Здавалка
Главная | Обратная связь

Бессознательное и сознательное во внутренней жизни человека (эмоциональный аспект)



6.10.1. Эмоции и формирование сознания.Сознание, как известно, вторичная, субъективная форма существования психического. Это отражение психическоговсебе, отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний. Процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности. Возможность же осознания предмета восприятия заключается в механизме самого психического процесса восприятия. Как показал Л.М. Веккер, «механизм любого психического процесса в принципе описывается в той же системе физиологических понятий и на том же общефизиологическом языке, что и механизм любого физического акта жизнедеятельности. Однако, в отличие от всякого другого, собственно физиологического акта..., конечные, итоговые характеристики любого психического процесса в общем случае могут быть описаны только в терминах свойств и отношений внешних объектов, физическое существование которых сорганом этого психического процесса совершенно не связано и которое составляет его содержание»203. Таким образом, процессуальная динамика механизма и интегральная характеристика результата в психическом акте отнесены к разным предметам: первая – к органу, вторая – к объекту.

Это парадоксальное воплощение свойств внешнего объекта в состояниях другого объекта – органа психического акта, или наоборот, «перевоплощения» собственного «нутра» носителя психики в свойства другого, внешнего по отношению к нему физического тела составляет подлинную исконную специфичность психического процесса»204. Уникальность и таинственность отмеченного свойства проекции определяется тем, что здесь в одном объекте – органе воспроизводится место, занимаемое другим объектом. Конечные характеристики психического акта всегда отнесены к характеристикам внешнегообъекта, в этом заключается сущность предметностипсихического процесса. Человек не воспринимаетсвоих восприятий, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов.

В отличие от восприятия внешних объектов, в случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъекту раскрывается он сам. В переживаниях сам субъект выступает для себя объектом познания. И если процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, то в переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться с осознанием самого себя, а это осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинаетсяс переживания.В определенной мере высказанную гипотезу подтверждает факт природной эгоцентричности ребенка. Окружающая среда, в том числе социальная, имеет для него значение только в той мере, в какой она связана с удовлетворением его естественных потребностей. А удовлетворение потребностей связано с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается осознающий себя через свои переживания ребенок.

6.10.2. Эмоции и формирование внутренней реальной человеческой жизни.Определение эмоций как переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).

В сознании переживающего индивида переживания связываются с мотивами и целями жизни (деятельности). Переживание обычно является переживанием чего-то, что как определяющий момент вошло в жизнь человека, казалось бы с самого незначительного события. Особо важные переживания, связанные с особой ролью того или иного события в жизни человека становятся событием личной жизни человека. «Понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в ней более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом – знания,особенно существенного для сознания»205. Переоценить этой представленности переживания в каждом конкретном психическом явлении невозможно, ибо переживание превращает сознание в живое явление. Сознание – это не осознанное знание о предметном мире, это – живое знание, знание, проникнутое переживанием. Осознавая огромную важность этого факта, С.Л. Рубинштейн принцип единства переживания и знанияпоставил на первое место среди других принципов познания природы психического.

Также как с общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в их подкрепляющей и закрепляющей функции, с обшепсихологическойточки зрения функция эмоций заключается в формировании всей внутренней психической жизни субъекта.

Переживания интимно входят, как было показано, в любой пси­хический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для ее проявления в личностном «я». По всей вероятности, именно поэтому патологические нарушения прежде всего обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной сферы личности.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.