Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственный строй России в период сословно-представительной монархии



 

Рассматривая государственный строй, следует, прежде всего, дать общую характеристику сословно-представительной монархии. Эта форма правления Российского феодального государства имела следующие отличительные черты:

1) власть монарха ограничена органами сословного представительства в центре и на местах: в центре – Боярская Дума и Земские Соборы, на местах – органы губного и земского самоуправления;

2) прослеживается тенденция усиления роли монарха за счет ослабления роли Боярской Думы вследствие создания высшего органа сословного представительства – Земского Собора;

3) эти органы отражали роль той социально-политической силы, на которую опиралась царская власть – дворянство и верхи городского населения; при их поддержке царская власть боролась с боярским сепаратизмом, препятствовавшим централизации государства;

4) сословно-представительная монархия представляла собой более высокую степень централизации государственного аппарата, чем ранее – феодальная монархия.

Носителем высшей власти был монарх, статус которого постоянно повышался, сначала в связи с венчанием на царство, а затем, с 1547 г., с принятием титула царя. Объем царской власти постоянно изменялся в сторону расширения полномочий и самостоятельности царя при решении и государственных дел, и законотворчества. Этому способствовало создание мощного чиновничье-бюрократического аппарата и постоянного войска.

Сохранялась Боярская Дума, состоявшая из феодальной знати, обладавшей думными чинами: бояр, окольничих, думных дьяков и думных дворян. Дума проводила свои заседания под председательством царя либо без его участия. К ее компетенции было отнесено рассмотрение отдельных категорий судебных дел, вопросы управления и принятие законодательных актов, как правило, по запросам приказов. Законодательные функции Думы закреплялись Судебником 1550 г. Постепенно из Боярской Думы выделяется «ближняя», «комнатная» дума, узкий совещательный орган при царе, состоящий из наиболее приближенных, доверенных лиц.

Особое место в государственном механизме занимали Земские Соборы. Первый Собор состоялся в 1549 г., последний в 1689 г. Причиной появления этих высших органов сословного представительства была необходимость поддержки царя и ограничения влияния Боярской Думы, а также возможность, в необходимых случаях, обратиться непосредственно к обществу.

Земские Соборы состояли из двух основных элементов:

1) крупные светские и духовные феодалы в лице Боярской Думы и Освященного Собора – собор высшего православного духовенства с привлечением в ряде случаев наиболее уважаемых старцев (монахов) из крупнейших монастырей;

2) «люди всех чинов», т.е. сословные представители от дворянства, торговых людей (на ряде соборов), других городских жителей. Свободные крестьяне созывались один раз – в 1613 г.

Компетенция Соборов зависела от условий, в которых они созывались. В периоды междуцарствования они были верховными органами государственной власти, и им принадлежало право избрания на царство нового монарха. В остальных случаях Соборы рассматривали вопросы войны и мира, финансового характера, налогообложения и принимали важнейшие законодательные акты.

Земские Соборы созывались специальным указом для каждого конкретного случая с указанием количества выборных от каждой местности. Работали, как правило, по куриям, т.е. отдельно заседал царь с Боярской Думой, Освещенный Собор и собрание сословных представителей; каждая курия принимала свое постановление.

Состав и компетенция Земских Соборов менялись в зависимости от обстановки, в которой они работали. Со второй половины ХVIII в. роль Земских Соборов падает.

В системе органов централизованного управления наибольшее развитие получают приказы. Их число доходило до 80 (постоянных – 40), они разделялись по территориальному и функциональному признакам. Это были бюрократические централизованные органы отраслевого управления. Кроме того, к каждому приказу приписывались определенные города и уезды, в которых они ведали «судом и данью», т.е. собирали налоги и подати, осуществляли судебные функции. Во главе приказов стояли бояре, окольничьи или думные дьяки. Основную массу чиновников, от которых зависело решение всех дел, составляли подьячие.

Приказы, как органы центрального управления, возникнув из дворцовых ведомств, были вызваны новыми условиями и стремлением сконцентрировать решение важнейших правительственных дел в центре.

В связи с централизацией государства произошли существенные изменения в системе судебных органов.

Большую роль в укреплении власти царя сыграла опричнина- особая террористическая внутренняя полити­ка правительства Ивана Грозного в 1565-1572 гг.

