Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. Общие принципы цивилизационной теории



Термин «цивилизация» появился сравнительно недавно. В науке утвердилась точка зрения, что впервые его употребил маркиз де Мирабо в своем трактате «Друг законов» (1757 г.). Он писал: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и чтобы эти правила играли роль законов общежития».

Великие просветители Вольтер, Руссо употребляли лишь глагол «цивилизовать». Но термином «цивилизация» все увереннее пользовались Гольбах, другие мыслители, хотя и в несколько размытом смысле. В 1798 г. слово «цивилизация» вошло впервые в «Словарь Академии», который ранее его игнорировал.

Аналогичный процесс происходил в этот период и в Англии. Первое использование термина «цивилизация» в Англии зафиксировано в 1767 г. Существует точка зрения, что это связано с деятельностью английских просветителей.

В то время слово «цивилизация» несло узкую, конкретную смысловую нагрузку; его значение должно было противопоставить «цивилизацию» и «непросвещенные народы», а также «цивилизацию» и «темные века» феодализма и Средневековья. Подобная традиция идет еще из эпохи античности: противопоставление своей культуры, духовности и политической организации всем «варварским обычаям», образу жизни «дикарей». В Афинах была распространена поговорка: «Лучше быть рабом в Афинах, чем воином у персов», то есть при самодержавной власти.

Именно с конца ХVIII в. в одном из словарных значений термин «цивилизация» сохраняет ценностное и просветительское звучание, но это относится именно к западным лингвистическим традициям.

В наше время слово «цивилизация» употребляется довольно часто в научном, политическом, разговорном лексиконе; но по-прежнему в него вкладывается различный смысл.

Целесообразно выделить несколько макропластов цивилизационного процесса, а именно: 1) среду обитания; 2) биологические и этнические процессы; 3) производительные силы, производство материальных благ; 4) производственные отношения; 5) социальная структура общества (касты, кланы, сословия, классы); 6) институты власти и управления; 7) религиозные ценности, менталитет; 8) взаимодействие локальных цивилизаций.

Становление теории цивилизации шло тяжело. Нельзя утверждать, что оно уже завершилось. Подобно тому, как историки «отцом истории» называют Геродота, «цивилизационщики» считают своим отцом Ибн Хальдуна (ок. 1332 - ок. 1402) - крупного арабского мыслителя, историка и философа, потомка знатной семьи, эмигрировавшей из Испании после Реконкисты. Ибн Хальдун много путешествовал, написал «Книгу назидательных примеров», в которой пришел к гениальным выводам, на столетия предвосхитившим взгляды создателей теории цивилизации. Так, он утверждал, что цивилизация создается разделением труда между городом и деревней, торговлей, обменом. Развитие общества, считал Ибн Хальдун, проходит через определенные исторические циклы; различия в образе жизни людей, обществ он связывал, главным образом, с географической средой их обитания. Работы Ибн Хальдуна стали широко известны только в 60-е гг. ХХ в.

Основная литература: 3, 4, 8, 12, 25, 26, 46, 49, 63

Дополнительная литература 81, 82, 87, 92, 103, 113, 117-120

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.