Здавалка
Главная | Обратная связь

Общественно-политическое устройство России в первой половине XIX в.



 

Состояние Российского общества первой половины XIX века характеризуется противоречием сословных интересов; среди методов их смягчения преобладали реакционно-охранительные меры самодержавия.

В сфере общественного производства росло напряжение, вызванное неспособностью удовлетворить растущий потребительский спрос феодально-крепостническими методами хозяйствования. Важным фактором стал технический прогресс, – он изменил средства производства до состояний, требовавших капиталистических форм эксплуатации труда.

В отличие от аграрного, промышленное производство нуждалось в мобильных ресурсах (топливо, руда, рабочая сила, технологии и т.п.). Ресурсы, необходимые для обеспечения развивающегося промышленного производства, концентрируются в коммуникативных узлах – городах; туда же привлекается рабочая сила. Население городов неизбежно расслаивается в зависимости от различного отношения не только к средствам производства (фабриканты, наемные рабочие), но и к самому процессу производства (квалифицированные рабочие, администраторы, разнорабочие). В среде городского населения складывается многосложная система отношений, решить которую методами прямого администрирования было крайне затруднительно, – укрепляется базис для грядущих буржуазных реформ самоуправления.

Развивается посредничество между производителем товара и его потребителем – купечество становится сложным по внутреннему устройству сословием (делится изначально на гильдии, а затем на две статьи); со временем купечество привлекается для удовлетворения дворцовых интересов, а положение успешных купцов сближается с положением придворных – они носят шпаги и удостаиваются государственных наград.

Наряду с вышеописанными тенденциями, укрепляется и крепостное хозяйство, – оно, по существу, спасается от упадка. Главенствующим субъектом аграрного производства остается государство; землевладение и эксплуатация крестьян являются экономической основой самодержавия как политического курса, а потому не только сохраняется в неприкосновенности, но и развивается путем освоения незаселенных земель. Контроль над численностью государственных крестьян, их переписи, препятствия к переходу в другие сословия становятся повсеместными мерами. Сопутствующим условием становятся территориальные приобретения. Поощряется освоение государственными крестьянами «диких», незаселенных земель. Государство ограждает от потрясений всю систему земельных отношений: восстанавливаются привилегии дворянства, формулируются строгие правила о земельных и наследственных правах дворян, вступлении в дворянское сословие.

Таким образом, в России первой половины XIX в. сосуществуют в качестве конкурирующих феодально-крепостническое и капиталистическое хозяйства; государство вынуждено признавать институты последнего, так как продукты крепостной эксплуатации крестьян не могли удовлетворить не только внешнеторговый, но и внутригосударственный спрос. Поддержанное государством, крепостничество становится сильным конкурентом капиталистическим формам хозяйствования и сдерживает распространение последних.

Конфликты сословных интересов побуждают к поиску и укреплению социальной группы, которая стала бы опорой самодержавию. Дворянство, которое идеально подходило бы на эту роль, было немногочисленно, – всего 1,5 % от населения страны[5]. Смягчение условий для вступления в дворянство казалось самоочевидным выходом из ситуации, однако оно требовало наделения новых дворян землей и крестьянами, т.е. влекло рассредоточение государственных крестьян, – экономически не выгодное для государства последствие. Компенсаторной мерой стало появление разносословной социальной группы, освобожденной от повинностей, – «почетных граждан».

Таким образом, при сохранении сословий и их внутренних слоев, принципиальным стало деление общества лишь на две группы – податное и освобожденное от податей население.

Общественную группу, освобожденную от податей, начинало сословие дворян. Дворяне подразделялись на потомственных и личных, притом только потомственные дворяне владели поместьями. К середине XIX в. потомственных дворян было не более 600 тыс., и лишь 109 тыс. семей имели поместья с небольшим числом крестьян – в среднем 7 душ[6]. Поддержкой поместий могло бы стать отчуждение государственных крестьян в пользу дворян, однако эта мера, – как указывалось выше, – противоречила экономическим интересам государства. Вместо экономической поддержки самодержавие осуществило ряд охранительных мероприятий, превративших дворянство в изолированную группу, наделенную исключительными привилегиями, и в то же время огражденную от иносословных агентов. Александром I было восстановлено действие Жалованной грамоты дворянству, отмененной Павлом I. В 1827 г. дворяне получили право торговать с купцами, и иметь союзы в городах. В 1845 г. был введен запрет на отчуждение и дробление поместий, установлены строгие правила наследственного правопреемства, – поместье завещалось только старшему сыну. Усложнялись условия для вступления в дворянство, – по указу от 1815 г. получить потомственное дворянство мог лишь личный дворянин, отец (или дед) которого 20 лет беспорочно прослужил государству; по указам 1848-1856 г.г. получить потомственное дворянство мог служащий в чине пятого и четвертого класса по гражданской службе или восьмого и девятого класса по военной службе. Таким образом, государство делало все для того, чтобы дворянство – слой землевладельцев – не расширялось и не подрывало экономического господства главного собственника земли.

