Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие волевых качеств личности



 

Мы уже обращали внимание, что большую роль в организации поведения следует отвести волевым качествам личности. Однако приходится констатировать, что в понимании того, какие качества личности можно отнести к волевым, нет единого понимания. Данный вопрос достаточно подробно рассмотрен Е.П. Ильиным.269 «В учебниках по психологии, – пишет он, – по-разному определяется сущность волевых качеств. В одних говорится. Что это проявление воли, в других – что это способность человека, в третьих, – что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т.д.». Заметим, что выделяя эти подходы, Ильин дает комментарий только по одному из них. «Но если, например, волевые качества – это умения, тогда стоит научить человека этим умениям и он начинает успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так».270 На это можно возразить, что и волевой человек, во-первых, не может преодолеть все трудности, и, во-вторых, что будет, если не учить человека преодолевать трудности? Сам же Ильин и уточняет эту позицию, говоря, что он рассматривает волевое качество как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного. «В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности – типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента – опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычной при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т.е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять».271 С таким подходом можно было бы согласиться, если бы не всплывшая «способность к волевому усилию», которая фактически делает не нужным все остальное, одновременно, набрасывает печать таинственности на всю проблему воли и волевые качества, в частности.

Попытаемся уточнить наше понимание волевых качеств личности. С общих, философских позиций, качество – есть выражение сущностной определенности объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. С этих позиций волевые качества должны выступать как сущностные качества личности. То есть, без волевых качеств личность перестает быть сама собой. Но что же тогда выступает в роли этой сущности. В роли этой сущности выступает свобода выбора. Человек свободен в выборе своей судьбы, своего жизненного пути. А волевые качества – это качества, обеспечивающие свободу выбора жизненного пути личности. Личность свободна в выборе своего жизненного пути. Личность вольна в выборе своего жизненного пути и эта свобода воли есть ее сущностный атрибут. В силу своей свободы воли личность ответственна за свои поступки. Воля есть выражение внутреннего мира человека, проявление мира внутренней жизни человека. Воля не есть таинственная способность к волевому усилию, воля есть проявление сущности личности, проявление внутреннего мира, его самореализации, внутреннего мира, который формируется исходя из потребностей вначале индивида, а затем личности, который рассматривает внешний мир, как «мир для меня» и который учитывает ограничения, накладываемые на реализацию его желаний, его хотений. В реализации своих желаний и хотений ребенок, а затем и взрослый сталкиваются с препятствиями, начиная с ограниченности возможностей своих способностей и заканчивая противодействием других людей. В стремлении преодолеть эти препятствия у человека складываются определенные формы поведения. Закрепленные формы поведения, обеспечивающие успех в определенных условиях, (определенных препятствиях) превращаются в качества личности (черты характера). В обычной жизни перечень препятствий, с которыми сталкивается человек, достаточно ограничен (по своему типу). Поэтому и устоявшихся стереотипов поведения, представленных в качествах личности тоже ограниченное число. Эти качества личности позволяют в каждом конкретном случае не решать огромное число проблем, связанных с организацией поведения, а строить его по стереотипам, которые отражены в чертах характера (качествах личности). Качества личности, сформировавшиеся в преодолении преград и реализующиеся в преодолении препятствий, получили название волевые качества. Точное было бы их назвать свойствами личности, так как свойства характеризуют определенное качество в различных условиях функционирования.

Таким образом, волевые свойства личности являются выражением его сущностного волевого качества – свободы воли.

7.6.2.«Цена деятельности» и воля

 

Любая деятельность (поведение) требуют определенного обеспечения: энергетического, умственного (интеллектуального), эмоционального. Разные виды деятельности требуют разного ресурсного обеспечения. При столкновении с трудностями деятельность начинает требовать повышенного ресурсного обеспечения. Это хорошо просматривается в стрессовых ситуациях в отношении прежде всего энергетического обеспечения деятельности (поведения). В определенных пределах организм реагирует мобилизацией своих ресурсов для достижения цели в условиях затруднений (препятствий) автоматически. Интегральный ресурс обеспечения деятельности назовем «ценой деятельности».

Возникновение затруднений на пути достижения цели деятельности активизирует процессы осознания деятельности, особенно в тех звеньях, которые ранее выполнялись на уровне навыка. Переосмысливаются все компоненты деятельности, если необходимо, вносятся коррективы в цель деятельности, программу деятельности, способы ее достижения. Именно это переосмысление деятельности и повторная попытка достижения цели воспринимается как акт волевого усилия, т.е. попытка достичь цели при наличии трудностей. Но в основе этой попытки лежит мотивация, а не таинственное волевое усилие.

Реализация цели деятельности в условиях препятствий сопровождается мобилизацией ресурсов субъекта деятельности. Эта мобилизация ресурсов: энергетических, интеллектуальных и эмоциональных, также может осознаваться как волевое усилие.

В той мере, в какой человек осознанно может мобилизовывать свои ресурсы для достижения цели, это может выступать как волевое усилие. Экспериментальные данные показывают, что человек может это делать отдавая «приказ» самому себе, за счет нисходящих воздействий коры головного мозга на подкорковые структуры. Вполне естественно, что эта мобилизация ресурсов может быть реализована только в определенной мере и на определенном временном промежутке. Если в течение этого времени цель не будет достигнута, мы можем наблюдать или отказ от цели или стресс перейдет в дистресс. Раз существует мера мобилизации, значит существуют и индивидуальные различия в этой мере мобилизации, и следовательно и различия в индивидуальных проявлениях воли.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.