Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 6. Индийская (индуистская) цивилизация



Один из древнейших центров развития цивилизации находился в Индии. В древнем мире Индией называли земли к востоку от реки Инд, которые составляли территорию нынешних Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш. Здесь в долине Инда в IV-III тыс. до н.э. возникла высокоразвитая цивилизация, которая совпадала по времени с очагами земледельческих цивилизаций Египта и Месопотамии, обнаруживая сходство с ними. Выдающийся феномен цивилизационного развития с яркой культурной традицией и высокоинтеллектуальным потенциалом сформировался в особых природных условиях Индостана среди многообразия обитавших здесь племен и народов.

Индия была заселена довольно давно. Уже в VI тыс. до н.э. на ее территории появляются самые ранние поселения земледельцев. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую по эталонному памятнику называют Мергарской. Поседения мергарцев расположены на западной окраине долины Инда в невысоких горных районах. Климат здесь более умеренный, небольшие речки служили источником воды для хозяйственных и бытовых нужд. Здесь же легко было найти укрытие от врагов. Первые поселения были небольшими. Их характерными особенностями являлись строения из сырцового кирпича, развитая кремневая индустрия с геометрическими микролитами, наличие каменных шлифовальных тесел и топоров, украшений в виде бус из кости, камня и раковин.

В середине III тыс. до н.э. в долине Инда сформировалась самобытная Индская цивилизация. По эталонному памятнику крупнейшему городскому поселению Хараппе она получила и другое название Хараппская. Археологические следы Индской цивилизации обнаружены как в долине Инда, так и в верхней части долины Ганга. Территория, занимаемая этой цивилизацией, значительно больше территорий одновременных Египетской и Месопотамией цивилизаций. Она простиралась более чем на 1100 км с севера на юг и на 1600 км с запада на восток. Хараппскую цивилизацию можно датировать временем около 2500/2300 1800/1700 гг. до н.э. Считается, что эта цивилизация была известна шумерам под названием Мелухха.

Дальнейшая история индийского общества называется всеобщим «темным веком», длившимся более 1000 лет. Но известно, что совершенствование технологий, изготовление железа дали возможность осваивать долину Ганга. Этот район, очень продуктивный для земледелия, стал центром истории Северной Индии на следующие более 2 тысяч лет.

Расширение площадей обрабатываемых земель и появление новых сообществ усложнило существующее социальное деление, оформилось 4 группы людей (варны): брахманы, кшатрии, вайшья, шудры, а затем и 5 – вне кастовая – панчамы (неприкасаемые). Основанием деления людей на эти группы стал вид трудовой деятельности.

Все более усложняется религия индийского общества (ведизм), философия (Упанишады). Согласно религиозным воззрениям, целью личности было освободиться от страданий и бесконечной череды перерождений через самоконтроль. Было выработано сложное понятие «кармы».

Зарождается новая религиозная система – буддизм. Основатель – Сиддхартха Гаутама (род. 563 г. до н.э.). Он говорил о всеобщности страдания, объяснял причины его и способы покончить с ним – «благородный восьмеричный путь». Целью личности стало достижение нирваны.

На рубеже древности и средневековья политическая история Индии очень отрывочна. Самое известное государство – царство Кушан. Его богатство основывалось на контроле за торговыми путями.

Более известна история государства Губта (III – сер. V вв. н.э.), оно пало под натиском белых гуннов (эфталитов). До начала XIII в. в Индостане глубокая политическая раздробленность: более 180 государственных образований, имеющих много схожих черт.

Господство сельской общины определяет весь облик индийского общества. В первые века н.э. оформляется общинно-кастовая система, выросшая из варновой системы, но более усложненная. Община стала представлять замкнутый самообеспечивающий себя всем необходимым механизм, организованный на принципах кастовой иерархии (высшие и низшие касты). Такому обществу потребовалась новая идеология, ведь буддизм с его равенством всех перед страданиями перестал удовлетворять общество. Оформляется новая идеология – индуизм, оправдывающий социальное неравенство, призывающий к терпению, непротивлению злу, несправедливости.

В XIII в Северная Индия завоевана мусульманами. В индийском обществе происходят глубокие изменения. Ислам становится государственной религией (религией правящего меньшинства), впервые создаются централизованные политические объединения: Делийский султанат (1206-1526 гг), Империя Великих Моголов (1526- сер. XIX в). но мусульманское завоевание не смогло даже пошатнуть сложившуюся общинно-кастовую систему. Продолжала она существовать и в колониальный период (сер. XVIII в – 1947 г.), сохраняется она и сейчас.

 

Основная литература: 1, 4, 12, 29, 30, 31, 32, 38, 39, 49, 57, 62, 71, 75

Дополнительная литература 92, 98, 110, 111, 112, 114, 115







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.