Тема 7. Конфуцианско-буддийская цивилизация
Древнекитайский очаг раннеземледельческой культуры возник в VI-V тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ. Здесь на базе местного палеолита и мезолита сложилась неолитическая раннеземледельческая культура Яншао, которая отличалась расписной керамикой и навыками выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы (китайский сорт проса). Своими навыками в сфере зернового земледелия, а также росписью на сосудах, культура Яншао близка неолитическим раннеземледельческим культурам Евразии. На смену Яншаоской культуре расписной керамики во второй половине III тыс. до н.э. приходит Луншаньская культура, которую называют культурой черной керамики. Рубежным этапом цивилизационного развития Юго-Восточной Азии стало появление т.н. городской цивилизации Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.), отличающейся практикой строительства городов с пышными дворцами и храмами. К этому времени успехи в гончарном деле уже привели к открытию металлургии. Появление бронзы и начавшийся век металла рука об руку шли с урбанистической цивилизацией, один из первичных очагов которой сложился в середине II тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ. Для Шанской цивилизации характерно обособление ремесла от земледелия и территориально, и организационно. Возможно, в особую профессию выделилось ремесло медников, каменотесов, оружейников, мастерские которых были сосредоточены в пригородных кварталах. Получило развитие монументальное строительство, в частности градостроительство, которое контролировалось ваном и обеспечивалось значительными материальными и человеческими ресурсами. Первые века н.э. характеризуются политической раздробленностью. На всех этапах развития китайского общества особую роль как доминирующей и направляющей религиозной идеологии в поддержании единства общества и в устроении его как социальных, так и государственных оснований играло конфуцианство. Это позволяет исследователям определять Китай и другие страны этого региона как «конфуцианскую цивилизацию». В характере учения, в авторитете Конфуция лежит причина ярко выраженной мирской, этической и государственной направленности этой религии. Однако конфуцианство сосуществовало в сочетании и взаимодействии с двумя другими существенными компонентами общей системы духовной регуляции – даосизмом и буддизмом. Эволюция общественного развития протекала здесь во взаимодействии 3 основных религий в условиях сильной государственности. Получив полное влияние в системе просвещения и воспитания, сумев организовать систему государственных экзаменов, оказавшись фактически основой административно-политической структуры страны, конфуцианство стало неуязвимым и незаменимым. Оно стало выше другой религии – стало образом жизни, принципом организации стабильного и жизнеспособного организма. В то же время конфуцианцы терпимо относились к другим религиям, считая их полезными для удовлетворения религиозных потребностей простого народа, которому были недоступны высшие идеалы и мудрость конфуцианства. Этими религиями стали даосизм и буддизм, которые заняли свое место в системе религиозных верований. Даосизм брал на себя заботу об эмоциональном состоянии общества (вера в бессмертие, долголетие), а выражение «потусторонних» измерений духовной жизни возлагалось на буддизм. Такова сущность китайского религиозного синкретизма, определившего и всю систему жизненных ценностей на 2 тысячи лет: неизменяемость существующих порядков – залог успеха и стабильности в обществе, на страже которых стоят чиновники-конфуцианцы. Другими отличительными чертами этой цивилизации стали: 1)господство государственной надельной системы, 2)оформление строго централизованного государственного бюрократического аппарата с обслуживающей его государственной экзаменационной системой. Некоторые особенности этой цивилизации мы найдем в Японии, связанные с ее географическим положением. Китайская культура оказывала огромное влияние на многие страны региона, но в истории Японии доминировали внутренние факторы. Здесь утвердилась частно-поместное землевладение – сеэн. Религиозный синкретизм сложился на основе традиционной японской религии (синтоизм), конфуцианства и буддизма. Синтоизм не имел стройной философской системы, но обладал ритуальной чистотой и простой обрядностью. Ядром появления японского государства и культуры стал регион Ямато в центре района влажного выращивания риса. Правители Ямато стали основателями императорской семьи Японии, которая ныне является самой длиной непрерывной линией правителей в мире. В VI в в Японии появилось первое настоящее государство. Оно находилось под сильным влиянием Китая и его культуры. Китай стал образцом, с которого японская знать копировала свои политические институты. Китайская письменность была адаптирована для японского языка.
Основная литература: 2, 3, 25, 31, 32, 38, 39, 42, 47, 49, 56, 57, 73 Дополнительная литература 81, 82, 88, 94, 110, 111, 112, 116
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|