Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование качеств личности на основе доминирующих эмоций и чувств



Как мы уже отмечали, с общебиологической точки зрения эмоции сформировались как один из механизмов, обеспечивающих выживаемость организма. Адаптация субъекта к условиям существования обеспечивается целенаправленным поведением. Эмоции и чувства вплетены в поведение и в сходных условиях определяют фиксированные формы поведения: избегания, агрессии и др.

Закрепленные в формах поведения эмоции и чувства переходят в черты характера, в качестве личности. К типовым можно отнести: трусость, агрессивность, смелость, храбрость, обидчивость, тревожность, гневность (вспыльчивость), завистливость, разочарованность, эмпатию.

Симптомокомплексы поведенческих эмоций и чувств входят практически во все типологии личности: экстраверты-интроверты (по Г. Айзенку), циклоиды и шизоиды (по Э. Кречмеру); психопатические типы (по П.Б. Ганнушкину); нарциссисты (по Э. Фрому); эмоциональные психологические типы (по К.Г. Юнгу).

Рассмотрим, в качестве примера, проявления нарциссизма (по Э. Фрому).

В общем плане нарциссизм есть самовлюбленность. Греческая легенда повествует о прекрасном юноше Нарциссе, который пренебрег любовью нимфы Эхо, за что был наказан: влюбился в собственное зеркальное отражение в воде озера. Терзаемый неутолимой страстью, умер и был превращен в цветок, названный его именем192. Греческая легенда показывает, что подобного рода «самовлюбленность» губительна для личности.

Нарциссизм в психоанализе рассматривается как психическая сила, побуждающая и направляющая поведение человека. Он выступает в роли психической энергии, мотивирующей поведение.

В каких динамических аспектах и каком внешнем облике проявляется нарциссизм. Наиболее элементарная форма нарциссизма прояв­ляется у среднего человека в его отношении к своему телу. Боль­шинству людей нравится свое тело, лицо, фигура. Именно поэтому не так много людей, желающих их изменить и сделать пластическую операцию. Нравиться может не только лицо, но и отдельные его части: глаза, нос, уши и т.д.

Нарциссичный человек не в состоянии правильно воспринять ситуацию, принять аргументацию собеседника, если она идет в разрез с его желаниями. Он не в состоянии встать на позицию другого.

Любование и гипероценка может относиться не только к физическому облику, но и к идеям, которые высказывает нарциссическая личность. Свои мысли, высказывания, изобретения он считает бесценными.

То же самое может относиться и к продуктам его деятельности. Его работа самая нужная. Это позволяет держать жизненную позицию.

Проявлением нарциссизма может служить повышенный интерес к состоянию своего здоровья. В случаях с моральной ипохондрией человек боится провиниться. Такой человек постоянно размышляет над тем, в чем он виноват, что он сделал не так, какие грехи он совершил. В глазах других такой человек производит впечатление совестливого и морального, в то время как на самом деле он занят лишь самим собой, своей совестью, тем, что могут сказать о нем другие. Сами же люди его не интересуют.

При встречах «нарцисс» будет много говорить о себе, о своих делах, самочувствии. Сказанное собой нарцисс высоко ценит и дает об этом знать окружающим речью, паузами, интонацией.

Нарциссичный человек очень чувствителен к критике. Он ее оспаривает и гневно реагирует. Во многих случаях нарциссичный человек может характеризоваться скромным и безропотным поведением, но за ним скрывается покорность, которая стала предметом своего самолюбования.

Предметом нарциссического обожания могут стать качества, которыми нормальный человек не стал бы гордиться, например боязливость.

Как бы ни выглядели различные формы нарцисси5ма, но за ними скрывается отсутствие подлинного интереса к внешнем) миру.

Нарциссичный человек может делать предметом любования не только свою личносто, но и все, что связано с его личностью, в том числе и людей, входящих в сферу его интересов.

В качестве яркого примера здесь может выступать отношение родителей к своим детям. Многим родителям кажется, что их дети умнее, красивее, интеллигентнее, более одаренные, чем дети других людей. Чем меньше дети, тем интенсивнее это нарциссическое предубеждение.

