической культуры берут свое начало в глубокой древности. В традиционных культурах различных народов, в культуре каждого этноса накопился огромный пласт человеческой деятельности, который так или иначе связан с регуляцией процессов взаимодействия человека и природы. Издавна бытующие в народе природоведческие ценности сформировали строгие нормы отношения к природе, воплотились в традиции, обычаи рационального природопользования, сохраняющего экологический баланс и отражающего сознательное и ответственное отношение к окружающей среде. Компоненты экологической культуры: Экологические (естественно - научные) знания; качества личности (нравственный аспект экологической культуры), определяющие ответственное отношение человека к природе; экологически грамотная практическая деятельность по охране природы. При отборе экологических знаний важны ориентир на Государственный стандарт по предмету «Окружающий мир» и отбор такой информации, которая бы позволила подводить детей к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии. Это должны быть следующие знания. 1.Природа есть многообразие ее объектов и явлений. Без такого многообразия природы в принципе быть не может. Отсюда вывод – необходимость сохранения этого многообразия. Стандарт четко определяет довольно обширный круг таких знаний. Это природа неживая и живая; разнообразие погоды; растения дикорастущие, культурные, деревья, кустарники, травы; в мире животных есть разнообразные насекомые, рыбы, птицы, звери, многообразие сезонных явлений, природных объектов в рамках сообществ и природных зон. При изучении каждой группы объектов важно разбирать вопрос, как нужно относиться к этим объектам и почему именно так. 2.Значение, ценность объектов и явлений природы для самой природы и человека. 3.В природе все взаимосвязано. 4.Правила охраны природы и выработанные на их основе практические меры по восстановлению нарушенного в природе равновесия. 5.Нормативно – правовые меры по охране природы. Следующей составляющей экологической культуры является ее нравственный аспект. Считаем, что для экологически культурного человека важны такие качества личности, как любовь к природе, понимание ее красоты, доброта, умение быть экономным по отношению к природе проявлять милосердие, заботу, предвидеть последствия своего поведения и чувствовать ответственность за природу и отдельные ее объекты. Человек получает знания для того, чтобы использовать их в своей практической профессиональной деятельности. Не использованные в практике знания забываются, поэтому не следует оставлять знание мер охраны природы на этом этапе знаний. Важно организовать их закрепление в практической деятельности, что и является третьей составляющей экологической культуры. Понятно, что не все природоохранные меры посильны младшим школьника для выполнения, поэтому некоторая часть из них может закрепляться выполнением практических заданий в рабочей тетради. Но важно отобрать и такие правила, которые учащиеся должны выполнить практически. Процесс формирования экологической культуры не должен ограничиваться только обязательным учебным процессом. Большую роль должны играть внеурочная и внеклассная деятельность детей. Структура взаимодействий человека с окружающей средой Окружающая среда будет токовой только в том случае, если между объектами и субъектами существуют те или иные отношения (связи, взаимодействия). Человеческий организм, как и любой другой, связан со средой через обмен веществ и информацией – через потоки энергии. На него воздействуют и факторы среды, непосредственно не участвующие в обмене: звуковые колебания, электромагнитные волны, радиация и др. Это отношения – физиологические.От характера физиологических отношений зависит здоровье человека, продолжительность жизни. Физиологические отношения человека и окружающей среды, этими вопросами занимается наука физиология человека. Кроме физиологических отношений существуют и отношения психические.