Здавалка
Главная | Обратная связь

Предпосылки к образованию Великого княжества Литовского и союза государств – Речи Посполитой



 

Государственность славяно-литовских народов – литвы, ятвягов, кривичей, лехетских радимичей, ливов, латгаллов – возникла позже русской. Прибалтийские племена признавали власть полоцких князей, пользовались их защитой и до XIII века платили им дань. Уклад их общественной жизни опирался на родо-племенные основы; власть племенных вождей (князей) ограничивалась всенародными собраниями – вечами.

Экспансия шведских, датских и немецких феодалов, объединившихся в рыцарские ордена под знаменем Северного крестового похода (провозглашен в 1198 г.), вызвала оборонительную активность литовских племен и их интеграцию в мощные родо-племенные объединения. Это был удачный стратегический опыт, приносивший победы: в 1236 г. войска ордена Меченосцев потерпели поражение под Сауле. В 1253 г. коронован первый король Литвы – князь Миндовиг. Успехи литовцев привлекли внимание Галицко-Волынских князей, полагавших начала литовской государственности опасными или по меньшей мере невыгодными для себя. В 1255 г. земли Черной Руси вместе со столицей молодого королевства городом Новогрудком отошли к Галицкому князю Даниилу. В 1268 г. династия короля Миндовига была насильственно прервана, и объединение литовских земель распалось.

Возник и культурный раскол: часть племен поддерживала историческую самобытность литвы и язычество, другая часть склонилась перед влиянием христианства, активно внедрявшегося русскими князьями. Сопротивление русским княжествам возглавили князья Гермунд и Гилигин. Гермунд предпринял удачный поход на Волынь. При Гилигине (1275-1278 гг.) христианские миссионеры были изгнаны из Литвы. Активную борьбу с иноплеменниками развернул князь Тройден (1278-1282 гг.), ограждавший Литву со стороны Волыни колониальными поселениями пруссов. Однако и этот успех был недолговременным – смута, длившаяся с 1282-го по 1292 гг., снова разрушила объединение Литвы.

В 1316 г. к власти пришел князь Гедимин, основатель династии Гедиминовичей. В вассальной зависимости от Литовского княжества оказались Минское, Лукомское, Друцкое, Турово-Пинское княжества. Потомок Гедимина – Ольгерд Гедиминович существенно расширил границы княжества: к нему были присоединены Киевская, Новгород-Северская, Черниговская земли и Подолия. Вслед за этим Ольгерд одержал победы над Тевтонским орденом (на р. Стреве – 1348 г., при д. Рудаве – 1370 г.), и Золотой Ордой (при Синих Водах – 1362 г.), присоединил часть западнорусских земель; будучи союзником Тверского князя, трижды совершал неудачные походы на Москву (1368, 1370, 1372 гг.). Антимосковскую политику вел и князь Ягайло Ольгердович, выступивший союзником Мамая во время его нашествия. Впоследствии князья Литвы предлагали ордынцам союзничество, и в этом не отличались от московских князей, склонивших к вторжению в Литву крымского Менгли-хана.

Конец XIV в. ознаменовало укрепление межгосударственных связей с Польшей. Этот процесс был начат морганатическим браком князя Ягайлы Ольгердовича и польской королевы Ядвиги. В 1385 г. была подписана Кревская уния Польши и Литвы, закреплявшая отношения союзничества этих государств. Началось распространение католицизма в Белоруссии, Литве и на Украине. Более тесный союз потребовался во время Ливонской войны 1558-1583 гг. В 1569 г. была подписана Люблинская уния, по условиям которой Польша и Литва объединялись в одно государство – Речь Посполитую. Находясь в составе Речи Посполитой, Великое Княжество Литовское не утрачивало весь суверенитет: самостоятельно осуществлялось законотворчество и власть в иных формах, в том числе судебная власть. Таким образом, Речь Посполитая имела конфедеративную форму государственного устройства, – входившие в её состав государства действовали согласованно, но самостоятельно.

Формирование литовской государственности показывает, насколько мощным может быть объединение племен с военными целями. Родо-племенные связи были отличной основой для военного управления и подчинения. Народы Литвы оказались грозной силой и для рыцарских орденов Европы, и для русских княжеств, и для Золотой Орды. Военно-территориальные приобретения и укрепление аристократии стали основой феодализации общества. Лишь оседлость славяно-литовских племен удержала их от активной захватнической политики по «монгольскому» образцу. Быстрый переход к феодализму объясним многочисленными заимствованиями из экономических и политических систем более развитых соседей – русских княжеств, неоднократно устанавливавших власть над территориями Литвы, а также влиянием Польши.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.