Здавалка
Главная | Обратная связь

Освоение новых территорий



Одна из важнейших особенностей России заключается в необычайном этнокультурном многообразии населения. Достаточно сказать, что сегодня в зависимости от применяемой методологии в России выделяют от 104 до 130 этнических единиц с численностью представителей отдельных этносов от 300 человек до 80 млн., принадлежащих к двадцати группам четырех крупнейших языковых семей.

Как отмечает П. Семенникова, «национальное самосознание русских очень своеобразно. Поле их исторической деятельности – многонациональная среда, очень мозаичная, с точки зрения цивилизационных характеристик. Россия возникла на стыке христианского мира, мусульманской цивилизации, классического (буддийского) Востока и огромного региона, занятого кочевыми и полукочевыми сообществами. Сама историческая ситуация сделала русских открытыми для контактов с другими народами, сделала совместимыми с любой национальной средой. Дореволюционная Россия на протяжении столетий сохраняла и приумножала социокультурный и духовный плюрализм, включающий в себя татаро-мусульманские, монголо-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие и иные ценности»[103].

Превращение России с конца XVI века в многонациональное госу­дарство происходило по восточному типу[104], включением новых террито­рий и народов в единое государство. Новые территории присоединялись в результате договоров, завоеваний и дележа территорий. Но непременно их освоение проходило при огромном напряжении сил русского народа.

Нельзя идеализировать процесс становления Российской империи. Были и завоевания Средней Азии, и поход Ермака на Сибирское ханство, и Хабаров, разорявший мирные поселения по берегам Амура, и Атласов, которого убили его же казаки за жестокое обращение с камчадалами... Но вместе с тем, отличительной чертой Московского государства было действительно добровольное вхождение в его состав огромных территорий: Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды и др.[105]

Особо подчеркнем, что Российская империя создавалась путем крестьянской колонизации.

Осваивая Восточно-Европейскую равнину, славяне очень редко входили в конфронтацию с местными угро-финскими племенами. Славянская община постепенно включала в свой состав на равных основаниях угро-финские племена. Надо отметить эту тенденцию как важнейшую: в ходе освоения новых территорий русские вводили в свою культуру элементы культуры других народов. Принимая православие, местные жители вме­сте с новой верой приобретали и статус русского человека. Во множестве совершались браки русских с инородцами.

И начиная с Киевской Руси, классовое, сословное размежевание общества проходило не по этническим границам и национальным признакам.

Важнейшая черта русского колонизационного движения состояла в том, что миграционные потоки направлялись на неосвоенную ранее землю. Русские крестьяне, поднимая целину, распространили Россию от Прибалтики до Тихого океана, от Белого моря до песков Средней Азии. Ни у одного земледельческого народа, будь то в Поволжье, на берегах Балтики, в Закавказье, в бассейне Амударьи и Сырдарьи, земля не отбиралась[106].

В этом великом процессе освоения огромного пространства проявилась высочайшая пассионарность русского народа, трудолюбие и мастерство, упорство, миролюбивый характер, доброжелательность, веротерпимость, воля к достижению цели, соборность, свободолюбие, державность, жизнестойкость, коллективизм, смелость, открытость, талантливость, человеколюбие.

Мы далеки от мысли, что в процессе колонизации огромных территорий не возникало споров и противоречий между местным населением и поселенцами. Но мы хотели бы подчеркнуть, что этот процесс нельзя сравнить с колонизацией Америки, Индии, Африки. В России отношения на новых территориях не строились по принципу «победитель-побежденный», царское правительство проводило охранную политику по отношению к местному населению, территории осваивались благодаря упорному труду русского крестьянина и казака. «Русский народ никогда не чувствовал себя господином других народов, никогда не придерживался двойной морали, никогда не стремился отгородиться от иноплеменников»[107].

