Дошкольный и школьный возраст
Для удовлетворения пищевых потребностей на уровне жизненно важных констант достаточно использовать ограниченный набор продуктов. В крестьянском хозяйстве этот набор состоял из хлеба, молока, картофеля, овощей, грибов и ягод. Мясо потреблялось в ограниченном количестве. Как показали исследования, выполненные под руководством П.К. Анохина, в организме формируется устойчивое представление о продуктах (их признаках), способных удовлетворить актуальную потребность в пище. Именно их отыскивает человек при чувстве голода-жажды. Выход за рамки привычного способа удовлетворения этого чувства не обуславливается потребностью выжить (биологической необходимостью). Следует также отметить, что ребенок в этом возрасте, как правило, сам не обеспечивает себя пищей, это делают взрослые. Принципиально важно подчеркнуть, что биологические потребности могут удовлетворяться на уровне выживания и на уровне полноценной жизни, когда нет угрозы организму вследствие голода. Рассмотрим вначале, как влияют условия и способ удовлетворения потребностей на уровне полноценной жизни на формирование личностных качеств. Отметим, что в большинстве случаев потребности удовлетворяются или в семье или в среде сверстников. Если это происходит в семье, то очень важно, чтобы соблюдалось равноправие всех членов семьи, отсутствовало предпочтение в распределении благ. Допустим, мать старается положить лучшие кусочки пищи отцу, старшему или младшему сыну (дочери) и т.д. В этом случае у ребенка может формироваться чувство зависти к отцу, обида на мать, неприязнь к брату (сестре), чувство ущемленности, злости, враждебности. Весь процесс питания сопровождается негативными переживаниями. Данные чувства могут усиливаться, если младший постоянно донашивает одежду старшего, пользуется его игрушками, а в дальнейшем – спортивным оборудованием. Хотя такое развитие отношений не обязательно. В определенных условиях переход вещей старшего к младшему может восприниматься как поощрение, награда («Шуба с царского плеча»). Постоянная жертвенность матери (лучшие куски – детям, мужу) также может восприниматься амбивалентно: и с благодарностью, нежностью, любовью, и с жалостью и даже с обидой за мать. Таким образом, мы видим, что хотя с биологической точки зрения поддержание жизненно важных констант не должно было бы оказывать существенного влияния на формирование личностных качеств, однако условия и способы удовлетворения этих потребностей могут значительно влиять на формирование личности и ее отдельных качеств. Еще в большей мере это может проявиться, когда удовлетворение потребности в пище происходит в социальном окружении с существенными различиями в продуктах. Один приносит в школу скромный бутерброд, другой идет в буфет и покупает то, что недоступно первому. В этих условиях особенно часто наблюдаются проявления обиды, злости, униженности, зависти, стремления войти в круг приближенных и воспользоваться тем, что дает имеющий (богатый), с одновременной враждебностью и агрессивностью. Эти переживания, связанные с имущественным неравенством, могут деформировать внутренний строй подростка и перерасти в различные формы девиантного поведения. Данная ситуация еще больше обостряется, если к разнице в удовлетворении потребности в пище добавляются различия в одежде, которые, как правило, болезненно воспринимаются молодежью, особенно девочками, особенно в период проявления интереса к индивидам противоположного пола и стремления привлечь, пробудить интерес к себе. Стремления к красоте, моде, социальному признанию тесно переплетаются, и на основе достаточно простых биологических потребностей в еде и одежде, необходимых для поддержания жизненно важных констант, развивается система социально и эстетически обусловленных потребностей, возможность и реальность удовлетворения которых определяет весь процесс становления личности, включая формирование ее сущностных качеств. Реклама, мода, социальные ориентации еще больше обостряют этот процесс. Все это наслаивается на личностные физические данные, привлекательность, красоту или негативное восприятие своих природных физических данных. На основе совокупности воздействующих на индивида факторов формируются индивидуальные комплексы личности, которые включают в себя стремления, желания, отношение к окружающим во всем многообразии откликов и количественной выраженности с доминированием определенных установок, мотивов, личностных качеств. Эти устойчивые симптомокомплексы, определяющие поведение личности, выступают как основа формирующегося характера. Под характером будем понимать индивидуальное сочетание существенных качеств личности, проявляющихся в его поведении, в отношении к другим людям, в деятельности и общении. Многократно неудовлетворенная потребность приводит к формированию зависти, враждебности, общему отрицательному эмоциональному фону, а осознание невозможности ее удовлетворения и в дальнейшем – к появлению комплекса неполноценности, который в значительной мере определяет все поведение личности. В природе все многообразие отношений исчерпывается тремя формами: агрессивностью, избеганием и подчиненностью. В природе не существует зависти, ущемленности, оскорбленности, неполноценности и т.п. Исходя из природных предпосылок у человека должны формироваться комплексы: агрессивности, подчиненности и избегания. Анализ реального поведения и типов личностной ориентации позволяет утверждать, что такие комплексы существуют. Однако осознание себя и своих отношений у человека приводит к формированию еще по крайней мере двух комплексов: успешности и неполноценности. Формирование тех или иных комплексов обусловлено полом, конституцией индивида, его влечениями, способностями, индивидуальной историей развития и его опытом. Огромную роль в формировании личностных комплексов и отдельных качеств приобретают игра и учебная деятельность. Успехи в игре и учебе существенно изменяют социальный статус индивида. Они могут стать доминирующими в формировании личности. В свою очередь этими успехами определяется мотивация учения. На основе обобщения научных данных и собственных экспериментов мы формулируем один из главных педагогических принципов: «Невозможно успешное воспитание личности без личных достижений». Гуманистическая педагогика – это педагогика личных достижений. В силу сказанного особое значение приобретает педагогическое оценивание, санкционирующее успех-неудачу. Значение процедур оценивания столь высоко, что мы должны говорить о психологии и педагогике оценивания. К сожалению, данные разделы психологии и педагогики недостаточно разработаны. Заинтересованному читателю мы предлагаем обратиться к работам Б. Г. Ананьева116 и И.А. Шадриковой117. Успех в игре и учебе делает их личностно значимыми. Формирующаяся мотивация учения существенно влияет на характер. По этому поводу С.Л. Рубинштейн писал: «Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков»118. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|