Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация поведения с позиции теории функциональных физиологических систем



 

Близкой к теории построения движений Н.А. Бернштейна и нейрофизиологическим основам произвольного движения А.Р. Лурия является теория функциональных физиологических систем П.К. Анохина. Он, как и Н.А. Бернштейн, отталкивается от двух моментов: необходимости вписать поведение животного в реальную среду (уйти от искусственности эксперимента), и учета огромного числа степеней свободы нервного аппарата животного. В мозгу, отмечает П.К. Анохин, – около 14 млрд. нейронов, каждый из которых имеет до 5000 возможных состояний. Общее количество состояний выражается 1 с таким количеством нулей, которое может уместиться только на ленте… длиной в 9500 километров. Это количество состояний превышает количество атомов в видимой части Вселенной. Стоит только представить себе это «множество», чтобы понять, что человек никогда не сможет использовать всех возможностей своей мозговой деятельности. Но проблема даже не в том, как использовать все свои резервы, а в том, как вообще преодолеть это огромное число степеней свободы при организации произвольного поведения. П.К. Анохин показал, что любая задача, стоящая перед животным, разрешается с помощью функциональной физиологической системы, которая формируется при императивном воздействии результата. «Результат является неотъемлемым и решающим компонентом системы, инструментом, создающим упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами»233.

Конкретным механизмом взаимодействия компонентов системы является освобождение их от избыточных степеней свободы, не нужных для получения данного конкретного результата.234 Функциональные системы организма складываются из динамически мобилизуемых структур в масштабе целого организма. На основе длительных исследований П.К. Анохин предложил общую структуру функциональной физиологической системы (рис. 15) и дал содержательное описание ее узловых специфических механизмов, в качестве которых выступают: афферентный синтез, принятие решения, акцептор результатов действия.

«Надо обратить внимание, – писал П.К. Анохин, – на одну особенность функциональной системы, не укладывающуюся в обычные физиологические представления. Речь идет о том, что содержание результата, или, выражаясь физиологическим языком, параметры результата формируются самой системой в виде определенной модели раньше, чем появится сам результат. Именно этот чудесный и реальный подарок всему живому на земле, имеющий характер предсказания, отпугнул от себя даже гениальных экспериментаторов»235.

 

 

Рис. 15. Общая архитектура функциональной физиологической системы

 

Исследования, проведенные под руководством П.К. Анохина, показали, что акцептор результата действия (физиологическая модель желаемого результата), формируется на стадии афферентного синтеза.

Решающим условием афферентного синтеза является одновременная встреча на одном нейроне четырех компонентов: доминирующей на данный момент мотивации, обстановочной афферентации, также соответствующей данному моменту, пусковой афферентации и, наконец, памяти. Одновременность обработки всех четырех возбуждений в стадии афферентного синтеза основана на том, что каждый из них приобретает свои особенные физиологические свойства именно в процессе симультанной обработки. Именно здесь происходит освобождение нейрона от избыточных степеней свободы благодаря приходу к нему именно тех, а не других возбуждений.236

На основе афферентного синтеза формируется акцептор результата действия и программа действия. Акцептор результата действия представляет собой до конца не изученный нервный механизм, позволяющий прогнозировать признаки необходимого в данный момент результата и сличать их с параметрами реального результата, информация о которых приходит к акцептору результатов действия благодаря обратной афферентации. Некоторые данные, отмечает П.К. Анохин, заставляют думать, что в стадии афферентного синтеза складывается несколько возможных результатов, но они не выходят на афферентные пути и поэтому не реализуются237.

Нервный аппарат принятия решения, связанный, прежде всего с лобными долями, осуществляет выбор одного из возможных результатов и осуществляет выбор наиболее подходящих степеней свободы в тех компонентах, которые должны составить рабочую часть системы.

Обзор работ по физиологии произвольного поведения (С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, П.К. Анохин) позволяет утверждать, что научное изучение произвольного поведения возможно без обращения к категории воля. При этом важно отметить, что произвольное поведение строится не только на основе внутренней стимуляции, но и с учетом внешних условий.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.