Вершина социума укреплялась за счет «почетных граждан» – института, введенного в 1832 г. Подобно дворянам, почетные граждане делились на потомственных и личных.

Потомственными почетными гражданами являлись дети личных дворян, дети священнослужителей, первостатейные купцы (купцы, декларировавшие свой доход на сумму, превышающую 30 тыс. рублей), ученые и творческая интеллигенция.

Личными почетными гражданами становились многочисленные служащие, собиравшиеся в городах – учителя, инженеры, врачи, а также лица, усыновленные дворянами.

Почетные граждане не несли рекрутской повинности, освобождались от подушной подати, не подвергались телесным наказаниям. В 1848 г. почетные граждане получили право приобретения незаселенных земель, но дворянами при этом не становились.

Деление общества коснулось всех без исключения его слоев. Духовенство было поставлено на государственную службу с содержанием из казны. Священнослужители, поступившие на службу, зачислялись в разряд потомственных почетных граждан и освобождались от податей; те же, кто отказывался, сохраняя духовный сан, служить государству, попадали в разряд податных. Впрочем, в первой четверти XIX в. все священники освобождались от поземельных податей и телесных наказаний, а их дома – от постоя.

В следующую социальную группу входило податное население.

Основой данной группы являлось сословие крестьян, делившихся на государственных (казенных), владельческих (помещичьих) и удельных (принадлежавших лично императорской семье). Независимо от включения в ту или иную группу, все крестьяне включались в ревизские списки, подлежали рекрутским наборам и телесным наказаниям, платили оброк и несли подати, подвергались иным формам эксплуатации. В первой половине XIX в. размер подушной подати вырос с 1руб. 26 коп. до 3 руб. 30 коп[7]. «Старинную барщину», ограниченную в 1797г. тремя днями работы в неделю, заменил оброк, однако дворовые – крестьяне, лишенные земельного надела, – обязывались к барщине шесть дней в неделю в обмен на ежемесячный паек.

По сравнению с остальными представителями сословия государственные (казенные) крестьяне оставались в более выгодном положении. По указу от 12 декабря 1801 г. им предоставлялось право покупать незаселенные земли; по указу от 28 декабря 1818 г. – покупать фабрики и заводы; в 1827 г. им предоставлено право владеть домами в городах, в том числе – с 1848 г. – в Москве и Санкт-Петербурге.

Среда владельческих крестьян характеризовалась сильной, практически личной зависимостью от помещика. Политический курс самодержавия по крестьянскому и, неизбежно, дворянскому вопросу состоял в том, чтобы укрепить эту зависимость крестьян, – не только с тем, чтобы обеспечить интересы дворянина, но и для того, чтобы крестьяне не сосредотачивались у неизвестных землевладельцев непредсказуемым для самодержца образом (это представляло политическую угрозу, если речь заходила об оппозиционных силах). Именно поэтому свободная торговля крестьянами строго воспрещалась.

По указу 1801 г. запрещались публикации объявлений о продаже крестьян, в том числе – с 1808 г. – о продаже крестьян на ярмарках, в 1809 г. запрещена ссылка крестьян в Сибирь за малозначительные преступления, в 1816 г. запрещена продажа крестьян, приписанных к фабрикам и заводам; в 1833 г. запрещена продажа крестьян на торгах публично и разделение при продаже крестьянских семей.

Таким образом, переход крестьян от дворянина к дворянину по торговым сделкам встречал серьезные препятствия; в то же время не воспрещались сделки между помещиком и крестьянином. Указ от 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» предусматривал освобождение крестьян за выкуп по обоюдному согласию помещика и крепостного. Указ от 2 апреля 1842 г. «Об обязанных крестьянах» также предусматривал освобождение крестьян – но не за выкуп, выплачиваемый единовременно, а за оброк или другую повинность. По указу от 12 июня 1844 г. крестьяне получали право выкупить себя при продаже с торгов разорившихся имений.

Базой будущих буржуазных реформ стала реформа государственной деревни 1837-1847 г.г. Идеологической основой реформы стало признание крестьянской общины и общинных отношений. При этих воззрениях вводилось управление общиной на четырех уровнях – губернии, округа, волости и сельского общества.

В состав податного населения включались и жители городов – ремесленники, мещане и рабочие люди, становившиеся основой формировавшегося российского пролетариата.

Состояние Российского общества первой половины XIX в. характеризовалось расслоением сословий, и - как следствие, – ослаблением внутрисословных связей, развитием межсословных отношений. Сложилось положение, при котором различные сословия объединялись в крупные социальные группы, имевшие общий интерес. Постепенно складывались предпосылки к переходу во всесословное самоуправление, появившееся во время буржуазных реформ второй половины XIX столетия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.