Государственный строй в период становления абсолютной монархии (конец XVII – первая четверть XVIII вв.)
Во главе государства стоял абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, являвшийся главнокомандующим в армии и главой церкви. Характеризуя государственный строй, следует остановиться на реформах, проведенных в этой области Петром I. Разумеется, эти реформы были подчинены задаче обеспечения неограниченной власти царя. В 1721 г. Петр I принимает титул императора, превращаясь в неограниченного самодержавного монарха. В 1722 г. в соответствии с указом «О престолонаследии» устанавливался новый порядок наследования престола: император мог назначать своего преемника по собственной воле. Боярская Дума, постепенно превращаясь в бюрократическое учреждение, чье влияние на государственную политику становилось минимальным, а функции были сведены к судебным, перестало существовать как институт боярской оппозиции. В 1701 г. сохранявшиеся немногочисленные административные и надзорные функции Боярской думы были переданы новому органу – Ближней канцелярии, а позднее – Консилии министров. В 1711 г. Боярская дума упраздняется, а вместо нее учреждается Сенат, выполнявший законосовещательную, судебную, финансовую и ревизионную функции. Сенат состоял из присутствия – собрания сенаторов, готовившего и принимавшего указы и канцелярии, обслуживающей нужды присутствия. При Сенате с контрольными функциями была введена должность генерал-прокурора. В результате реорганизаций 1718 и 1722 гг. Сенат превратился в высший орган управления, осуществлявший контрольные функции над всеми ведомствами государства. Центральными органами отраслевого управления стали коллегии, сменившие приказы. За образец была взята шведская система отраслевого управления. Их число равнялось 12, а порядок работы определялся Генеральным регламентом 1718 г., в том числе: 1. Коллегия иностранных дел. 2. Военная коллегия. 3. Адмиралтейств-коллегия. 4. Камер-коллегия, ведавшая государственными доходами. 5. Штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами. 6. Ревизион-коллегия, осуществлявшая контроль и ревизии за движением государственных финансов. 7. Берг-коллегия, управлявшая горнодобывающей и тяжелой промышленностью 8. Мануфактур-коллегия, управлявшая легкой промышленностью. 9. Коммерц-коллегия, занимавшаяся внутренней и внешней торговлей. 10. Юстиц-коллегия, в ведении которой находились юридические вопросы. 11. Вотчинная коллегия, занимавшаяся судебными делами по землевладению. 12. Святейший Синод – Духовная коллегия. Возглавлялись коллегии президентами. Их решения принимались коллегиально. Коллегии, сменив огромное количество приказов, создавались для реализации основных направлений государственной политики. Главными из них были коллегия иностранных дел, военная коллегия и адмиралтейств-коллегия, что объясняется ведением активной внешней политики и завоевательных войн. Президенты этих трех коллегий входили в Сенат. Среди коллегий особое место занимали Главный магистрат и Духовная коллегия (Святейший Синод), заменившая патриарха и подчинившая православную церковь государству. Петром I учреждается фискалат и прокуратура – органы, контролировавшие исполнение законов государственными чиновниками и простыми поданными. В результате военной реформы была создана национальная регулярная армия, формировавшаяся на основе регулярных рекрутских наборов. Создается российский флот. Управление армией и флотом концентрируется в Военной коллегии и Адмиралтейств – коллегии, создаются органы военной разведки – служба квартирмейстеров.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|