Здавалка
Главная | Обратная связь

Процедура проверки статистических гипотез заключается в следующем.



1. Выбирается некоторый критерий проверки гипотезы (рис. 12).

2. Вычисляется по определенному алгоритму значение критической об-

ласти критерия из исходной выборки наблюдений

3. По исходным данным в специальных таблицах (приложение А) определяются критические значения области критерия при заданном уровне значимости 0,05 и 0,01.

4. Сравнивают расчетное и критическое значения критерия. Если расчетное значение больше или равно критическому значению, гипотезу отвергают. Исключение составляют только критерии знаков , критерий Уилкоксена и

критерий Манна-Уитни . Для них устанавливаются обратные соотноше­ния.

Могут быть и другие правила статистической проверки гипотез, в которых используются два критических значения при уровнях значимости 0,05 и 0,01. В том случае, если расчетное значение больше или равно критическому значе­нию при уровне значимости 0,05, гипотеза отклоняется, а гипотезаеще не принимается. Гипотезапринимается только в том случае, если расчетное значение больше или равно критическому на уровне значимости 0,01.

3.2. -критерий Стьюдента

Назначение критерия. Критерий предназначен для оценки различий между двумя параметрическими эмпири­ческими распределениями по среднему значению (уровню) какого-либо признака, ко­личественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между выборками, когда .

Описание критерия.Эмпирическое расчетное значение критерия отражает, насколько велика зона совпаде­ния между рядами. Чем больше , тем более вероятно, что различия достоверны.

Гипотезы

Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.

Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

 

Алгоритм расчета t-критерия Стьюдента для независимых

Выборок измерений

1. Определить расчетное значение -критерия по формуле

 

(1)

где степень свободы, которая определяется как

2. Определить критическое значение -критерия при заданном уровне значимости и степени свободы.

3. Сравнить расчетное и критическое значения -критерия. Если расчетное значе­ние больше или равно критическому, то гипотеза равенства средних значений в двух выборках измерений отвергается. Во всех других случаях она прини­мается на заданном уровне значимости.

Пример. Две группы студентов обучались по двум различным методикам. В конце обучения с ними был проведен тест по всему курсу. Необходимо оценить, насколько существенны различия в полученных знаниях. Результаты тестирова­ния представлены в таблице 13.

Таблица 31

 

Рассчитаем выборочное среднее, дисперсию и стандартное отклонение:

Определим по формуле (1) значение

По таблице находим критическое значение для уровня значимости

 

Вывод: так как расчетное значение критерия меньше критического , гипотеза подтверждается и существенных различий в методиках обучения нет на уровне значимости 0,01.

3.4. Алгоритм расчета -критерия Стьюдента для зависимых

Выборок измерений

1. Определить расчетное значение -критерия по формуле

 

 

где ,

 

6. Рассчитать степень свободы

7. Определить критическое значение -критерия (см. прил., табл. А3).

8. Сравнить расчетное и критическое значение -критерия. Если расчетное значе­ние больше или равно критическому, то гипотеза равенства средних значений в двух выборках изменений отвергается. Во всех других случаях она прини­мается на заданном уровне значимости.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.