Русского государства
По подсчетам В.О. Ключевского, великорусская народность за 234 года своего формирования (1228–1462 гг.) вынесла 160 внешних войн[81]. В XVI–XVII веках Россия продолжала отстаивать свою государственность с оружием в руках. Как отмечает Ф.Ф. Нестеров, «в XVI веке Московия воюет на северо-западе и западе против Речи Посполитой, Литовского ордена и Швеции 43 года, ни на год не прерывая между тем борьбы против татарских орд на южных, юго-восточных и восточных границах. В XVII веке Россия воевала 48 лет, в XVIII веке – 56 лет»[82]. Следует отметить, что в XIII–XV вв. это были прежде всего войны с кочевниками, когда война велась в полном смысле за физическое выживание, ибо кочевники, воспитанные в традициях войны за пастбища, стремились полностью уничтожить противника от младенцев до стариков. В XV–XVIII вв. Россия собирает древнерусские земли, преодолевает экономическую изоляцию, укрепляет русскую государственность. Располагая слабой экономической базой, русские великие князья вопреки европейской военной традиции, в военных действиях не только использовали феодальную дружину, но и активно привлекали пешее ополчение – крестьянское и ремесленное. При отмеченных размерах военных действий можно с уверенностью сказать, что в них участвовало большинство мужского населения. Московское государство ...складывалось медленно и тяжело. Мы теперь едва ли можем понять и еще меньше можем почувствовать, каких жертв стоил его склад народному благу, как он давил частное существование. Можно отметить три его главные особенности. Это, во-первых, боевой строй государства. Московское государство – это вооруженная Великороссия, боровшаяся на два фронта... Вторую особенность составлял тягловый, неправовой характер внутреннего управления и общественного состава с резко обособлявшимися сословиями... Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределенными. Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, то есть кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, солдаты и работники, не было граждан, т.е. гражданин превратился в солдата и работника, чтобы подруководством командира оборонять отечество или на него работать. Третьей особенностью московского государственного порядка была верховная власть с неопределенным, т.е. неограниченным пространством действия[83]. Военные действия требовали сплоченности пешей рати на фоне осознания крайней опасности. Жертвы от военных действий были огромны. Ярким подтверждением этого может служить Куликовская битва, где пешая рать выдержала основной удар и сама почти полностью полегла под сабельными ударами. Непрекращающиеся войны, боевой строй государства, широкая вовлеченность в военные действия гражданского населения, чрезвычайная экономическая напряженность формировали характер русского человека. Его отличительными чертами стали смелость и мужество, героизм, принявший характер массового героизма, высокая дисциплина, преданность Родине, патриотизм. Выше всего ставились интересы государства. Показателен в этом отношении пример, который описывает Ф.Ф. Нестеров. В 1491 г. Иван III заключает своего брата Андрея Васильевича в тюрьму, где тот позднее и умирает. Митрополит приходит к великому князю и «печалуется» о заключенном, просит освободить его. Сам Иван Васильевич в это время опасно болен и готовится, как и всякий религиозный человек, предстать перед «судом господним». Тем более искренен его ответ-самооправдание: «Жаль мне очень брата, и я не хочу погубить его... но освободить его не могу. Иначе, когда умру, будет искать великого княжения над внуком моим, и если сам не добудет, то смутит детей моих, и станут они воевать друг с другом, а татары будут русскую землю губить, жечь и пленить, и дань опять наложат и кровь христианская опять будет литься, как прежде, и все мои труды останутся напрасными, и вы снова будете рабами татар»[84]. Ту же жертвенность мы видим и в поведении Петра I, соглашающегося со смертным приговором сыну Алексею. Героизм и мужество проявлялись как на поле брани, так и в осажденных городах, которые никогда не выносили ключей неприятелю, оборонялись до конца. Ярчайшим примером является оборона Смоленска (21 сентября 1609 – 3 июня 1611) против войск польского короля Сигизмунда, оборона Севастополя (1856; 1941–1942), оборона Ленинграда (1941–1944). В войнах формировались такие качества русских людей, как стойкость, умение побеждать и умирать в строю (сплоченность), стремление не к личному успеху, а к общей победе. Л.Н. Толстой так характеризовал русского солдата: «Для него не нужны эффекты, речи, воинственные крики, песни и барабаны. Для него нужны, напротив, спокойствие, порядок и отсутствие всего натянутого. В русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности. Напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера»[85]. Русский человек в минуты опасности работящ и неутомим, воздержан в пище, бескорыстен, бьется до конца. Всякий раз, когда иностранная армия вторгалась на территорию России, война превращалась в народную, каждый русский сознает себя частью всей державы. По этому поводу Бисмарк, которого нельзя упрекнуть в особых симпатиях к России, писал: «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских... Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути. Это неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей»[86]. Не дай нам Бог растерять это качество. Таким образом, военный строй российского государства, особенности его становления формировали следующие черты характера русского человека: мужество, воинскую отвагу, бесстрашие в ожидании смертного часа, способность к правильному рассуждению в минуты Опасности, стойкость в исполнении долга; смелость, решительность; отвагу, неустрашимость перед лицом наступающего зла; сплоченность (воинский коллективизм); миролюбие, спокойствие перед лицом враждебности; милостивость; великодушие, снисходительность к другим до готовности пожертвовать своими интересами; верность, стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях; державность, стремление к укреплению державы, дисциплинированность; жертвенность, готовность на самопожертвование; жизнеспособность, способность к выживанию в различных условиях; несгибаемость, непреклонность; патриотичность, проникновение любовью к родине.