Попробуем теперь обобщить и выделить черты характера русского народа, которые детерминируются всем комплексом рассмотренных факторов. Результаты этого обобщения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Четы характера русского народа, обусловленные  
    Особенностью исторического становления русского государства     Природой страны     Общинным землепользованием     Русским православием Многонацио нальным характером страны и освоением новых территорий
      Альтруизм  
      Благочестие  
      Великодушие  
Великодушие       Веротерпение
Верность        
  Воздержание     Воля
    Гуманность Гуманность  
      Державность Державность
Державность   Дисциплиниро- ванность    
Дисциплиниро- ванность        
      Добродушие  
        Доброжела тельность
      Дружелюбие  
      Духовность  
Жертвенность   Жертвенность Жалостливость Жизнестой кость
        Мастерство
Милостивость     Милосердие  
Миролюбие Миролюбие Миролюбие Миролюбие Миролюбие
Мужество        
Несгибаемость   Общительность Общительность  
        Открытость
Отвага     Открытость Пассионар ность
      Патриотизм  
      Простодушие  
Патриотизм        
Решительность Свободолюбие   Свободолюбие  
      Сердечность  
      Смелость  
    Соборность Соборность  
Смелость        
    Совестливость Совестливость Сплоченность (коллективизм)
    Сплоченность (Коллективизм)    
      Стремление к социальному равенству  
Стойкость   Стыдливость    
      Совестливость  
    Терпимость   Талантливость
    Трудолюбие    
    Умеренность   Трудолюбие
        Упорство
        Человеколюбие

 

Итак, мы рассмотрели процесс формирования характера русского человека, его обусловленность географическими и климатическими факторами, историческими особенностями становления русского государства, особенностями религии, общинным укладом жизни. Это именно характерные черты русского человека. В рамках этнических характеристик наблюдается большое индивидуальное многообразие, а в поведении отдельной личности – вместе со светлыми чертами и много темных. При глубоком психоаналитическом рассмотрении психики конкретного человека мы увидим борьбу страстей, добра и зла, сложный внутренний мир, который нельзя описать одним цветом. В художественном плане это «подполье» человеческого сознания с потрясающей силой описал Ф. М. Достоевский. Но раскрыть мир конкретного человека – это не значит дать характеристику народа. И тот же Достоевский протестовал против того, чтобы темные стороны человека, описываемые в его произведениях, принимались за характеристику русского народа. Достоевский старался на фоне борьбы добра и зла показать сущностные качества русского человека. К ним он прежде всего относил: сострадание, всепонимание, всеотклик, способность встать на точку зрения другого и пережить чужую беду как свою; доброту, тво­рящую мир; духовность, определенную православием, волю к жизни и свободе; соборность, стремление к единению с другими людьми на основе любви к другим; привязанность к родной земле, сочетаемую с стремлением к равноправию всех народов.

Закончить рассмотрение нравственно-духовных качеств русского народа мы хотим цитатой из уже неоднократно упоминавшейся нами работы К.Д. Кавелина (1818–1885), виднейшего представителя русской общественной мысли прошлого века: историка, философа, правоведа.

Национальность, народность в разные эпохи развития имеют у одного и того же народа разные значения. Сначала, когда народ пребывает в непосредственном, природном состоянии, народность в его глазах неразрывно связана с внешними формами его существования; иначе и быть

не может, ибо другого существования он не знает и представить себе не в силах. Для него перемена форм есть и утрата народности; он не узнает себя под другою внешностью. Иван Берсень говорил еще в XVI веке, что народу, у которого изменяются обычаи, недолго стоять, и, по понятиям тогдашней Руси, он был прав. Но когда народ начинает жить более духовною жизнию, и слово «народность» одухотворяется в его устах, он перестает разуметь под ним одни внешние формы, но выражает им особенность народной физиономии; это нечто неуловимое, непередаваемое, на что нельзя указать пальцем, чего нельзя ощупать руками, чисто духовное, чем один народ отличается от другого, несмотря на видимое сходство и безразличие. Словом, национальность становится выражением особенности нравственного, а не внешнего, физического существования народа. С большим сближением различных народов она более и более одухотворяется, отрешается от внешнего, случайного, в сущности, безразличного: исчезнуть она не может, пока не исчезнет сам народ»[108].

Вполне очевидно, что в национальных чертах характера проявляется архетип наций, которая глубинно детерминирует формирование характера конкретного человека (по Юнгу).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.