Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. Основоположники цивилизационных теорий.



Существует несколько вариантов цивилизационного подхода к изучению мировой истории. Выделим некоторые из них.

Известно, что Ф. Энгельс вслед за Л. Морганом выделил трехзвенную схему: варварство - цивилизация – коммунизм. Этот «марксистский» вариант поддерживают те, кто считает, что социализм может стать реальностью. Подавляющее большинство ученых не разделяет такую точку зрения, отмечая, что подобная трактовка - как ранее марксистская теория формаций - дает жесткий одновариантный тип развития, что не подтверждается ходом мировой истории.

Наибольший интерес представляют работы создателей теории цивилизации, которых в настоящее время не совсем правомерно относят к культурно-исторической школе, сужая тем самым предмет и метод их исследования. Эти работы появились на свет в конце ХIХ - первой половине ХХ в.

Основателем современной цивилизационной теории по праву считается русский мыслитель Н.Данилевский (1822-1885 гг.), работа которого «Россия и Европа» была впервые опубликована в 1869 г. Он пишет, что лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами». Н.Данилевский разделяет все народы в этом отношении на 3 варианта: 1)позитивные творцы истории, создавшие великие культурно-исторические типы, 2)негативные творцы истории, которые, подобно гуннам, монголам или туркам, сами не создавали цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых цивилизаций, разметав их останки, чтобы затем вернуться в исходное положение и исчезнуть с арены истории, 3)народы и племена, творческий дух которых по какой то причине задержался на ранней стадии и они остались на положении этнографического материала, используемого творческими народами для обогащения своих цивилизаций. Он формулирует основные принципы и закономерности, которые регулируют процесс возникновения, роста и упадка цивилизаций.

По Н.Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными только в одной или нескольких областях деятельности и ни одна из них не проявила свою всесторонность. Так, греческая цивилизация достигла высот в эстетической области ив философии, но не была творческой в других сферах. Семитская цивилизация достигла наивысших достижений в области религий, римская – в области права и политической организации, китайская – в области практического устроения жизни, индийская – в сфере воображения, фантазии и мистики. Осуществив свою творческую миссию, цивилизация обречена на умирание как целостный творческий организм.

Большой вклад в развитие теории цивилизации внес Освальд Шпенглер (1880-1936) - не академический ученый, а самоучка. В 1918 г. вышла книга О. Шпенглера «Упадок Запада» (в русском издании - «Закат Европы»), которая произвела в научном мире эффект разорвавшейся бомбы. Саму историю Шпенглер рассматривал как врожденную творческую способность. Его метод ряд исследователей называет «интуитивным», ибо на вопрос: «Существует ли история как наука?» - Шпенглер неумолимо отвечал: «Нет!». «Есть только свойство угадывания (интуитивного понимания) того, что в действительности имело место. Для исторического видения фактические данные - это всегда символы».

Отмечая множественность путей развития цивилизаций, как и Данилевский, Шпенглер считал, что каждая цивилизация проходила в своем развитии стадии, аналогичные стадиям в жизненном цикле человека: рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть. Рассмотрев 7 крупнейших цивилизаций мировой истории (египетскую, китайскую, арабскую, греко-римскую, мексиканскую, семитскую и западную), он пришел к выводу: средний жизненный цикл цивилизации - около 1000 лет. В той же знаменитой работе «Упадок Запада» Шпенглер говорит о неизбежной гибели западноевропейской цивилизации (подобно тому, как погибли прежде величайшие цивилизации мировой истории).

Автором самого грандиозного труда ХХ в. по истории цивилизаций - 12-томного «Исследования истории» - стал английский ученый Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975).

А.Тойнби начинает свое исследование с тезиса о том, что истинной областью исторического знания является не описание отдельных событий, не история государств или политических систем или же человечества в целом, а «цивилизация в ее религиозных, территориальных и политических характеристиках».

Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Механизм зарождения цивилизации – взаимодействие вызова окружающей среды и ответа на вызов общества.

Следующий круг проблем связан с ростом цивилизаций, при этом учёный не видит связи между техническим процессом и развитием цивилизации. Рост цивилизации – это постоянный процесс ее внутреннего самоопределения и самовыражения, усложнение ее аппарата и технологий.

Третий круг проблем связан с надломом и разложением цивилизаций. Не менее 16 из тех 26 существовавших¸ которые насчитал А.Тойнби, прекратили свое существование, а из оставшихся восьми семь находятся под угрозой уничтожения или ассимиляции западной цивилизацией. Стадия упадка состоит из надлома, разложения и гибели цивилизации. Между надломом и гибелью цивилизации не редко проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Большинство цивилизаций оказалось обречено на гибель. Что касается западной цивилизации, то, не смотря на все присущие ей симптомы надлома и разложения, А.Тойнби все же оставляет надежду на существование.

Важную роль в формировании цивилизационной теории сыграла школа «Анналов». Рождение исторической школы «Анналов» было связано с началом издания в 1929 г. французскими историками Люсьеном Февром и Марком Блоком журнала «Анналы. Экономики. Цивилизации. Общества». Л. Февр и М. Блок стали основателями нового направления исторической мысли - «Новой исторической науки», как предпочитают именовать себя представители школы «Анналов». Февр и Блок поставили под сомнение главенствующую роль событийной истории, подчинив свои исследовательские усилия задаче воссоздания жизни людей прошлого в ее полноте и сложности, их привычек чувствовать и мыслить, их повседневной жизни, их способов борьбы с обстоятельствами.

Второе поколение историков, принадлежавших к школе «Анналов», олицетворяет Фернан Бродель, доминировавший во французской исторической науке с конца 50-х до 70-х гг. Изначальная аксиома Броделя – признание множественности цивилизаций; главными принципиальными характеристиками каждой из них он считает малоподвижность, инерционность, статичность.

Понятие и концепция цивилизации у Ф. Броделя тесно связаны с понятием «большая длительность». Ученые считают, что это – самое оригинальное, емкое, глубокое понятие работ Броделя и представителей школы «Анналов» в целом. По Броделю, цивилизации - это «реальности большой, неисчерпаемой длительности, без конца приспосабливающиеся к своей судьбе». Они не только преодолевают, переживают социальные, экономические, политические, идеологические и другие потрясения, но и детерминируют их, «командуют ими», - отмечает Ф. Бродель. Как пример всемогущества цивилизационных традиций он приводит Великую Французскую и Русскую революции, которые не сумели переломить ни судьбу французской, ни судьбу русской цивилизаций. Цивилизации «переваривают» социальные катастрофы и перевороты. Даже смена правящего класса не меняет характера продолжающегося развития. Социальные перестройки вели лишь к тому, что менялся «цвет цивилизации по отношению к ней самой», но сохранялись все ее нюансы и особенности по сравнению с другими цивилизациями.

 

Основная литература: 4, 8, 25, 27, 48, 49, 51, 52, 62, 63, 65, 67, 74, 76

Дополнительная литература 81, 86, 87, 110, 112, 113

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.