Эти отношения могут проявляться как на биологическом, так и на личностном уровнях. Среда воздействует на человека не только материально, но и информационно. Для человека созерцание красот природы или произведений искусства доставляет эстетическое наслаждение, природа снимает нервное напряжение. Некоторые объекты и явления природы могут вызвать отрицательные эмоции: брезгливость, испуг и даже аффект. Кроме простейших биологических эмоций, человек по отношению к окружающим его объектам, явлениям испытывает и высшие эмоции-чувства (любовь к природе, человеку, чувство прекрасного и др.). Воздействие среды на организм проявляется не только на физиологии и психике, но и вызывает соответствующую реакцию, направленную на самосохранение, обеспечение выживаемости индивида или вида, то есть соответствующее поведение. Это могут быть инстинктивные реакции (начиная с позвоночных), условно-рефлекторные (у позвоночных) и, наконец, деятельные, присущие только человеку. Таким образом, мы подошли к третьему типу отношений человека со средой – отношениям поведенческим, деятельностным. Главный интерес в рассмотрении такого рода отношений заключается в том, что через поведение, через деятельность у человека в основном и осуществляется обратная связь «человек-среда». В органическом мире каждая особь или сообщество так или иначе преобразует среду, создавая необходимый микроклимат, необходимые условия для воспроизводства потомства. Лиса строит нору, ласточка-гнездо, муравьи создают целые городки, заметно изменяющие вид и экологию леса. Однако, говоря о человеке, эти отношения приобретают качественно новую роль. Человек воздействует на среду через деятельность. Вместо биологических инстинктов, рефлексов здесь появляется осознанная цель. В психологии деятельность определяется как взаимодействие человека и мира, в котором человек сознательно и целенаправленно изменяет мир, но это не значит, что эти изменения всегда благоприятны для среды обитания человека. Сознательно достигая цели в одной области (например, строительство завода), мы можем неосознанно нанести вред окружающей среде. В то же время мы можем поставить цель сохранения или улучшения среды, и тогда соответствующая деятельность в этом плане будет благоприятной. Качество взаимодействий человека и среды. Очевидно, что целью образования должно быть формирование оптимальных (наилучших, положительных, благоприятных) взаимодействий. Как их оценивать? Взаимодействие человека и природной среды (эти отношения исследуются экологией человека, поэтому мы их будем называть экологическими отношениями) могут быть положительными, отрицательными и нейтральными. Положительными следует считать такие, которые: а) положительно влияют и на человека, и на природную среду (оптимальные отношения); б) положительно влияют или на человека, или на природную среду при нейтральном воздействии на вторую составляющую. Отрицательными отношениями будут такие, которые: а) отрицательно сказываются и на человеке, и на природной среде (наихудшие отношения); б) отрицательно сказываются или на человеке, или на природной среде при нейтральном и пусть даже положительном воздействии на вторую составляющую. Пример. Воздействие на человека: + (положительное) - повышение разнообразия пищи; укрепление здоровья силами природы; наслаждение красотой леса ; развитие наблюдательности, мышления, памяти; 0 (нейтральное) - выделить трудно, поскольку пребывание в лесу в любом случае оказывает то или иное влияние на человека; -(отрицательное) - отравление грибами, засоренностью леса и т.п. Воздействие на природную среду: + (положительное); посев спор старых грибов в новых местах; попутная ликвидация мусора, оставленного другими людьми; 0 (нейтральное) - возможно при соблюдении правил сбора грибов и правил поведения в лесу; -(отрицательное) - нарушение правил сбора грибов, загрязнение леса пищевыми отходами, неправильное разведение костра и т.п. В данном случае положительными взаимодействиями следует считать варианты: ++;+0; отрицательными;--;-0; +-; -+. Как видим, вариантов отрицательных отношений гораздо больше, чем положительных. Человек должен вести себя по отношению к природе с позиции экоцентризма, руководствуясь, в частности, принципом «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующего в природе экологического равновесия». Взаимоотношения между людьми изучаются общественными науками: обществоведением, этикой, правом, религоведением. Качество нравственных взаимоотношений между людьми можно упорядочить по аналогии с вышеприведенной схемой. Положительными следует считать такие отношения, которые положительно сказываются на взаимодействующих людях (оптимальные отношения) или положительно влияют хотя бы на одну из взаимодействующих сторон при отсутствии влияния на другую. Отрицательными отношениями будут такие, которые отрицательно сказываются хотя бы на одном из взаимодействующих объектов. Ориентиром в поведении в данном случае будут принципы « не причини вреда другому», «помоги товарищу» и т.п. Итак, предметом изучения «Окружающего мира» является не только собственно окружение человека, а система представленная следующим образом:
Физиологические отношения ЧЕЛОВЕК Психические отношения СРЕДА (природная, социальная) Деятельностные отношения
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|