Понятие, признаки и требования законности 6 страница
Немало случаев, когда для обеспечения полной реализации юридических норм требуется вмешательство компетентных органов, наделенных властными полномочиями. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной службы и др. Эта форма реализации права называется применением права. 22.2Применение права —это властная организующая деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний к индивидуально-определенным лицам и жизненным случаям, осуществляемая в специально установленных законом формах и заканчивающаяся вынесением индивидуально-правовых актов (актов применения права).Оперативно-исполнительная форма применения права — это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Правоохранительная деятельность — это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Применение права имеет специфические признаки: 1) выступает как организующая властная деятельность государства, субъекты применения права - государственные органы; должностные лица; 2) осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений - правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно; 3) осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах; 4) это сложная форма реализации права, проявляется в сочетании с иными формами реализации; 5) это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права; 6) цель применения права – удовлетворение интересов всего общества, правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права; 7) сопровождается вынесением индивидуального правового акта. 22.3Выделяют три основных стадии процесса применения права: 1) Установление (анализ) фактической основы дела - устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми — правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера. 2) Установление юридической основы дела - дается правовая квалификация установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие. 3) Принятие решения по делу — завершающая стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова. В решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Решение по делу сопровождается вынесением индивидуально-правового акт, являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения. 22.4Акт применения права — это официальное, документально оформленное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, принятое на основе нормы права, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Его признаки: это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенной сфере; содержит властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое принудительной силой государства; имеет определенную, установленную законом форму и точное наименование; направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений; в нем индивидуализируются субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц; он имеет силу только для данного жизненного случая; должен быть законным, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Классификация актов применения права: по субъектам применения права - акты законодательной власти, главы государства, органов исполнительной власти, судов и пр.; по характеру принимаемого решения - коллегиальные и единоличные; по предмету правового регулирования: акты конституционно-правовые, административно-правовые и т.д.; по форме правоприменительной деятельности - акты регулятивные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание; акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению (протест прокурора); по территориальному принципу - акты республиканских органов и местных органов государства; по функциональному признаку - акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения, их права и обязанности, и правообеспечительные акты, которые призваны обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования; по своему юридическому значению – основные и вспомогательные, в зависимости от действия во времени - акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.); по форме внешнего выражения - акты-документы и акты-действия; по наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы приговоры, решения, предписания и т.д. Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п. Конклюдентные акты совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов). 22.5 Пробел в праве - отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Наличие пробелов в праве возникают по трем причинам: 1) в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования; 2) в результате недостатков юридической техники; 3) вследствие постоянного развития общественных отношений. Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества. Во избежание этого в праве существует два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов — аналогию закона и аналогию права. Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним по своему значению и характеру отношения. Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов и смысла права в целом. Речь идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах. Аналогия права может применяться и на основе принципов отрасли или института данной отрасли права. 22.6Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Юридические коллизии можно подразделить на 4 группы: 1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований. Коллизии между Конституцией и иными актами, в т.ч. законами разрешаются в пользу Конституции. Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку последние обладают верховенством и высшей юридической силой. На уровне практического правоприменения органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами: а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов; в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то общий. В целом способами разрешения коллизий являются: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие. Некоторые из этих способов используются одновременно. Существуют также международные процедуры устранения конфликтов.[kgl] [gl] Тема 23. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА[:] Цель:Рассмотреть понятие, структуру и виды толкования права Структура лекции: 23.1 Понятие толкования правовых норм 23.2 Виды толкования права 23.3 Способы толкования права 23.4 Акты толкования права 23.1Толкование права - деятельность компетентных государственных органов, общественных объединений и граждан по осознанию ими действительного содержания правовых норм. Оно представляет собой сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла содержащегося в норме права предписания, обнародование его для всеобщего сведения. Данный процесс состоит из двух частей. Первая часть этой деятельности – это уяснение - внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Разъяснение осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. В таком случае нужны дополнительные разъяснения действительного смысла правовой нормы. Разъяснение адресовано другим участникам отношений и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли, выраженной в НПА. Объектом толкования являются законы и подзаконные акты, предмет толкования - историческая воля законодателя, выраженная в законе (нормативном акте). 