Русская община и национальный характер
Славянская русская община прошла несколько этапов в своем развитии. Не рассматривая этот процесс подробно, отметим только, что общинный образ жизни пришел на смену родовому. «С большим ослаблением единства поселения, которого старейшины были представителем, семьи мало-помалу становятся главными деятелями, и власть их общего старейшины ослабевает. Образуются в поселениях общие совещания – веча (от вещать) ...То были сходбища семей для общего совещания – праматери ...крестьянских сходок»[92]. В результате данного процесса поселения превращаются в общину, семьи привыкают решать все важные и общие дела сообща, на основе обсуждения. И хотя община как политическая система (прагосударственное объединение) была со временем заменена княжеской властью, а в качестве государственных форм сохранилась только на севере (Псков, Новгород), в организации крестьянской жизни она продолжала существовать практически до начале XX в. Что же представляла собой русская община? Отвечая на этот вопрос, К.Д. Кавелин писал: община – это «такое общество или общежитие, в котором царит абсолютный закон, родовая норма личности, но вследствие сознательного и свободного (выделено В.Ш.) подчинения ей всех индивидуумов, его составляющих. Общим в этом значении была и есть сущность, внутренняя основа славянского племени»[93]. Общинный быт славян основан не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия. Сельская община выполняла ряд функций: регулирование рекрутской повинности, повинности натуральной, подати, сборы, поземельный оброк. Эти функции можно назвать административными. И с этой точки зрения община выполняла надзор за каждым ее членом и несла ответственность за них. Для этого община была снабжена большой принудительной властью над каждым из ее членов. Но существует и другой аспект функционирования общины: поземельная община. Суть этого явления заключалась во владении землей миром, общиной. Русская община предоставляла каждому из своих членов равное участие в мирских землях и угодьях, исключая движимость, которая оставалась его собственностью. Что же касается недвижимости, то он мог вывезти ее с собою, продать, уступить односельчанину, но не мог продать или уступить постороннему или оставить за собой, потому что они на мирской земле[94]. Каждый член общины получает свою часть безвозмездно, не платя за нее вперед, и имеет равные права со всеми. Покидая общину, он передает землю миру. Способы пользования мирскими землями были различны, в зависимости от угодий. «В исключительно постоянном пользовании находится усадьба; она состоит в общем пользовании всех членов общины, по мере надобности; также и выгон (место, где пасется скот), если по местным обычаям выгоны не прирезаны к усадьбам; луга и сенокосы, смотря по местным обычаям, или разделяются на участки ежегодно перед косьбой, по числу земельных частей, и тогда каждый косит и убирает свой участок особливо на себя; или же сено косится и ставится в копны всем миром, и затем уже делится на равные части, тоже по числу земельных частей»[95]. При распространенной трехпольной системе землепользования по левая мирская земля делилась на три поля: озимое, яровое и пар. Последний служил пастбищем для скота всей общины; каждое из остальных двух полей (озимое и яровое) разделялось по числу душ, или по числу тягов[96] на равные части. При разделении земли особое внимание уделялось качеству участков с последующим распределением по жребию. Частые переделы земли не способствовали работе по поднятию ее урожайности. Мешала хозяйственная чересполосица (как следствие стремления сделать равные по хозяйственной ценности наделы). К каким же последствиям в формировании черт русского народа приводило общинное землепользование? Совместный труд на мирских землях, общинное пользование лесами, выгонами, сенокосами развивал в русском человеке доброжелательность к другим людям; соборность, тяготение к единению с другими; коллективизм (стремление к совместной деятельности); гуманизм, отзывчивость на чужое горе и радость; жертвенность, готовность к самопожертвованию; общительность; миролюбие; соблюдение общинной моральной нормы; совестливость, стремление поступать по справедливости, нравственную ответственность за свое поведение перед окружающими; стыдливость, стремление избежать предосудительного поступка, позора, бесчестья. Общинной форме землепользования противостоит ничем не умеренный пыл в борьбе частных интересов, культивирующий в личности стяжательство, враждебность к другим, своекорыстие, разобщенность, эгоистичность. Именно общинное землепользование во многом способствовало формированию уникальных черт русского человека. И приходится сожалеть, что эта форма землепользования, основанная на нашей истории и народных инстинктах, оказалась разрушенной. Россия потеряла эту свою святыню и верный оплот от множества бед. Рассмотрение общинного землепользования хочется закончить словами К.Д. Кавелина: «Если где местами смысл народный ослабел и не дорожит этою своею святынею..., поддержите его, закрепите законом на вечные времена. Мало-помалу оно перейдет в личную, пожизненную поземельную аренду, но храни нас Боже, чтоб оно перешло в личную собственность»[97].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|