Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 19. Европа в эпоху позднего средневековья: Германия в XVI – первой половине XVII веков. Реформация в Швейцарии.



Экономическое положение Германии в начале ХVI в. Социальные противоречия и классовая борьба. Гуманизм в Германии. Реформация в Германии: Мартин Лютер. Народное направление в Реформации. Томас Мюнцер. Крестьянская война 1524-1525 гг. Социально-экономическое и политическое положение Германии во второй половине ХVI-начале ХVII в.

Высокий уровень внутренней и внешней торговли в начале ХVI в. способствовал дальнейшему развитию капиталистических элементов. Товарное производство внесло изменения в аграрные отношения. Спрос на сельскохозяйственное сырье стимулировал развитие этого сектора экономики.

Феодалы использовали этот подъем для массового перевода крестьян в лично- зависимое состояние и это снижало темпы распространения элементов капиталистического производства. При этом сохранялась политическая раздробленность страны.

Эти негативные явления привели к острым социальным конфликтам. Усугубляло обстановку в стране и особое положение церкви.

С зарождением буржуазных отношений в немецких городах возникает и развивается новая идеология – гуманизм. Немецкие гуманисты подготовили почву для распространения в Германии идей Реформации.

Толчком к движению за Реформацию послужило выступление Лютера против индульгенций. Лютер выражал интересы консервативно-бюргерских кругов.

Наиболее последовательным выразителем идей народного понимания Реформации был Томас Мюнцер.

Кульминационным пунктом Реформации в Германии была Крестьянская война 1524-1525 гг. В ходе войны были выдвинуты различные программы переустройства общества.

Война потерпела поражение и это тяжело отразилось на положении немецкого крестьянства и бюргерства.

В 1555 г. был заключен религиозный мир в Аугсбурге на условиях признания за князьями полной свободы в выборе вероисповедании- католического или лютеранского.

Германия во второй половине ХVI вступила в полосу глубокого упадка. Политическая раздробленность, сокращение внутригерманской торговли, перемещения мировых торговых путей отразилось на благополучии городов Юго-Западной Германии, которые пришли в упадок.

Ряд отраслей сельского хозяйства получил стимулы развития из-за спроса на хлеб, который стали вывозить за границу.

Областной и провинциальный сепаратизм оставался характерной чертой политической жизни Германии. В этой обстановке выделялась борьба двух основных группировок князей – протестантов и католиков, главным образом из-за церковных земель и богатств.

Общественный подъем, вызванный Реформацией и Крестьянской войной, способствовал развитию национальной культуры. Большой подъем наблюдался в области немецкой литературы и изобразительного искусства.

Наступившая после подавления Крестьянской войны реакция пагубно сказалась на дальнейшем развитии немецкой национальной культуры и надолго задержала национальное сплочение немецкого народа.

Социально-экономическое положение Швейцарского союза в начале ХVI в. Предпосылки Реформации в Швейцарии. Цвинглианская реформация и ее итоги. Кальвин, его вероучение и церковь. Феодальная реакция и контрреформация в Европе.

Социально-экономическое развитие страны порождало осложнения и конфликты.

Бедствием для Швейцарии и ее населения являлось наемничество. Требование покончить с позорной торговлей кровью стало одним из основных требований цвинглианской Реформации в Швейцарии.

Основоположником швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли. Социально-экономические и политические взгляды Цвингли характеризовались известным радикализмом. Он порицал крепостничество, защищал мелкую собственность крестьян и ремесленников, был решительным сторонником республиканского строя и противником монархии.

Создателем наиболее последовательного реформационного учения Жан Кальвин. Кальвин пытался найти способ бесконфликтных взаимоотношений со светскими властями.

Основным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении. В органической связи с учением о предопределении находилась вся теологическая система социально-экономических и этических норм кальвинизма. Собственность, как и все сущее на земле, есть дар божий.

Кальвин поставил целью любой ценой сохранить духовную независимость церкви от государственной власти.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах.

Феодальная реакция с 40-х годов ХVI в. перешла в наступление, в том числе против всех прогрессивных форм идеологии. Католическая церковь , реорганизовавшись, тоже повела наступление против Реформации. Эта политика воплотилась в деятельности Ордена иезуитов. Главными направлениями деятельности иезуитов: воспитание подрастающего поколения в духе ортодоксального католицизма; проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воле и целям Ордена и католической церкви; борьба с ересями и распространение католицизма.

Реформация потребовала некоторых реформ в самой католической церкви. Большая роль в этом принадлежит Тридентскому собору. Все нововведения были отвергнуты.

Все сочинения протестантов и их учения были преданы анафеме. Иезуиты яростно отстаивали принцип верховенства папы над епископами, церковным собором, светскими властями и положение о «непогрешимости» папы.

Опираясь на решения собора, папство укрепило организацию церкви, преодолело догматические разногласия, усовершенствовало формы пропаганды католицизма.

 

Литература:1,7,8,11,17,18,23-26,30,35,48,67,111,113,116-122

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.