23.2В зависимости от субъектов толкования различают: официальное и неофициальное толкование. Официальноетолкованиедается уполномоченными на то субъектами государственными органами, должностными лицами, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Субъектами официального толкования по законодательству РК являются Конституционный Совет (толкует Конституцию), подзаконных актов - органы, издавшие эти акты. Неофициальноетолкование осуществляетсясубъектами, не обладающими полномочиями толковать правовые нормы: общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники, не имеет юридически обязательного значения. По степени обязательности официальное толкование различают двух видов нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное). Нормативноетолкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязательным. Казуальноетолкование является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. По субъектам нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентичноетолкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Легальноетолкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено. Нормативное и казуальное толкование по содержанию подразделяется на судебное и административное. Судебное толкование— этот разъяснение норм права, осуществляемое судами. Административное толкованиеразъяснение смысла норм нрава, кого рое дастся исполнительными органами государства. Неофициальное толкование по внешней форме своего выражения может быть устным(разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях) и письменным(в периодической печати, в различных комментариях). По субъектам неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное, доктринальное. Обыденноетолкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в правовой сфере жизни общества. Профессиональноетолкование исходит от юристов-профессионалов (разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан). Доктринальное (научное)толкование дается юридическими научно-исследовательскими учреждениями, учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях. По объему различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное. Буквальноетолкование наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны. Прирасширительномтолковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Ограничительноетолкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. 23.3Способ толкования - совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Грамматический (филологический, языковой) способ толкования - уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Главное – понять смысл слова, какой вкладывал в него законодатель. При логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. Систематическое толкование - это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, сопоставление их с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Специально-юридическое толкованиеосновывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Спомощью историка-политического толкованиявыясняются: исторические условия издания нормативного акта; социально-политические цели и задачи, которые преследовал законодатель, издавая этот акт. Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. 23.4Акт толкования права - это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права. Их можно классифицировать по различным основаниям: 1)по внешней форме - письменные и устные; 2)по юридической значимости- акты нормативного толкования и казуальные; 3) по юридической силе - актыисполнительных органов, судов и пр.; 4) по субъекту издания акта толкования - аутентичные и легальные; 5) по отраслям права: уголовно-правовые, административно-правовые; 6) по содержанию и сфере распространения: интерпретационные актыправотворчества; индивидуальные интерпретационные акты.[kgl]
[gl] Тема 24. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ [:] Цель:Определить понятие и виды правонарушения и юридической ответственности Структура лекции: 24.1 Понятие и виды правомерного поведения 24.2 Понятие правонарушения, его признаки и состав 24.3 Виды правонарушений 24.4 Понятие, основания, принципы и виды юридической ответственности 24.5 Основания, исключающие юридическую ответственность, и основания освобождения от юридического наказания 24.1 Правомерное поведение - это такое поведение людей, которое соответствует правовым предписаниям, является общественно необходимым и полезным. Его структура представляет собой единство четырех элементов. Субъектами выступают физические или юридические лица. Объектами правомерного деяния являются предметы материального мира или поведение субъектов. Объективная сторона включает все элементы, характеризующие правомерное деяние как акт внешнего действия. Субъективная сторона правомерного деяния отражает его внутреннюю сторону: мотивы, из которых исходят правомерно действующие участники общественных отношений, и цели, на которые направлены их действия. Виды правомерного поведения можно классифицировать по различным основаниям: 1) в зависимости от внешнего проявления - действия или бездействия, связанные с активной или пассивной формой поведения; 2) по степени активности – обычное, активное и пассивное правомерное поведение; 3) в связи с отношением личности к характеру правового предписания - привычное (основанное на соблюдении норм права в силу привычки, возникающее в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке); социально-активное (основанное на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных ориентиров поведения), конформистское (поведение, основанное на подчинении правовым требованиям без их глубокого осознания, в силу формального согласия с большинством); маргинальное поведение (основанное на боязни наказания за иные варианты поведения; 4) по формам реализации права - соблюдение, исполнение, использование, применение. 5) в зависимости от его связи с правоотношениями - влекущее их возникновение, изменение или прекращение;6) в зависимости от субъекта - деяния граждан, государственных органов, общественных организаций; 7) по отраслевой принадлежности норм - поступки административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т.п. 24.2 Правонарушение —это противоправное, общественно вредное, виновное поведение деликтоспособного лица, которое причиняет вред обществу, государству или отдельным лицам и влечет за собой юридическую ответственность. Признаки правонарушения:1. Общественная опасность - наличие вреда и его общественную оценку. 