Освоение новых территорий
Одна из важнейших особенностей России заключается в необычайном этнокультурном многообразии населения. Достаточно сказать, что сегодня в зависимости от применяемой методологии в России выделяют от 104 до 130 этнических единиц с численностью представителей отдельных этносов от 300 человек до 80 млн., принадлежащих к двадцати группам четырех крупнейших языковых семей. Как отмечает П. Семенникова, «национальное самосознание русских очень своеобразно. Поле их исторической деятельности – многонациональная среда, очень мозаичная, с точки зрения цивилизационных характеристик. Россия возникла на стыке христианского мира, мусульманской цивилизации, классического (буддийского) Востока и огромного региона, занятого кочевыми и полукочевыми сообществами. Сама историческая ситуация сделала русских открытыми для контактов с другими народами, сделала совместимыми с любой национальной средой. Дореволюционная Россия на протяжении столетий сохраняла и приумножала социокультурный и духовный плюрализм, включающий в себя татаро-мусульманские, монголо-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие и иные ценности»[103]. Превращение России с конца XVI века в многонациональное государство происходило по восточному типу[104], включением новых территорий и народов в единое государство. Новые территории присоединялись в результате договоров, завоеваний и дележа территорий. Но непременно их освоение проходило при огромном напряжении сил русского народа. Нельзя идеализировать процесс становления Российской империи. Были и завоевания Средней Азии, и поход Ермака на Сибирское ханство, и Хабаров, разорявший мирные поселения по берегам Амура, и Атласов, которого убили его же казаки за жестокое обращение с камчадалами... Но вместе с тем, отличительной чертой Московского государства было действительно добровольное вхождение в его состав огромных территорий: Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды и др.[105] Особо подчеркнем, что Российская империя создавалась путем крестьянской колонизации. Осваивая Восточно-Европейскую равнину, славяне очень редко входили в конфронтацию с местными угро-финскими племенами. Славянская община постепенно включала в свой состав на равных основаниях угро-финские племена. Надо отметить эту тенденцию как важнейшую: в ходе освоения новых территорий русские вводили в свою культуру элементы культуры других народов. Принимая православие, местные жители вместе с новой верой приобретали и статус русского человека. Во множестве совершались браки русских с инородцами. И начиная с Киевской Руси, классовое, сословное размежевание общества проходило не по этническим границам и национальным признакам. Важнейшая черта русского колонизационного движения состояла в том, что миграционные потоки направлялись на неосвоенную ранее землю. Русские крестьяне, поднимая целину, распространили Россию от Прибалтики до Тихого океана, от Белого моря до песков Средней Азии. Ни у одного земледельческого народа, будь то в Поволжье, на берегах Балтики, в Закавказье, в бассейне Амударьи и Сырдарьи, земля не отбиралась[106]. В этом великом процессе освоения огромного пространства проявилась высочайшая пассионарность русского народа, трудолюбие и мастерство, упорство, миролюбивый характер, доброжелательность, веротерпимость, воля к достижению цели, соборность, свободолюбие, державность, жизнестойкость, коллективизм, смелость, открытость, талантливость, человеколюбие. Мы далеки от мысли, что в процессе колонизации огромных территорий не возникало споров и противоречий между местным населением и поселенцами. Но мы хотели бы подчеркнуть, что этот процесс нельзя сравнить с колонизацией Америки, Индии, Африки. В России отношения на новых территориях не строились по принципу «победитель-побежденный», царское правительство проводило охранную политику по отношению к местному населению, территории осваивались благодаря упорному труду русского крестьянина и казака. «Русский народ никогда не чувствовал себя господином других народов, никогда не придерживался двойной морали, никогда не стремился отгородиться от иноплеменников»[107]. Попробуем теперь обобщить и выделить черты характера русского народа, которые детерминируются всем комплексом рассмотренных факторов. Результаты этого обобщения представлены в таблице 1. Таблица 1
Итак, мы рассмотрели процесс формирования характера русского человека, его обусловленность географическими и климатическими факторами, историческими особенностями становления русского государства, особенностями религии, общинным укладом жизни. Это именно характерные черты русского человека. В рамках этнических характеристик наблюдается большое индивидуальное многообразие, а в поведении отдельной личности – вместе со светлыми чертами и много темных. При глубоком психоаналитическом рассмотрении психики конкретного человека мы увидим борьбу страстей, добра и зла, сложный внутренний мир, который нельзя описать одним цветом. В художественном плане это «подполье» человеческого сознания с потрясающей силой описал Ф. М. Достоевский. Но раскрыть мир конкретного человека – это не значит дать характеристику народа. И тот же Достоевский протестовал против того, чтобы темные стороны человека, описываемые в его произведениях, принимались за характеристику русского народа. Достоевский старался на фоне борьбы добра и зла показать сущностные качества русского человека. К ним он прежде всего относил: сострадание, всепонимание, всеотклик, способность встать на точку зрения другого и пережить чужую беду как свою; доброту, творящую мир; духовность, определенную православием, волю к жизни и свободе; соборность, стремление к единению с другими людьми на основе любви к другим; привязанность к родной земле, сочетаемую с стремлением к равноправию всех народов. Закончить рассмотрение нравственно-духовных качеств русского народа мы хотим цитатой из уже неоднократно упоминавшейся нами работы К.Д. Кавелина (1818–1885), виднейшего представителя русской общественной мысли прошлого века: историка, философа, правоведа. Национальность, народность в разные эпохи развития имеют у одного и того же народа разные значения. Сначала, когда народ пребывает в непосредственном, природном состоянии, народность в его глазах неразрывно связана с внешними формами его существования; иначе и быть не может, ибо другого существования он не знает и представить себе не в силах. Для него перемена форм есть и утрата народности; он не узнает себя под другою внешностью. Иван Берсень говорил еще в XVI веке, что народу, у которого изменяются обычаи, недолго стоять, и, по понятиям тогдашней Руси, он был прав. Но когда народ начинает жить более духовною жизнию, и слово «народность» одухотворяется в его устах, он перестает разуметь под ним одни внешние формы, но выражает им особенность народной физиономии; это нечто неуловимое, непередаваемое, на что нельзя указать пальцем, чего нельзя ощупать руками, чисто духовное, чем один народ отличается от другого, несмотря на видимое сходство и безразличие. Словом, национальность становится выражением особенности нравственного, а не внешнего, физического существования народа. С большим сближением различных народов она более и более одухотворяется, отрешается от внешнего, случайного, в сущности, безразличного: исчезнуть она не может, пока не исчезнет сам народ»[108]. Вполне очевидно, что в национальных чертах характера проявляется архетип наций, которая глубинно детерминирует формирование характера конкретного человека (по Юнгу).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|