Часто любовь мужчины и женщины окрашивается нарциссической ориентацией. Женщина (или мужчина) превращается в носителей необычайных качеств лишь постольку, поскольку она (он) превратилась в часть его лица. Нарциссичный человек считает, что все, чем он обладает, прекрасно. Опасным последствием нарциссической привязанности является потеря рационального суждения.

В чем значение нарциссизма?

«Нарциссизм является пристрастием такой интенсивности, которая у многих людей сравнима с половым инстинктом и инстинктом самосохранения. Иногда оно проявляется даже сильнее, чем оба эти инстинкта. Даже у среднего человека, у которого нарциссизм не достиг такой интенсивности, продолжает существовать нарциссическое ядро, которое как кажется, почти невозможно уничтожить. Если это утверждение справедливо, то мы можем предположить, что нарциссическое пристрастие, так же как половой инстинкт и инстинкт самосохранения, имеет важную биологическую функцию. Как только поставлен этот вопрос, сам собой напрашивается ответ. Каким образом мог бы выжить отдельный человек, если бы его физические потребности, интересы, желания не были заряжены сильной энергией? Биологически, с точки зрения выживания, человек должен воспринимать себя как нечто гораздо более важное, чем все его окружающее.

Если он этого не будет делать, откуда он возьмет энергию и желание защищаться от других, работать для поддержания своего существования, бороться за свою жизнь и добиваться успеха в борьбе с окружающей средой? Без нарциссизма он, вероятно, был бы святым, но велик ли шанс на выживание у святых? То, что было бы очень желательно с духовно-религиозной точки зрения – чтобы вообще не было нарциссизма, – было бы в высшей степени опасно со светской точки зрения, согласно которой необходимо сохранить жизнь. Теологически это означает, что природа человека в значительной мере должна быть снабжена нарциссизмом, чтобы дать ему возможность выжить. Это тем более имеет значение, поскольку, в отличие от животного, природа не обеспечила человека хорошо развитыми инстинктами. Животное не имеет «проблем» с выживанием, потому что врожденные инстинкты избавляют его от необходимости размышлять и принимать решение относительно того, хочет ли он употребить свои силы или нет. У людей функционирование аппарата инстинктов в значительной мере утеряло свою действенность, вследствие чего нарциссизм перенимает на себя весьма необходимую биологическую функцию.

Если мы допустим, что нарциссизм выполняет важную биологическую функцию, перед нами встает новый вопрос. Разве экстремальный нарциссизм не делает человека равнодушным по отношению к окружающим, разве он не приводит к ситуации, когда человек не в состоянии поступиться собственными потребностями, хотя бы это и было необходимо для сотрудничества с другими людьми? Разве нарциссизм не делает человека ассоциальным и в экстремальных случаях действительно душевнобольным? Вне всяких сомнений, экстремальный индивидуальный нарциссизм был бы тяжелым препятствием для любой социальной жизни. Если же это справедливо, то нарциссизм должен находиться в конфликте с принципом сохранения жизни, поскольку отдельный человек может выжить лишь в том случае, если он организуется в группы; едва ли кто-либо будет в состоянии в одиночку защититься от опасностей природы; он не сможет выполнять и различные работы, которые могут быть осуществлены только в группах.

Так мы пришли к парадоксальному выводу, что нарциссизм необходим для сохранения жизни и одновременно представляет собой угрозу ее сохранению. Решение этого парадокса представляется двояким. С одной стороны, выживанию служит оптимальный, а не максимальный нарциссизм. То есть в биологически необходимой степени нарциссизм может быть совместим с социальным сотрудничеством. С другой стороны, индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой, и тогда род, нация, религия, раса и тому подобное заступают на место индивида и становятся объектами нарциссической страсти. Таким образом, нарциссическая энергия остается, но она применяется в интересах сохранения группы вместо сохранения жизни отдельного индивида»193.

В чем опасность нарциссизма?

