Здавалка
Главная | Обратная связь

Сложные эмоции и чувства



Как мы уже отмечали, В. Вундт выделял три простых чувства и всю систему чувств определял как многообразие трех измерений: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разряжение (рис. 11).

 

Рис. 11. Трехмерные представления системы чувств (по Вундту).

Чувства, располагающиеся по одной прямой, исключают друг друга и одновременно существовать не могут. Чувства, расположенные на отрезках от пересечения осей, могут сосуществовать с двумя другими измерениями, к которым само оно не принадлежит.

Таким образом, все многообразие чувств заполняет геометрическое пространство, разделенное векторами простых чувств.

Каждая точка на отрезках an, bn, en, fh, en, dn отражает лишь одно мгновенное состояние чувства. Сложное чувство будет формироваться из мгновенных значений изменения простых чувств. Причем эти изменения могут носить или непрерывный, или внезапный характер. Таким образом, в трехкомпонентную систему чувств Вундт вводит четвертое измерение – время (рис. 12).

 

Рис. 12. Символическое изображение течения чувства (по Вундту).

 

Определенный интерес при изучении процессов порождения сложных чувств (счастья, удивления, страха, гнева, отвращения, презрения) представляет разработанная Вудвортсом и Шлосбергом (1954) круговая шкала эмоций, базирующаяся на двух осях: удовольствие-неудовольствие и принятие-отталкивание, предложенная на рис. 13.

Рис. 13. Предсказание категории эмоций с помощью оценок удовольствия-неудовольствия и принятия-отталкивания (из Вудвортса и Шлосберга: Woodworth, Schlosberg, 1954)

Позднее Шлосберг к предложенной схеме добавил третье измерение: сон-напряжение. Однако последующие исследования показали, что оценки принятие-отталкивание и сон-напряжение высоко корректируют друг с другом и не являются независимыми.

Помимо отмеченных выше процессов порождения сложных чувств на основе интеграции простых, каждое чувство будет характеризоваться определенным содержанием (качеством) и интенсивностью, которые будут определяться потребностью, ее качественной спецификой и интенсивностью. Таким образом, многообразие потребностей личности порождает качественное многообразие ее эмоций и чувств.

К этому надо добавить, что представленная выше (по В. Вундту) картина течения чувств, относится к описанию одного простого чувства на разных стадиях. В реальности человек одновременно может находиться под воздействием многих потребностей (ситуация борьбы мотивов),

Проведенный выше анализ показывает, что одни чувства могут интегрироваться с другими чувствами; чувства могут интегрироваться с потребностями, желаниями, мотивами; чувства могут интегрироваться с предметами внешнего мира; наконец, будучи явлениями сознания, чувства могут интегрироваться с понятиями, с мыслями и идеями.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.