Здавалка
Главная | Обратная связь

Произвольное поведение человека



 

Рассмотрев психофизиологические основы произвольных действий, системный подход к организации поведения с позиций физиологической функциональной системы, мы можем, опираясь на изложенные выше теории, концепции, эмпирические и экспериментальные данные перейти к рассмотрению произвольного поведения человека.

Очевидно, что любое поведение человека инициируется и поддерживается определенной мотивацией, на основе которой формируется цель деятельности, включающей в себя представление о результате и программе деятельности. Таким образом, деятельность (поведение) человека направляется двумя векторами: мотив → цель и цель → результат. Значение каждого из них на разных этапах деятельности различно. На первом этапе инициации деятельности ведущее значение имеет вектор мотив → цель. Здесь устанавливается смысл деятельности для личности и формируются основные установки субъекта по отношению к цели и ее параметрам. Нормативная цель приобретает индивидуальное выражение. На основе мотивации, отражения объективных и субъективных условий деятельности, с учетом нормативных требований к процессу и результату деятельности осуществляется принятие решений о том, что должно быть достигнуто, как это должно достигаться, в какие временные параметры, в какой последовательности. В результате этих решений формируется программа деятельности, в которой результат деятельности декомпозицируется на действия и их результаты с актуализацией прошлого опыта о том, как эти действия должны выполняться. Если в прошлом опыте нет данных, не сформированы соответствующие действия, то они осваиваются отдельно. На основе цели деятельности и представлении о ее результате, с учетом программы деятельности разворачивается целенаправленная активность, которая и должна привести к достижению цели. В процессе этой целенаправленной активности идет постоянная сверка с программой и результатом. Субъект устанавливает то ли он делает и тех ли результатов достигает в каждом отдельном действии и в деятельности в целом. Обобщенная архитектура психологической системы деятельности представлена на рис. 3. По своему составу она близка к физиологической системе деятельности П.К. Анохин (рис. 16), но ее компоненты наполнены иным содержанием, связанным с осознанием субъектом своей деятельности. Если в физиологической системе деятельности системообразующим фактором выступает результат, представленный в акцепторе результата действия, то в психологической системе деятельности ведущим фактором выступает цель, сознательно формируемая субъектом и представление о результате деятельности. Субъект осознанно относится к мотивам деятельности, осознает построение информационной основы деятельности, осознанно относится к деятельности на основе своего субъективного опыта, осознания своих способностей. Столь же осознанно осуществляется и регулирование своих действий, связанных с реализацией программы деятельности и достижением запланированных результатов. Но при этом надо помнить, что в соответствии с принципом психофизического единства, все осознаваемые процессы разворачиваются на основе не осознаваемых биологических механизмов (как было показано на примере мотивации). Именно поэтому, не теряя своей специфики, связанной с осознанием деятельности, психологическая система деятельности должна быть изоморфна физиологической функциональной системе.

 

Рис. 16. Общая архитектура психологической системы деятельности

 

Осознанность же деятельности на первый план произвольного поведения выводит процессы принятия решения. Именно в способности человека принимать осознанные решения заключается свобода выбора, сущность произвольного поведения. Принятие решений пронизывает все структуры деятельности: мотивации поведения, целеполагание, формирование программы деятельности, управление своими способностями через выбор операционных механизмов, использование прошлого опыта, регулирование отдельных действий по ходу их выполнения. Совершенно справедливо отмечает А.В. Карпов, что процессы принятия решений составляют «специфический класс процессов – синтетических, интерактивных по строению и регулятивных по функциональной направленности».267

Обычно процесс принятия решений представляют в виде перечня этапов. Например, один из типичных перечней выглядит так: 1) различение проблемы; 2) формулировка проблемы; 3) редукция исходной неопределенности до конечного множества альтернатив; 4) нахождение критериев; 5) анализ альтернатив по критериям; 6) выбор; 7) реализация и коррекция выбора.

Однако, как отмечает А.В. Карпов, такой подход дает приблизительную картину процесса принятия решения. Он представляет скорее нормативный идеал. В реальности в процессе принятия решения представлены лишь те этапы, которые необходимы и достаточны для выработки и принятия решения в каждом конкретном случае. Процесс решения, его развернутость и качественные характеристики зависят от его включенности в деятельность, он является деятельностно-опосредованным. Его содержание зависит от того, в какие блоки функциональной системы деятельности он включен. Но главным, как нам представляется, выступает вопрос о внутренней психологической структуре процесса принятия решения. Исследования А.В. Карпова позволили выделить пять характеристик психологической структуры способностей к управленческим решениям:

А – фактор когнитивной интегрированности. Он синтезирует блок основных когнитивных свойств, а его роль в обеспечении решений тем больше, чем выше мера интегрированности когнитивных качеств в целостную систему.

Б – фактор личностной дифференцированности. Чем выше мера разнообразия личностных качеств, тем выше качество решений.

В – фактор когнитивно-личностной автономии. Качество принимаемых решений обратно пропорционально количеству и силе связей личностного и когнитивного блоков свойств. Чем более автономно когнитивное обеспечение решений от влияния личностных качеств, тем в целом эффективнее само решение.

Г – рефлексивный фактор. Рефлексивная связь связана с эффективностью решения отношением оптимума.

Д – прогностический фактор. Объединяет комплекс прогностических свойств и процессов.268

Обнаружено, что наибольший структурный вес имеет рефлексивный фактор. Также важно подчеркнуть, что на способность принятия решений влияет разнообразие личностных качеств. Нам представляется, что исследования А.В. Карпова позволяют по-новому взглянуть и на проблему волевой регуляции поведения. Именно рефлексия и личностные качества лежат в основе так называемой волевой регуляции поведения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.