В декабре 1564 г. Иван IV в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян удалился из Москвы в свое охотничье село Александровскую слободу (ныне - г. Александров Владимирской обл.), откуда вскоре гонец привез два послания царя, оглашенные на Красной площади. В первом царь сообщал, что он положил гнев и на бояр, и на детей боярских - за их нежелание воевать против недругов и насилия над народом, и на духовен­ство, поскольку оно заступается за "изменников", а раз так, то он оставляет престол. В грамоте, обращенной к посадским людям Москвы, Иван IV за­верял их, что "гневу на них и опалы, никоторые нет". Это был хорошо рас­считанный демагогический жест: царь ловко противопоставил феодалов и посадских людей, выдавая себя за защитника простых людей от насилия феодалов. Московские "черные" люди потребовали, чтобы бояре и духо­венство уговорили царя остаться на царстве, угрожая, что в противном случае они "государьских лиходеев и изменников" сами "потребят". Когда через несколько дней делегация духовенства и бояр явилась в Александ­ровскую слободу, Иван IV согласился вернуться на престол, но лишь с тем условием, чтобы он мог казнить "изменников" по своему усмотрению и учредить опричнину. (Опричниной издавна назывался удел, который князь выделял своей вдове, "опричь" (т.е. кроме) всей земли. Теперь опять же, "опричь" всей Русской земли, выделялась государева опричнина -своеобразный личный удел государя всея Руси. Остальная часть государ­ства стала именоваться земщиной.)

В опричнину были включены: 1) уезды с развитым феодальным земле­владением, служилые люди которых были исконной опорой великокняже­ской власти (Суздальский, Ростовский, часть Переславль-Залесского, Ко­стромской); 2) уезды, пограничные с Великим княжеством Литовским, где земли были отданы в значительной степени верным слугам московских го­сударей (Вяземский, Козельский, Белевский, Медынский, Малоярославец-кий, Можайский); 3) черносошные земли в Поморье, дававшие большой доход: поступавшие оттуда налоги стали финансовой базой опричнины. Опричную часть Иван IV выделил и в Москве.

В состав Думы входили думные люди четырех степеней, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Представители высшей знати - боярской аристократии, заседавшие в Думе, принадлежали к потомкам князей - Рю­риковичей или Гедиминовичей (князья Воротынские, Мстиславские, Го­лицыны, Куракины) или старинных московских боярских родов (Романо­вы, Морозовы, Шереметевы, Шеииы, Салтыковы). Состав Думы расши­рился за счет менее родовитых, но близких к царю родственников цариц -Стрешневых, Милославских, а позднее Нарышкиных.

Земские соборы - принципиально новый высший орган государства. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий - войн, взыскания новых доходов и пр. Цари, опираясь на земские соборы, могли проводить угод­ную им политику даже вопреки воле Боярской думы. Первый собор (на­званный собором примирения) царь, и феодалы, напуганные восстанием горожан в Москве, созвали в 1549 г. Этим способом господствующей вер­хушке удалось несколько утихомирить недовольных. Создавалась види­мость привлечения к государственному управлению не только бояр и дво­рян, но и других слоев населения.

В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства -Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с зани­маемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадского населения (торговые люди, крупное купе­чество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора царь приглашал представителей с мест. Значитель­ную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было важно для решения различных финансовых про­блем.

Продолжительность работы соборов зависела от обстоятельств их со­зыва и существа обсуждавшихся на них вопросов. В ряде случаев они функционировали непрерывно по нескольку лет. После изгнания ино­странных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, когда страна переживала экономическую разруху, серьезные финансовые труд­ности и царь нуждался в поддержке различных слоев населения, земские соборы заседали почти непрерывно, потом стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.

Количественный состав земских соборов был непостоянным. Самым многолюдным (примерно 700-800 человек) был собор, созванный в 1613 г., после изгнания интервентов. Это был единственный случай, когда на нем присутствовали представители стрельцов, казаков, чернотяглых крестьян. На этом соборе выбирали царя. Выдвигались различные кандидатуры, в том числе называлось имя героя борьбы с интервентами князя Пожарского. Победила та группировка, которая ратовала за избрание 16-летнего Ми­хаила Романова. Бояре хотели управлять сами, а потому выбрали царя-марионетку. Так на российский престол взошла династия Романовых.

Все земские соборы можно условно разделить на четыре основные группы: 1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе; 2) созывал царь, но по требованию сословий; 3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство. Первая группа соборов была преобладающей.

В исторической литературе высказывалось мнение, что земские собо­ры были совещательными органами при царе. В действительности же они являлись высшими органами государственной власти.

Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становле­ния ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляли дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия.) Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.