Русское православие
Русское православие, как и другие ветви христианства, воспитывало человека в духе христианской морали. При этом следует отметить гораздо больший аскетизм православия, которое рассматривало духовное становление человека прежде всего как борьбу с различными страстями: плотскими (чревоугодие, сквернословие, плотская любовь, блуд, противоестественные пороки – рукоблудие, чистолюбие, мужеложество, скотоложество) и душевными (злословие, злорадство, жестокость, уныние и леность, печаль, тщеславие, дерзость, ложь, гордость)[98]. На протяжении тысячелетия православная церковь несла миссию духовного наставника русского народа. С православием связана исключительная черта русского народа -соборность, стремление к свободному единению свободных личностей на основе любви к Богу. Соборность способствовала формированию таких качеств как: благочестие (почитание Бога), миролюбие, великодушие, дружелюбие, доброжелательность, альтруистичность, гуманность (отзывчивость на чужое горе), добродушие, жалостливость (соболезнование чужому горю), коллективизм (стремление к совместной деятельности), общительность, милосердие (готовность помочь другим), одухотворенность, открытость, простодушие, совестливость, сердечность, стыдливость. Закреплению отмеченных качеств способствовал и общинный уклад жизни сельского населения. С соборностью тесно связаны патриотизм и державность русского человека. Православие могло выполнить свою духовную миссию только опираясь на крепкую светскую власть. Теократическая задача христианства - создание праведного общества - возможна только при единении церкви с сильной державной властью. В силу этого христианство возвысило царственный элемент теократии[99]. «Признавая во Христе особое царское достоинство, наша религия дает высокое освящение государственной власти и делает христианского царя вполне самостоятельным, действительно верховным правителем. Как помазанник Божий, царствующий Божиею милостию христианский государь независим от народного своеволия. Но, неограниченная снизу, власть христианского царя ограничена сверху: будучи отцом и владыкой народа, христианский царь должен быть сыном церкви»[100]. Русский народ, воспитанный в православии, выше всего ставит правду Божию, почитает помазанника Божьего - православного царя. Как отмечает Соловьев, русский народ «глубоко благочестивый, с ясным государственным смыслом и преданный самому настоящему и здоровому занятию - земледелию, народ терпеливый, спокойный, самоотверженный»[101]. Человек верующий - внутренне свободный человек. Проявив свободу выбора в главном - жить в Боге, он пользуется этой свободой и она выступает основой творческого начала личности. Именно этим во многом объясняется высокий творческий потенциал русского народа, его проницательность, изобретательность, одаренность, мудрость, искусность, смекалистость, самобытность, оригинальность, талантливость. Для русского человека свобода в большей мере воспринимается как свобода «для», а не как свобода «от». Православие призывает человека к духовному совершенствованию, во главу жизни ставится нравственный закон, стремление к правде и справедливости. По догматам православия верующий должен соотносить свои поступки с определенными постулатами православной веры. Это стремление «жить в Боге» породило такой феномен православия, как духовность. Отметим также еще одну особенность православия, оказавшую существенное влияние на характер русского народа. В христианстве всегда была представлена идея социального равенства. Эта идея нашла яркое отражение в православии и стала одним из ведущих догматов. «Православие всегда обращалось с укором к богатым и с утешением - к бедным. Святые на Руси чаще всего страстотерпцы, великие мученики. Отказ от богатства, жизнь в нищете, аскетизм и даже полное отречение от мира (вплоть до ухода в пустынь) почитались признаками высокой культуры»[102].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|