Нарциссически ориентированный человек всегда в конфликте с внешним миром. С одной стороны, он для него не существует, с другой, он может утвердить себя только возвеличивая себя в этом мире. Это стремление к возвеличиванию порождает самые различные коллизии в отношениях с другими людьми и определяет индивидуальную линию поведения.

С точки зрения ценностей нарциссизм находится в противоречии с разумом и любовью. Он мешает видеть действительность такой, какой она есть, он ограничивает способности разума. То же самое можно сказать и о любви. Нарциссическая личность держится в любви за свой нарциссизм, а не за подлинный интерес к партнеру, он сущетвует лишь как тень своего раздутого «Я».

«Становится ясно, какое значение имеет феномен нарциссизма с духовно-этической точки зрения, если вспомнить, что главные учения всех значительных гуманистических религий могут быть сформулированы в одном предложении: цель человекапреодоление его нарциссизма.Вероятно, нигде этот принцип не выражен столь радикально, как в буддизме. Учение Будды исходит из того, что человек сможет освободиться от своих страданий лишь тогда, когда он очнется от собственных иллюзий и осознает свою действительность, реальность болезни, возраста, смерти и невозможность когда-либо достичь целей своих страстей. В буддийском понимании «очнувшийся» человек – это человек, который преодолел свой нарциссизм и потому способен быть полностью живым. Эту же мысль можно выразить иначе: лишь когда человек освободится от иллюзии своего несокрушимого «Я», лишь когда он откажется от нее и от всех других объектов своей алчности, он сможет открыть себя миру и полностью вступить в отношение с ним. Психологически этот процесс полного бодрствования идентичен замене нациссизма на соотнесенность с миром.

В иудаистском и христианском преданиях эта же цель, сводимая к преодолению нарциссизма, формируется по-разному. В Ветхом завете говорится: «...люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит, 19:18). Заповедь гласит о необходимости преодолеть свой нарциссизм хотя бы настолько, чтобы наш сосед был для нас так же важен, как и собственная личность. Но Ветхий завет идет гораздо дальше и требует любить «пришельца». «Люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Левит, 19:34). Пришелец – это как раз тот, кто не принадлежит к моему роду, моей семье, моему народу; он не является частью группы, с которой я нарциссически связан. Он является просто человеком. В пришельце открывается человеческое существо, как это представлено у Германа Когена. В любви к пришельцу исчезает нарциссическая любовь, ибо она означает, что я люблю человеческое существо в его бытие как таковом, в его другом, нежели мое бытие, а не потому что оно такое, как я. Когда в Новом завете говорится: «Любите врагов своих», то тем самым выражена та же мысль, только несколько заостреннее. Если пришелец является для тебя абсолютно человеком, то он больше не враг тебе, поскольку ты сам становишься истинно человечным. Лишь тот, кто преодолел свой нарциссизм и может сказать: «Я есть ты», способен любить пришельца и врага.

Борьба с идолопоклонством – центральная тема в учении пророков – это одновременно борьба с нарциссизмом. При идолопоклонстве частная способность человека становится абсолютной и превращается в идола. В отчужденной форме человек почитает самого себя. Идол, в котором он растворяется, становится объектом его нарциссической страсти. Идея Бога является, напротив, отрицанием нарциссизма, ибо только Бог, но не человек всезнающ и всемогущ. Однако в то время как представление о неопределимом и не поддающемся описанию Боге было отрицанием идолопоклонства и нарциссизма, Бог вскоре снова превратился в идола; человек нарциссически идентифицировал себя с Богом, и в полном противоречии с первоначальной функцией представления о Боге религия стала выражением группового нарциссизма.

Человек достигнет своей полной зрелости, когда он полностью освободится как от индивидуального, так и от общественного нарциссизма. Эта цель духовного развития, сформулированная здесь в понятиях психологии, по существу, идентична той, которая была выражена великими религиозными вождями человечества в религиозно-спиритуалистических понятиях. Хотя эти понятия и различны, однако они относятся к одному и тому же содержанию и к одному и тому же опыту».

«Чувства человека, – писал С.Л.Рубинштейн, – отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки; что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и чтопечалит, обычно ярче всего выявляет, а иногда выдает истинное его существо»194.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.