2. Противоправность - деяние, противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме. 3. Виновность - правонарушение должно быть результатом свободного волеизъявления правонарушителя.4. Общественно опасные (вредные) последствия Состав правонарушения — научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Эта система признаков необходима для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Обязательные элементы состава правонарушений: объект правонарушения, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения. Объект правонарушения - общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом: государственный строй, экологическое состояниеокружающей среды, жизнь, честь, здоровье человека и т.д. Объективная сторона правонарушения показывает его выражение вовне. Ее содержание: противоправное деяние, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Факультативными элементами объективной стороны выступают место, время, обстановка. Субъектправонарушения - физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т.е. возможностью отвечать за свои собственные поступки, посягающие на установленный правопорядок, существующие общественные отношения. Законодатель устанавливает определенные рубежи социальной зрелости индивида. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за совершение наиболее тяжких преступлений - с 14 лет. Субъективная сторона правонарушенияхарактеризуется наличием вины - психическим отношением лица к содеянному. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел бывает прямой (осознание правонарушителем общественно опасного характера своего деяния, предвидение общественно опасных последствий и желание их наступления) и косвенный (предвидении общественно опасных последствий и сознательное допущение их). Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность (предвидение правонарушителем возможности общественно опасных последствий и легкомысленный расчет на их предотвращение) и небрежность (непредвидение правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть). Факультативные элементы субъективной стороны - мотив, цель. 24.3Правонарушения весьма разнообразны. Их можно классифицировaть: 1) по сфере общественной жизни, где они совершаются: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушения в семейно-бытовой сфере;2) по характеру стоящей перед правонарушителем цели: а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели; б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей; 3) в зависимости от степени их социальной опасности - преступления и проступки. Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности, посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Объектами преступления являются конституционный строй, собственность, личность, имущественные и другие права граждан. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах жизни: гражданские, административные, дисциплинарные. Гражданские правонарушенияпосягают на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права (неисполнение или ненадлежащего исполнения договоров, причинение какого-либо имущественного вреда). Административные правонарушения -предусмотренные нормами административного, финансового, земельного и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности и др.).Дисциплинарные правонарушения -противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности предприятий и учреждений, трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.). 24.4Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер. Юридическая ответственность –возникшее из правонарушения правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение. Основная черта юридической ответственности — штрафное карательное назначение. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности, государства. Основанием юридической ответственности является правонарушение. Основные признаки юридической ответственности: 1) опирается на государственное принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права; 2) наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением; 3) выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя личного, имущественного, организационно-физического характера; 4) воплощается в процессуальной форме. Основные функции юридической ответственности — охрана правопорядка, наказание виновных и воспитание людей. Все функции преследуют цель — предупреждение правонарушений. Принципы юридической ответственности: законность; обоснованность; справедливость; целесообразность; неотвратимость, презумпция невиновности..Виды юридической ответственности: уголовная, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная ответственность. Отдельными авторами выделяется материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей. 24.5Любое противоправное деяние влечет за собой юридическую ответственность. Из этого общего правила имеются исключения, когда законодательством оговариваются такие обстоятельства, при наступлении которых ответственность исключается. Невменяемость -обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения. Два критерия невменяемости: медицинский (биологический) и юридический (психологический). Необходимая оборона - активная форма защиты гражданином своих прав, прав и законных интересов другого лица, общества, государства от преступного посягательства путем оказания сопротивления преступнику, нанесения ему вреда. Крайняя необходимость –нанесение вреда другому субъекту в целях устранения опасности, угрожающей правам и интересам данного лица или других граждан, государства, общества, личности или правам, если опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. Малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности. Здесь учитывается характер деяния, условия его совершения, отсутствие существенных вредных последствий, незначительность причиненного ущерба и т.д. Казус.В силу многообразия общественных отношений многие из них трудно заранее предусмотреть и закрепить законодательно. Государство охватывает правом лишь те из них, которые являются наиболее важными и актуальными, требуют правового разрешения. Основания освобождения от юридического наказания: 1) Изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным. 2) Само лицо перестало быть общественно опасным в силу последующего безупречного поведения и добросовестного отношения к труду. 3) Замена уголовного наказания другим (административным, дисциплинарным) или передача лица на поруки, в товарищеский суд. 4) Условно-досрочное освобождение от наказания - освобождение осужденного при определенных, указанных в законе, основаниях от дальнейшего отбывания до истечения срока, назначенного приговором суда, под условием несовершения в течение оставшейся неотбытой части наказания, от отбытия которой осужденный освобождается. 5) Отсрочка исполнения приговора (условное осуждение) применяется при назначении наказания лицу, которое впервые осуждено к лишению свободы на срок до трех лет. 6) Амнистия. 7) Помилование. 8) Преступность и наказуемость деяния были после вступления в законную силу приговора суда устранены уголовным законом. [kgl]
[gl] Тема 25. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ[:] Цель:Раскрыть процесс механизма правового регулирования и роль используемых в нем правовых средств ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|