Природа страны Еще Геродот, посетив северные берега Черного моря, отмечал, что племена, населяющие эту территорию, ведут образ жизни в согласии с природой. Выдающийся историк С.М.Соловьев пишет: «Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство (Русь), но явление, замеченное Геродотом, остается по-прежнему в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям»[87]. Какова же природа той территории, на которой формировалось русское государство? С.М. Соловьев описывает ее так. Обширная равнина без значительных возвышенностей, простирающаяся от Белого до Черного и от Балтийского до Каспийского морей. По этой равнине протекают большие реки Волга, Дон и Днепр с многочисленными притоками. В южной части эта равнина представляет собой бескрайнюю степь с плодородными землями, способствующими занятию земледелием, в остальной части это местность, покрытая лесом со скудными почвами, требующими большого труда. Однообразие природных форм исключает областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость обычаев, нравов и верований исключает враждебные столкновения, одинаковые потребности указывают одинаковые средства к их удовлетворению; и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятие обширность Русской государственной области, однообразие и крепкая связь между ними[88]. Отсюда же миролюбивый характер русского народа, высокое трудолюбие, так как хлеб насущный возможно было добыть только путем постоянного и упорного труда, воздержанность и умеренность в потребностях, терпеливость и способность перенести различные тяготы. Природа, скупая на свои дары, требует от человека напряжения не только физических, но и умственных сил, настойчивости в достижении цели, что способствует формированию волевых качеств, изобретательности, активности. В свою очередь, «народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с характером противоположным»[89]. Суровая природа способствует формированию характера, склонного более к полезному, чем к приятному, выдвигает на первую роль мужчин и исключает из общества женщин. Длительный период славяне вели родовой образ жизни. Этому способствовал тот факт, что леса и болота служили хорошей естественной защитой, а обширность и девственность территории позволяли расселяться без ущерба для других. Родовой быт обуславливал общую, нераздельную собственность, сочетающуюся с малочисленностью нужд и простотой быта. «Люди жили сообща, не врозь, не отчужденно, как потом; не было еще гибельного различения между моим и твоим – источника последующих бедствий и пороков; все, как члены одной семьи, поддерживали, защищали друг друга, и обида, нанесенная одному, касалась всех. Такой быт должен был воспитывать в русских славянах семейные добродетели: кроткие, тихие нравы, доверчивость, необыкновенное добродушие и простосердечие»[90]. Славяне не обращали пленных в рабов и по прошествии определенного срока предоставляли им возможность или вернуться домой, или остаться жить между славянами в качестве вольных людей. Относительная изолированность, разбросанность родов по территории способствовали формированию гостеприимства, так как гость приносил много новостей и полезных сведений. Русский быт формировал бескорыстие и скромность, люди довольствовались немногим, не видели в наживе цели жизни. Не принимающие рабства, они и сами не могли быть рабами. Это в свою очередь формировало свободолюбие, стремление к независимости, гордости, чувству собственного достоинства. «О наружности древних славян современники говорят, что они все похожи друг на друга: высоки ростом, статны, кожа у них не совсем бела, волосы длинные, темно-русые, лицо красноватое»[91].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|